Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и просвещение






Наука и просвещение в Хорватии на первом этапе национального возрождения носили в основном прикладной характер, способствовали национальной интеграции. В это время, приходящееся на первую половину Х1Х века, основное место в научных исследованиях занимают гуманитарные науки - филология, литературоведение, история, философия. Повышенный, углубленный интерес к прошлому народа, позволял найти документальные свидетельства об «историческом праве» на независимость. Важную роль в деле становления хорватского просвещения и науки сыграла созданная в 1842 г. «Матица иллирская». Активное изучение национального языка и истории происходит как на базе Матицы, так и на открытой в Загребской учебной академии кафедры хорватского языка и литературы.

Школьное дело в Хорватии было поставлено несравненно лучше, чем в Сербии. Здесь уже в начале XIX в. существовали гимназии в Загребе. Осиеке, Пожеге и Вараждине.

Во второй половине ХIХ века наука выходит на теоретический уровень, довольно сильно интернационализируется, она направлена и на решение задач технического прогресса, модернизации. В 1863 г. в Загребе была открыта хорватская академия наук, которая получила название в духе югославянских идей - Югославянская академия наук и искусств. В 1873 г. начинает работу первый университет у южных славян - Загребский университет. Университет и Академия становятся центрами науки и культуры не только для хорватов, но и для других югославянских народов Австро-Венгрии. Здесь обучались и славяне из присоединенной к Габсбургской империи Боснии и Герцеговины.

 

Литература, изобразительное искусство. Музыка и театр

К началу ХIХ в. на хорватских землях уже сложилась литературная традиция. В Далмации она находилась под сильным влиянием итальянской литературы барокко и просвещения, а на территории Гражданской Хорватии и Славонии была связана с немецким просветительством и романтизмом. Наличие собственного дворянства. Интеллектуальной элиты в нескольких поколениях придавало хорватской литературной традиции классические черты литературы как искусства, а не как средства просвещения народа. Кастовость этого вида искусства, рассчитанного на избранный круг читателей, выражалась и в том, что произведения хорватской литературы создавались на латинском языке. Тесное переплетение задач национальной интеграции, политического просвещения и пропаганды национальной идеи ставили перед деятелями хорватского Национального возрождения задачу демократизации литературы. Этой просветительской деятельностью в литературе активно занялись участники иллирийского движения. Л. Гай и его сподвижники начали издавать журналы, газеты и брошюры на хорватском языке. Собственно профессиональных литераторов в это время еще не было, литература считалась изысканным хобби образованных людей. Однако именно в это время на фоне любительского писательства выдвигаются и подлинные литературные таланты.

Одним из крупнейших хорватских поэтов ХIХ века был деятель иллирийского движения и видный политик Иван Мажуранич (1814-1890). Он начал свое литературное творчество еще в иллирских журналах в 30-е гг. Его лучшее произведение поэма «Смерть Смаил-Аги Ченгича» (1846) написано в традициях романтизма и повествует о противостоянии турок и южных славян в эпоху Османского владычества.

Загреб считался музыкальной столицей южных славян, ибо здесь традиции музыкальных обществ и организаций сильны были еще c XVII в. Хорватское музыкальное общество, возглавляемое иллирами осуществило в 1846 г. постановку первой хорватской национальной оперы Ватрослава Лисинского «Любовь и злоба». В.Лисинский (1819-1854) - автор более ста музыкальных произведений, которые он старался аранжировать в «югославянском» духе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.