Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 40. Расследование контрабанды

 

Уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена ст. 188 УК РФ. Данная норма является бланкетной, поэтому квалификация соответствующего деяния невозможна без обращения к целому ряду нормативных актов, регулирующих таможенное дело. К законодательству в области таможенного дела, кроме Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ)1, относятся иные нормативно-правовые акты таможенного законодательства (например, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»), указы Президента Российской Федераций, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области таможенного дела (например, Пост. Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 783, которым утверждено «Полржение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ»), а также соответствующие положения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной границе, о налогах и сборах, о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 1, 3, 12 ТК РФ). Перемещение предметов, предназначенных для предпринимательской деятельности, регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Общественная опасность комментируемого преступления заключается в том, что оно нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия и т.д. Предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении правил, установленных ТК РФ.

В ч. 1 ст. 188 УК РФ речь идет о крупном размере перемещения контрабанды через таможенную границу РФ. В примечании к ст. 169 УК РФ сказано, что за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 1991 крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. рублей, особо крупным — один миллион рублей (Примечание введено Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный Оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу Федеральным законом от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»; Указом Президента РФ «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения» от 11 апреля и 28 сентября 2001 г., Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2001 г. №462 и другими нормативными актами. Закон перечисляет такие предметы в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // РГ. 2003. 3 июня. Введен в действие с 1 января 2004 года (ст. 437 ТК РФ от 28 мая 2003 г.). Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ) (далее — ТК РФ 1993 г.) в соответствии со ст. 438.ТК РФ утрачивает силу с 1 января 2004 года, за исключением главы 12, регулирующей правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада), которая действует до. момента вступления в силу соответствующего федерального закона.

Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ, характеризуются действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов. Перемещение через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11, ст. 291 и 3 Ю ТК РФ означает:

а) ввоз на таможенную территорию;

б) вывоз с таможенной территории;

в) пересылку почтой;

г) использование трубопровода или линий электропередачи.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, согласно ст. 14 ТК РФ подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. При пересечении таможенной границы, а также при изменении их таможенного режима в соответствии со ст. 123, 124 ТК РФ они подлежат декларированию таможенным органом1. В том случае, если товары перемещаются физическими лицами, их декларирование производится этими лицами при следовании через Государственную границу Российской Федерации (ст. 286 ТК РФ).

Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство, искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации, ограниченные таможенной границей. В случаях, предусмотренных ТК, таможенной территорией могут считаться свободные таможенные зоны и свободные склады, расположенные за пределами таможенной границы. Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей, которая частично совпадает с Государственной границей РФ (ст. 2 ТК). Ввоз товаров, предметов и транспортных средств связан с фактическим их перемещением через таможенную границу. Под вывозом понимается подача таможенной декларации и совершение других действий (вход, въезд физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, в пункт пропуска, сдача предметов транспортным органам либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории) до фактического пересечения таможенной границы (ст. 11 ТК).

Учитывая, что детальная характеристика названных предметов контрабанды изложена в разделах, посвященных расследованию преступлений, предусмотренных ст. 189, 218, 220, 222, 228, 2282, 234, 248 УК РФ, при расследовании деяния, описанного в ч. 2 ст. 188 УК РФ, надлежит иметь в виду следующее.

Под наркотическими средствами как предметом контрабанды в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1997 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» следует понимать вещества растительного или синтетического происхождения, а также содержащие наркотические вещества, лекарственные препараты, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему2. Эти препараты включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утверждаемый Правительством РФ3. Перечень наркотических средств изложен в двух списках. Список I включает в себя наркотические средства, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством России и ее международными договорами. Список II включает в себя наркотические средства, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством России и ее международными договорами.

Под психотропными веществами согласно ст. 1 упомянутого Закона следует понимать природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, включенные в соответствующие списки международных конвенций. Перечень психотропных веществ, оборот которых в России запрещен либо ограничен, содержится в списках I—III названного Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Перечень ядовитых веществ находится в списке № 2 Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ, который основан на перечне ядовитых и сильнодействующих веществ и веществ, включенных в таблицы I и И Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., номенкла-

' Хотя ст. 123 ТК РФ в отличие от ст. 168 ТК РФ 1993 г. не содержит прямого указания на необходимость декларирования транспортных средств, согласно п. 3 ч. 3 ст. 124 ТК РФ внесение в таможенную декларацию сведений о транспортных средствах, используемых-для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем, обязательно.

: СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 219.

3 В настоящее время действует перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681//СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.

тура которых утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. №930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 278»1.

Установление наличия таких предметов контрабанды, как огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы и взрывчатые вещества, предполагает обращение к положениям Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», вступившего в силу с 1 июля 1997 г.2 и Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» от 25 июня 1996 г. № 5 // Бюлл. ВС РФ. 1996. № 8. С. 4-7. Так, предметом контрабанды по ч. 2 ст. 188 УК РФ является только огнестрельное оружие, т.е. оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом боеприпасы представляют собой устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида. Взрывные устройства, в том числе самодельные, состоят из взрывчатого вещества и специального устройства, конструктивно предназначенного для инициирования взрыва. Взрывчатые вещества — это соединения или смеси веществ, которые обладают способностью к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву), выделяющему большую кинетическую энергию.

Определения радиоактивных веществ, радиационных источников и ящерных материалов даны в Федеральном законе от 20 октября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 94-ФЗ (СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2949)3. Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества— это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Радиационные источники — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия» в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. По смыслу ст. 3 указанного Закона к предметам контрабанды следует относить радиоактивные отходы, т.к. они представляют собой «ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается»4. В соответствии со ст. 64 указанного Закона экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля. Список ядерных материалов, оборудования и неядерных материалов, подпадающих под экспортный контроль, содержится в Указе Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 (в ред. Указов Президента РФ от 21 января 1997 г. № 32, от 12 мая 1997 г. № 468, от 5 мая 2000 г. № 798, от 21 июня 2000 г. № 1151) «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»5.

Понятия оружия массового поражения и средств его доставки изложены в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»6. Так, оружие массового поражения представляет собой ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки— ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

Перечень и характеристика продукции военного назначения содержатся в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № П4-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»'. Понятия вооружения, военной техники, военного имущества уточнены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. №306 «Об

'СЗРФ. 1996. №34. Ст. 4122-2 СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 5681, * СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

4 Представляется, что к данной категории предметов целесообразно относить тепловыделяющие сборки ядерных реакторов («машиностроительные изделия, содержащие ядерные материалы и предназначенные для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществлевдш контролируемой ядерной реакции») и облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов («облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо»).

5 СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 742. «СЗРФ. 1999. №30.Ст. 3774.

утверждении положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. № 16. От. 1702)\

Такие предметы контрабанды, как материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки, определены в целом ряде нормативных актов. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» указывает на то, что в этом смысле такими предметами являются сырье, материалы, оборудование, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники3. Перечень оборудования и материалов двойного назначения, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, содержится в Указе Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 36, которым утвержден Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль4.

Для определения перечня материалов» пригодных для создания средств доставки оружия массового поражения и иных видов вооружения, целесообразно также использовать положения Указа Президента РФ «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 8 августа 2001 г. № 1005s. Также с этой целью целесообразно пользоваться положениями Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий»6, Указом Президента РФ от 28 августа 2001 г. № 1082 «Об утверждении Списка химикатов,, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»7. '

Перечни стратегически важных сырьевых товаров содержались в ряде Постановлений Правительства РФ, принятых на основе Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 628 «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров»*, который утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от б марта 1995 г. № 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 16 ноября 1996 г. № 1552)9. Отмена института «спецэкспортеров» стратегически важных сырьевых товаров и квотирование их экспорта были окончательно закреплены в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (в ред. от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ (в ред. 5 августа 2000 г.) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»10, а также в Постановлении Правительства РФ «О федеральной программе развития экспорта»". Изложенное указывает на то* что контрабанда стратегически важных сырьевых товаров квалифицироваться по ч. 2 ст. 188 УК РФ не может, а является преступлением, предусмотренным ч. 1 этой же статьи при условии установления надлежащего размера стоимости такого товара.

^СЗРФ. 1998. №30. Ст. 3610.

3 В соответствии с данным положением «вооружение, военная техника— комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники); военное имущество — системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства, " коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты».

Это же Постановление утверждает порядок транзита указанных предметов через территорию Российской Федерации. См. также: Приказ ГТК РФ от 21 декабря 2000 г. № 1192 «О транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации» (вместе с «Порядком выдачи и аннулирования разрешений на транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации») // РГ. 2001.15 февраля.

3 Научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, о которых также идет речь в данном законе, целесообразно относить к предмету преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ.

4 СЗ РФ. 2003. №3. Ст. 208

5 СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. Ц). Ст. 3441.

6 СЗ РФ. 2000. № 52 (Ч. II). Ст. 5153) (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №612. Данное Постановление содержит в себе понятия ядерных материалов, оборудования, критичных с точки зрения нераспространения ядерного оружия — критичной ядерной продукции. Также этот нормативный акт определяет порядок и условия экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий.

7 СЗ РФ. 2001. №36. Ст. 3542.

8 ВСНД и ВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1424.

9 СЗ РФ. 1995. №11. Ст. 968.

10 СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923. UC3 РФ. 1996. № 8. Ст. 770.

В том случае, если установлен факт контрабанды культурных ценностей, в отношении которых существуют специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, соответствующее деяние также следует квалифицировать по ч. 2 ст. 188 УК РФ. Перечень указанных предметов содержится в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей»1. Следует также иметь в виду, что к культурным ценностям относятся и коллекции культурных ценностей — совокупности однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Кроме того, в ст. 9 указанного закона определен перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие данного Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден приказом Минкультуры РФ от 7 августа 2001 г. № 8442.

Перемещение признается незаконным, когда ввоз и вывоз указанных предметов осуществляется одним из указанных в Законе способов. УК РФ называет шесть способов совершения преступления.

Перемещение помимо таможенного контроля означает физическое перемещение предметов вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления.

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля включает использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение предметов, придание одним предметам вида других.

Перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации заключается в представлении таможенному органу поддельных или недействительных документов или средств таможенной идентификации (накладных, багажных квитанций, актов о выгрузке товаров и т.д.), выданных таможенными органами или оформленных с их участием.

Перемещение с недекларированием или недостоверным декларированием означает незаявление по установленной форме достоверных сведений о перевозимых предметах.

Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов: при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу (государственную границу), при вывозе — с момента ввоза предметов на таможенную территорию и оформления документов для их вывоза.

Как было сказано выше, обязательным признаком объективной стороны контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер, понятие которого дается в примечании к ст. 169 УК РФ. Это сумма, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. 16.1 и 16.2 КоАП). Незаконное перемещение через таможенную границу РФ предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, даже в малых размерах образует уголовно наказуемую контрабанду, поскольку такие действия могут представлять угрозу для мира и безопасности людей.

Преступление совершается с прямым умыслом.

Часть 3 ст. 188 УК РФ содержит два квалифицирующих обстоятельства:

а) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (это может быть работник таможенной службы или должностное лицо, освобожденное от некоторых форм таможенного контроля); б) совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может выражаться в виде побоев, телесных повреждений различной тяжести. Контрабанда, сопряженная с лишением жизни таможенного сотрудника, должна квалифицироваться по совокупности преступлений.

Часть 4 ст. 188 предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, понятие которой дается в ч. 3 ст. 35 УК РФ. В состав такой группы могут входить рядовые граждане, должностные лица органов государственной власти, правоохранительных органов, таможенной службы.

Данное преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий, направленных на перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации. Смысл положений ТК РФ указывает на то, что моментом окончания контрабанды при вывозе ее предметов может являться совершение действий, направленных на пересечение этими предметами таможенной границы РФ или подача таможенной декларации (таможенных документов) в зависимости от установленного ТК РФ порядка и сроков декларирования конкретных видов товаров3. При ввозе состав контрабанды является оконченным при

'ВСНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 37.

3 Например, ввоз и вывоз электроэнергии допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования в 20-дневный срок, который может быть продлен не более чем на 5 дней (ст. 314 ТК РФ). В то же время, согласно ст. 310 ТК РФ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефтепродукты, природный газ и пр.), допускаются только после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом.товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима.

фактическом пересечении указанными предметами таможенной границы Российской Федерации1.

Наступления общественно опасных последствий для квалификации контрабанды не требуется.

Таможенная граница Российской Федерации в соответствии со ст. 2 ТК РФ составляет единую таможенную территорию Российской Федерации и совпадает с ее государственной границей, за исключением того, что российская таможенная территория также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пределы этих объектов также являются таможенной границей Российской Федерации2.

При определении пределов таможенной границы Российской Федерации следует учитывать, что на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых федеральными законами.

Как известно, обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава является один из альтернативных способов: 1) помимо таможенного контроля; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 4) сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

При доказывании наличия в действиях субъектов контрабанды одного из указанных способов ее совершения следует иметь в виду, что согласно ст. 14 ТК РФ (ст. 168 ТК РФ 1993 г.) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Осуществление таможенного контроля — совокупности мер, предпринимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, — обеспечивается декларированием товаров и помещением их под такой контроль до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также при ввозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.

Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля может выражаться в двух действиях3: 1) в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации вне установленных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где в соответствии со ст. 405 ТК РФ находятся места размещения ее таможенных органов4; 2) в таком перемещении вне установленного ст. 407 ТК РФ времени работы таможенного органа, даже если оно производилось в установленных местах5. В том случае, если товары и (или) иные предметы перемещаются физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом ба-

1 Если таможенная декларация на иностранные товары в соответствии со ст. 130 ТК РФ подается до их прибытия на та-моженную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита (осуществляется предварительное декларирование товаров), то при отсутствии факта пересечения ими таможенной границы имеет смысл говорить о приготовлении или покушении на совершение контрабанды. Кроме того, юридически значимым фактом для квалификации контрабанды при вывозе ее предметов является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи декларации и принятия ее для рассмотрения таможенными органами в установленном порядке.

2 Понятие таможенной границы, содержащееся в ст. 2 ТК РФ, концептуально не отличается от соответствующего понятия, содержавшегося в ст. 3 ТК РФ 1993 г.

3 Это, по сути, является нарушением требований ст. 69 ТК РФ. Статья 69 ТК РФ (ст. 27 ТК РФ 1993 г.) обязывает перевозчика после пересечения перемещаемых им товаров и транспортных средств таможенной границы доставить в пункт пропуска товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации и предъявить их таможенному органу (кроме товаров, перевозимых морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации). Для отдельных видов товаров Могут устанавливаться специализированные пункты пропуска.

4 ТК РФ 1993 г. (ст. 181) в качестве таких мест устанавливал зоны таможенного контроля.

5 Из того, что в каждом таможенном органе в соответствии с требованиями ст. 362 ТК РФ могут определяться конкретные места (зоны) для проведения таможенного контроля (например, досмотровые залы и площадки для автотранспорта), нахождение которых может территориально не совпадать с местом пересечения таможенной границы, следует, что перемещение товаров помимо таможенного контроля образуется пересечением таможенной границы не только вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля либо вне времени работы таможенного органа, но и уклонением от помещения товаров и иных предметов в указанные зоны, чтобы избежать таможенного контроля.

гаже, то согласно ст. 286 ТК РФ их декларирование производится этими лицами при следовании через Государственную границу Российской Федерации.

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации выражается в уклонении от предъявления их таможенным органам для таможенного контроля при фактическом пересечении товарами или иными предметами таможенной границы, когда лицо скрывает эти предметы от предъявления для таможенного контроля. Такое сокрытие направлено на существенное затруднение визуального обнаружения товаров при таможенном досмотре без применения специальных технических средств или личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля и может осуществляться путем использования различных ухищрений, например: оборудования тайников в одежде, багаже, упаковке, контейнерах, транспортных средствах; придания одним товарам вида других, осуществлением существенных изменений внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида; помещения товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, либо доступ в которые затруднен, и других способов утаивания. Совершение сокрытия от таможенного контроля товаров, перемещаемых по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом, возможно путем направления этих товаров через таможенную границу в обход технологически обусловленных мест, оборудованных приборами учета, фиксирующими их перемещение.

Обманным использованием документов следует признавать совершаемое в целях введения в заблуждение таможенных органов и их должностных лиц для принятия ими неправомерных решений по выпуску товаров и иных предметов, представление для таможенного контроля таможенных документов (составляемых исключительно для таможенных целей), которые заведомо являются недействительными, а именно: 1) поддельных, т.е. полностью фиктивных — изготовленных со значительным сходством с оригиналом, иди подлинных, но содержащих в себе искаженные сведения, внесенные путем исправления или уничтожения части текста либо внесения в него дополнительных данных, или подлинных документов с проставленным оттиском поддельного штампа или печати и пр.; 2) документов, полученных или составленных незаконным путем либо полученных в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или других поддельных (подложных) документов, или в результате неправомерных действий иных лиц; 3) документов, которые фактически являются подлинными и оформленными надлежащим образом, но содержат ложные сведения; 4) документов, отвечающих установленным требованиям, но являющихся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других тораров и иных предметов, составленных для прикрытия такого перемещения предметов контрабанды, например, содержащих в себе указание на иной классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ст. 39, 40 ТК РФ).

Обманным использованием средств таможенной идентификации следует признавать использование: 1) поддельных средств идентификации (полностью изготовленных фиктивных средств идентификации); 2) подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам (соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств). Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, согласно ст. 83, 390 ТК РФ могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы и пр.'. Однако при доказывании применения данного способа контрабанды следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 316 ТК РФ идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется.

Доказывание применения таких способов совершения контрабанды, как недекларирование или недостоверное декларирование товаров или иных предметов, предполагает в первую очередь уяснение того, что на основании ст. 123 ТК РФ (ст. 168 ТК РФ 1993 г.) товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенных режимов, установленных в ст. 155 ТК РФ, а также в случаях невывоза пригодных к использованию отходов и остатков переработки товаров (ст. 183, 184 ТК РФ) либо уничтожения товаров (ст. 247 ТК РФ), либо при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу (ст. 391 ТК РФ). Декларирование товаров и иных предметов в соответ-

Таможенные органы могут использовать также и другие средства идентификации, например, пломбировочные устройства повышенной надежности (Приказ ГТК России от 18 августа 2000 г. № 739 «О применении пломбировочных устройств повышенной надежности»// Таможенные ведомости. 2000. № 11), оттиски личной номерной печати должностного лица и другие средства, предусмотренные нормативными правовыми актами.

 

ствии со ст. 124 ТК РФ производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации, Поэтому недекларирование — это невыполнение обязанности по декларированию в установленной форме товаров и (или) транспортных средств, совершаемое с целью сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля для незаконного их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, т.е. несообщение таможенным органам о факте перемещения предметов контрабанды через российскую таможенную границу1.

Устанавливая наличие признаков объективной стороны контрабанды, следует иметь в виду, что к наиболее распространенным способам совершения этого преступления относится указание в таможенной декларации и иных таможенных документах неверных сведений о количестве либо весе перемещаемых через таможенную границу товаров. Такие действия образуют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, только в том случае, если осуществляется перемещение товаров в количестве большем, чем указано в указанных документах. При этом предметом преступления является только не указанная в документах часть товара. Очевидно, что перемещение товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не содержит в себе состава рассматриваемого преступления, поскольку отсутствует предмет преступления. Поэтому целесообразно рассматривать способ совершения указанных противоправных действий как недекларирование части товара, не указанной в документах..

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, выражается также в недостоверном декларировании. Если недекларирование представляет собой бездействие лица, перемещающего предметы контрабанды, то их недостоверное декларирование, напротив, представляет собой активное действие, то есть заявление в таможенной декларации либо в документе, установленном для декларирования, недостоверных сведений, недостоверность которых позволяет скрыть от таможенного контроля предметы контрабанды, а также создает условия для принятия таможенным органом неправомерного решения о выпуске (условном выпуске) товаров и (или) иных предметов, а также помещении их под определенный таможенный режим2. Согласно ст. 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган только тех документов, которые подтверждают заявленные в таможенной декларации сведения, а не любых документов, необходимых при последующем декларировании3. При этом следует иметь в виду то, что по смыслу ст. 63 ТК РФ наличие в необходимых для таможенного оформления документах и сведениях неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не является недостоверным декларированием товаров и (или) иных предметов.

Доказывание наличия субъективных признаков состава контрабанды предполагает установление и процессуальное закрепление наличия надлежащего субъекта (субъектов) данного преступления и субъективной стороны (это общая схема расследования: возбуждение уголовного дела, обыск или выемка, допросы и очные ставки и иные следственные действия).

С субъективной стороны Контрабанда совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

1 Рассматривая недекларирование как способ сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля, следует учитывать положения ст. 286-290 ТК РФ о порядке и условиях декларирования товаров физическими лицами, которые также определяют перечень товаров и иных предметов, подлежащих обязательному декларированию при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

: К сведениям, необходимым для принятия решения о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, целесообразно относить сведения, необходимые таможенному органу в целях установления в отношении перемещаемых товаров и иных предметов: наименования; количества; отсутствия запретов и ограничений к ввозу (вывозу); соблюдения или выполнения условий, необходимых для пересечения товарами (иными предметами) таможенной границы. Перечень сведений, подлежащих отражению в таможенной декларации, а также правила ее оформления изложены в ст. 124 ТК РФ.

3 Перечень документов, которые могут служить подтверждением заявленных в декларации сведений, изложен в ч. 2 ст. 131 ТК РФ, в него, например, включены: договоры и иные документы, выражающие содержание и подтверждающие факт внешнеэкономических сделок; транспортные, перевозочные документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений на ввоз и вывоз; документы, подтверждающие происхождение товаров (в установленных случаях) и пр.

Характеристика таких субъектов при совершении контрабанды физическими лицами при перемещении ими лично принадлежащих им товаров и (или) иных предметов особых разночтений не вызывает— это лицо является одновременно и декларантом, и перевозчиком1. В подтверждение этого имеет смысл обратиться к ст. 16 ТК РФ: если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, то обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации. Однако характеристика субъекта контрабанды товаров (иных предметов), принадлежащих юридическим лицам, требует уточнения. Учитывая, что субъектом преступления по уголовному праву является только подлежащее уголовной ответственности физическое лицо, в последнем случае имеет смысл говорить о специальном субъекте контрабанды. Поскольку осуществление внешнеторговых операций, декларирование товаров от имени юридического лица или иного собственника товаров могут осуществляться декларантом, перевозчиком или таможенным брокером, исполнителями контрабанды являются эти лица2. Кроме того, в таких случаях имеет смысл говорить о совершении преступления в соучастии. При этом другими соучастниками могут являться собственники товаров либо лица, обладающие организационно-распорядительными функциями в коммерческих и иных организациях.

Контрабанда товаров или иных предметов, стоимость которых превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда, является преступлением средней тяжести. В том случае, если контрабандным способом перемещаются предметы, указанные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ, то такое деяние относится к категории тяжких.

Часть 3 ст. 188 УК РФ предусматривает ряд квалифицирующих признаков: совершение данного преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Совершение контрабанды организованной группой позволяет в соответствии со ст. 15 и ч. 4 ст. 188 УК РФ отнести такое деяние к категории тяжких преступлений.

1 Статья 11 ТК РФ определяет декларанта как лицо, «которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары»; перевозчика как «лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств».

3 Таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ. Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

Таким образом, таможенный брокер, как и декларант, выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, независимо от того, является ли он лицом* перемещающим товары, будучи обязанным предоставлять таможенным органам достоверные сведения и документы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Простая или ранняя кривая Филлипса. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.