Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы творческой работы






Можно использовать различные методы и приемы творческой работы[25, c.114]:

1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы).

2. Сочинение рассказов и сценок.

3. Инсценирование текста.

4. Составление киносценария.

5. Устное словесное рисование.

6. Иллюстрирование произведения.

7. Пересказы с творческими дополнениями:

- продолжить сюжет;

- рассказать, что случилось с героями дальше;

- пересказать произведение от лица одного из персонажей.

8. Лингвистический эксперимент.

9. Изложение с творческими заданиями.

10. Игры и викторины: “Кто это? ” (угадай героя, автора, название произведения и т.п.).

11. Работа с черновыми рукописями произведения.

12. Художественное рассказывание.

Все эти методы и приемы позволяют нам решать следующие задачи:

1. выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-особому;

2. создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся, творческие работы которых помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно;

3. подвести учащихся к мысли о том, что творчество – это удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет творчески относиться ко всему на свете, а творческий человек – интересный человек, к нему тянутся люди, он никогда не скучает и находит увлекательные занятия для всех, он всегда отыщет выход из самых трудных положений.

В каждом ребенке заложены творческие способности. Именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Но разбуженное в какой-либо области творческое начало послужит импульсом к более многостороннему развитию ребенка[28, c.134].

Наиболее эффективными видами творческой работы являются иллюстрирование произведения, позволяющее детям отобразить собственное видение героев, а также придумывание историй со сказочным сюжетом. Существует несколько направлений[31, c.146]:

1. Произведение, сценарий которого задан учителем;

2. Произведение, от начала и до конца придуманное учениками.

Естественно, эти творческие работы невозможны без предварительной подготовки: анализа сюжета и композиции сказки.

Материал произведений может служить и для внеклассной творческой работы, заинтересовывая ребенка литературой, побуждая прочесть произведение, отрывки из которого были использованы на занятиях, полностью. Кроме того, творческую активность учеников можно стимулировать с помощью устного словесного рисования. Этот прием, развивающий речь, воображение, дающий возможность соотнести содержание произведения с личными впечатлениями.

Эта работа заставляет вдумываться в смысл читаемого и воочию представлять изображенную картину. «Слово не просто звук, а возбудитель образов… Слушать… означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы», - писал К.Станиславский [34, c.113].

Также можно использовать на уроках литературы составление киносценария. Это не только один из вариантов анализа текста, это творческая игра с участием всего класса, развивающая фантазию и помогающая глубже всмотреться в текст. Это устное описание кадров воображаемого кинофильма, в форму которого условно воплощается изучаемый текст. В отличие от статики устного рисования устный киномонтаж – это описание динамически отраженного в произведении бытия.

Эта работа включает следующие этапы:

1. Изъятие отрывков, которые невозможно экранизировать.

2. Перегруппировка абзацев, фраз и расположение их в удобном для экранизации порядке.

3. Фиксация моментов, требующих дополнения, расширения.

4. Составление черновой редакции.

5. Редактирование сценария.

Основным средством активизации творческих способностей учащихся в 10 и 11 классах является написание разного вида сочинений:

- сочинение-анализ стихотворения;

- сочинение «Мое любимое стихотворение», «Интерпретация поэтического текста»;

- сочинение-характеристика героя;

- сочинение-миниатюра.

Помимо написания сочинений, составления планов (хронологического, тезисного, цитатного) и подготовки индивидуальных сообщений о биографии писателя, об истории создания произведения, о героях, об особенностях поэтики произведения, а также обзора критической литературы по изучаемому произведению, успешно можно использовать лингвистический эксперимент, позволяющий внести элемент творчества в работу с поэтическим текстом. Этот прием состоит в замене слов и выражений текста синонимами или в восстановлении авторского текста, в котором намеренно пропущены определенные слова, что наталкивает ребят на размышления по поводу стилистических особенностей произведения. С помощью такого приема читатель выверяет, насколько удачно автором подобрано то или иное слово, можно ли его безболезненно заменить другим, какую смысловую и эмоциональную функцию выполняет данное слово в тексте[53, c.143].

В старших классах большой объем произведений, обилие сложных заданий и обязательных форм работы не всегда позволяют достаточно внимания уделить творческому развитию учащихся. Поэтому, элементы творческих работ должны органично вплетаться в материал программных уроков и помогать старшеклассникам проникать в замысел автора, его творческую лабораторию и при этом совершенствовать и развивать свои творческие способности и возможности.[44, c.156]

При организации творческой работы на уроках необходимо, чтобы предлагаемая тема или жанр работы увлекали ребят, были актуальными и доступными для данного возрастного коллектива. Также можно ввести лабораторные работы, позволяющие глубже наблюдать над ролью слова в художественном тексте.

Таким образом, всю работу по активизации творческого потенциала учащихся, можно систематизировать, объединив уроки в следующие группы[34, c.115]:

1. «В творческой лаборатории писателя»

Это уроки, построенные на наблюдении за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции.

• стилистический эксперимент;

• лингвистический эксперимент;

• сопоставительный анализ черновых рукописей и окончательного варианта произведения.

2. «Глазами режиссера»

Это уроки, на которых идет работа над выразительным чтением произведений, над составлением киносценариев, подготовкой инсценировок произведений или их отрывков.

3. «Сочиняем сами»

Уроки литературного творчества учащихся. На занятиях ребята пытаются использовать уже изученные языковые и художественные средства для создания собственных текстов в разных жанрах[56, c.123].

Безусловно, задача - стимулировать творчество и общение, воспитывая потребность в познании нового и приобщении к ценностям культуры – не может быть решена в течение нескольких уроков. Это планомерная и кропотливая работа.

Также при работе с текстом можно проводить[55, c.22]:

1. самостоятельные поисковые работы учащихся, предполагающие использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, конечным итогом которой может стать написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие информационный поиск школьников.

2. работы над сценарием фильма или спектакля по изучаемой пьесе. Еще в 20-е годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, одноклассников – идет коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим целый комплекс мультимедийных средств, которыми и располагает современное обучение.

3. знакомства с режиссерскими интерпретациями художественных текстов с целью создания видеоролика о сценической истории того или иного литературного персонажа – также весьма эффективный образовательный прием, позволяющий не только расширить общий кругозор учащихся, но и углубить понимание произведения, лучше понять его идею, авторский замысел, многомерность и сложность каждого из созданных писателем характеров, чему содействует знакомство с разными вариантами его кинематографического и сценического «прочтения». Использование фрагментов экранизаций и сценических постановок особенно целесообразно как раз при изучении драмы, что обусловлено спецификой данного рода искусства.

4. создание рекламных проектов по прочитанному. Создание рекламного ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид работы, который способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления. Это вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик того или иного автора. Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть: 1) инсценизация; 2) словесное описание рекламы произведения на телевидении; 3) реклама произведения, звучащая на радио; 4) реклама произведения в печатном издании; 5) телереклама; 6) комбинированный вид рекламного проекта произведения.

Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков можно выделить[59, c.30]:

1) составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению;

2) создание макета иллюстраций к тексту, обложки к книге;

3) создание фотогалереи. Что касается последней разновидности творческого задания – создания фотогалереи – то каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы часто составляется словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах. Заключительный урок – защита творческих работ, включающий элементы рефлексии: Что удалось? Над чем стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?

Существуют следующие виды работ[19, c.94]:

1. написать статью «Детектив» для словаря литературоведческих терминов (с обращением для примеров к конкретным текстам)

2. Ассоциация - такая связь идей, представлений, при которой одно вызывает в сознании другое благодаря их сходству, смежности или противоположности. Виды работ по ассоциативным представлениям:

· Слуховая ассоциация - ощущения, представления, возникающие в процессе восприятия музыкального произведения. В итоге предлагается написать сочинение – этюд, передать свои впечатления, описывая возникшие образы. (Сочинение-этюд – это небольшое по объёму сочинение, описывающее реальные предметы или явления. Цель данного вида работы: научить ребёнка описывать отдельный предмет для того, чтобы от описания малого он мог перейти к сочинениям большего объёма. Особенностью сочинения-этюда является то, что в нём практически не употребляются глаголы, а преобладают существительные и прилагательные. Работа над этим сочинением развивает наблюдательность, расширяет лексический запас, пополняет синонимический ряд.)

Вторая часть работы - организация в классе обсуждения написанного.

· Киноэстетическая ассоциация - ощущение себя в роли предмета.

Предложить ученику представить, что он, например, — учебник не любимого школьного предмета, компьютер, другой бытовой предмет, которым вы часто пользуетесь. Что вы чувствуете? Ощущаете? Каковы ваши действия?

· Визуальная ассоциация. Описать возникшие ассоциации, например, глядя на картину.

Также можно использовать следующие творческие задания:

• составление кроссвордов по биографии писателя;

• моделирование эскизов костюмов;

• реклама «новой» книги;

• составление тестов по изучаемому произведению;

• интерпретация стихотворения.

Такие работы позволяют усилить творческую и познавательную активность учащихся, что достигается системой разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на обобщение и систематизацию изученного, совершенствование литературоведческих компетенций учащихся, развитие у них аналитического и критического мышления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.