Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БОСНИЙСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ




БОСНИЙСКИЕ ЗЕМЛИ ВXIII - XV вв.

В первой половине XIII в. возник особый комплекс проблем, связанных с Боснией. Предшествующая история боснийских зе мель почти неизвестна. Здесь еще в X — XI вв. появилось государ ственное образование во главе с баном, но из-за своей слабости оно находилось сначала под властью дуклянских правителей, а затем венгерских королей с небольшим перерывом во второй половине XII в., когда боснийские земли входили в состав Виза нтийской империи.

С XIII в. в источниках появляются упоминания о «боснийской вере» как еретическом учении дуалистического типа, обыч но отождествляемом с распространенным на Балканах богомильс твом и итальянским патаренством. Принимая такую оценку, сле дует, однако, иметь в виду, что движение, которое зародилось в X в. в Болгарии и носило ярко выраженный антисеньориальный характер, к рассматриваемому времени в значительной мере его утратило: в ряды богомилов влились довольно многочисленные представители господствующего слоя, преследовавшие свои пол итические цели. В Боснии это было связано с внешнеполитическими обстоятельствами — борьбой за сферы влияния между вос точной и западной церквами, используемой правителями сосед них государств (т.е. Венгерского королевства — Босния граничит с хорватскими землями на севере и юго-западе — и Сербии — восточная граница) и создавшей объективные предпосылки для эмансипации боснийских банов.

В результате в боснийских землях сложилась чрезвычайно ори гинальная ситуация: формально в церковном отношении они подлежали юрисдикции одного из католических архиепископов, имевших резиденции в далматинских городах (Бар, Сплит, Дубровник), но богослужение велось здесь на славянском языке и, вероятно, по восточному обряду, а главное — католическое ду ховенство не получало с боснийской паствы десятин. Видимо, по двусмысленное положение и способствовало тому, что боснийские земли превратились в убежище для еретиков, преследу емых как в Сербии, так и в Далмации. (129)

Первые конкретные сведения о боснийской ереси относятся ко времени понтификата Иннокентия III (правителем Боснии то время был бан Кулин). В 1203 г ., накануне своей кончины , Кулин был вынужден принести публичное покаяние. Однако на протяжении всего длительного правления его преемника (до се редины XIIIв.) папству не удалось достигнуть реальных резуль татов, так как новый бан проводил непоследовательную политику. С одной стороны, он искал покровительства папской курии против дерзкой знати, с другой - стремился освободиться от зависимости от венгерского короля, чему способствовала ситуация в самом королевстве: в ходе династической борьбы один из претендентов на престол заключил союз с королем «обеих Си цилий», имевший далеко идущие последствия.

Вплоть до второй половины XIV в. боснийские правители но сили титул банов и почти постоянно оставались в зависимости от венгерских королей, но во второй половине XIV в (вследствие ослабления позиций хорватской аристократии, а затем – после смерти Лайоша I – и смерти венгерского короля) бан Твртко (1353-1391) сумел добиться независимости, распространил свою власть на некоторые сербские и хорватские области (в частнос ти, на далматинские города) и принял королевский титул, наименовав себя «королем Сербии, Боснии, Хорватии, Далмации и Приморья».


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал