Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование болгарского национального государства






 

Сан-Стефанский прелиминарный договор. Берлинский трактат. Прелиминарный договор представители Российской и Османской империй подписали 3 марта 1878 в г.Сан-Стефано (Ешилькёй). В соответствии с ним на территории от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера (общей площадью 160 тыс. кв. км) предусматривалось образование автономного Княжества Болгарии “с христианским правительством и народной милицией” (ст. 6). Согласно договору Княжество должно было объединить в своих границах Мизию, Южную Добруджу, большую часть Македонии и Фракии, то есть практически все те епархии, кроме Нишской и большей части Доростоло-Червенской (Русенской), на которые со времени своего учреждения (1870 г.) претендовал Болгарский экзархат, являвшийся до возникновения болгарского национального государства основным интеграционным и мобилизационным национальным фактором. Границы Княжества, определенные Сан-Стефанским договором надолго стали для болгар символом их “идеального” отечества.

Сделанная в Сан-Стефано заявка на возможность создания “под покровительством” России достаточно обширного по территориальному охвату и обладающего выгодным геостратегическим положением на Балканах болгарского государства незамедлительно вызвала негативную реакцию со стороны прежде всего Великобритании и Австро-Венгрии. Полемика развернулась вокруг практического применения принципа обязательности для национального государства совпадения этнических и государственных границ. Ссылаясь на него, Великобритания и Австро-Венгрия обвиняли Россию в стремлении во имя своих собственных интересов создать фиктивное национальное государство, включающее “соседние народности”, на опасность ущемления прав которых они неоднократно указывали.

Под давлением Великобритании и Австро-Венгрии условия Сан-Стефанского прелиминарного договора были пересмотрены состоявшимся в Берлине конгрессом великих держав (13 июня - 13 июля 1878 г.). Договором, подписанным 13 июля 1878 г. Австро-Венгрией, Великобританией, Германией, Италией, Россией и Турцией, предусматривалось: территорию (площадью 62 776 кв. км с населением около 2 млн человек) самоуправляющегося под главенством султана Княжества Болгарии ограничить Дунаем, Балканскими горами и Софийским санджаком; территорию, заключенную между Балканскими горами, Родопами и Черным морем (площадью 35 901 кв. км с населением 815 946 человек), оставить под прямой политической и военной властью султана при условии предоставления ей полной административной автономии в качестве провинции, именуемой “Восточная Румелия”, с административным центром в г. Пловдиве; Эгейскую Фракию и Македонию возвратить Османской империи с условием введения в каждой провинции органических уставов по типу Критского 1868 г. Срок временного русского управления был сокращен до 9 месяцев со дня ратификации договора. Остальные же статьи Сан-Стефанского договора, относившиеся к Княжеству Болгария, остались практически без изменений.

 

Учредительное собрание. Тырновская конституция. Формирование болгарского национального государства пошло по пути закрепления происшедших в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. перемен, а именно, смены ролей в системе “господства-подчинения”, обеспечив болгарам-христианам по праву “коренной”, государствообразующей, нации привилегированное положение. Базисным здесь явился обретенный в Османской империи опыт политической жизни, когда каждый мусульманин, даже находившийся на самой низкой ступени социальной лестницы, обладал устойчивым самосознанием, подкрепляемым практикой, своего превосходства по отношению к “неверным”. Так как в империи водоразделом служил конфессиональный признак, то он наряду с этническим стал решающим в определении состава “коренной” нации нового государства, из которого, соответственно, оказались исключенными те болгары, которые исповедовали ислам (болгары-магометане, или “помаки”).

Восприятие мусульманами происходившего было аналогичным. Нежелание оказаться в “не своем” государстве, государстве вчерашних райя, и принять неизбежную при этом смену ролей в системе “господства-подчинения”, заставляло мусульман, даже не имевших на то никаких других видимых причин, покидать Княжество.

При этом для самих болгар-христиан оставался нерешенным вопрос, - в праве ли они осуществлять национально-государственное строительство в границах, установленных Берлинским договором. Он был вынесен на Учредительное собрание, обязанное решить вопросы государственного устройства Княжества и выработать Органический устав.

Учредительное собрание начало свою работу 23 февраля 1879 г. в г. Велико Тырново. В нем приняло участие 229 депутатов “по должности”, а также избранных и назначенных русским императорским комиссаром князем А. М. Дондуковым-Корсаковым. Из них 16 представляло национальные меньшинства (турецкое, греческое, еврейское) и 203 - болгар-христиан.

Только после месяца бесплодных дискуссий о неприемлемости для болгарского народа условий Берлинского договора депутаты под давлением представителей России перешли к рассмотрению проекта Органического устава. Он был подготовлен комиссией С. И. Лукьянова, возглавлявшего отдел юстиции Совета при императорском комиссаре. Депутаты внесли в предложенный им проект существенные поправки. Было решено: именовать основной закон Княжества Болгария не Органическим уставом, а конституцией, опустить фразу относительно вассальной зависимости Княжества от Османской империи, отказаться от принципа назначения князем депутатов парламента (Народного собрания), а также от государственного совета как института исполнительной власти и т.д.

Принятая 29 апреля 1879 г. Учредительным собранием конституция утвердила в качестве государственной формы правления конституционную монархию. Однако при этом она не разрешила вопрос о единой и неделимой верховной власти. С одной стороны, монарх был наделен правом утверждения законов, роспуска Народного собрания, назначения новых парламентских выборов и т. д., но, с другой, его полномочия ограничивались парламентом. Народное собрание согласно своим функциям и полномочиям подразделялось на великое и обыкновенное, то есть регулярно созываемое. К задачам Великого Народного собрания было отнесено решение таких вопросов, как внесение изменений в конституцию, избрание монарха, обмена или отчуждения территорий, а Обыкновенного - разработка и принятие законов, утверждение бюджета, осуществление контроля за деятельностью правительства.

Конституцией гарантировались равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности, частной собственности и жилища, свобода слова, печати, собраний и организаций, предоставление избирательного права всем мужчинам, достигшим 21 года, обязательное и бесплатное начальное образование и т. д. Вместе с тем конституция устанавливала главенство православной веры (“Господствующая в Болгарском Княжестве вера есть Христианская Православная Восточного Исповедания” - ст. 37).

Конституция, именовавшаяся впоследствии Тырновской, в полной мере явилась выражением представлений политически мобилизованного населения Княжества о прогрессивном и современном государстве, к созданию какового оно стремилось.

30 апреля 1879 г. начало свою работу первое Великое Народное собрание, которое избрало князя. Им стал Александр Баттенберг (1857-1893), сын Александра Гессенского, племянник российской императрицы Марии Александровны, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Принятие Тырновской конституции и избрание князя оформили окончательно учреждение Княжества Болгария как самостоятельного государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.