Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таинство ли постриг? Признаки благодатного состояния. О чувстве своего достоинства. Что нужно для жизни в духе






 

Очень много набралось у вас пунктов, требую­щих замечания. Буду о всем говорить коротко.

5 «Какая я неисправная? — Но все-таки скажу, что я не виновата». Причислите и эту невинова­тость к сознанным неисправностям; ибо так гово­рить есть неисправность. Мало что можно найти, в чем бы мы не нашли себя виноватыми, если поусерднее вникнуть в дело. Сказать: винова­та, — не сознавая того, конечно неудобно; но ес­ли б присмотрелись, нашли бы себя виноватою.— Впрочем, почему бы не принять на себя вину и безвинно?

Опять вопрос: «Таинство ли постриг?» Не таинство, — как уже и писал. Благодать понов­ляет постригаемого; но не в силу пострига, а в силу Таинств исповеди и святого причастия, всег­да с ним соединяемых. Однако ж пост­риг — не ничто. Он много значит для постригае­мого; ибо приводит в большее напряжение его нравственную энергию, и на будущее время дает способ к поддержанию ее чрез воспоминание об изреченных при постриге обетах.

«Как узнать, в благодати ли кто?» Сами же вы и указали верный признак к определению сего, именно: отвращение от всего грешного и страстного. Прибавьте к сему: и ревность о богоугождении по вере и в духе веры. В ком жива такая ревность, тот в благодатном состоянии. В Таинствах, достойно приемлемых, благодать подается всем, — и начинает действовать. Но чувство благодатного осенения не всем вдруг дается, а наиболее, после довольных над собою трудов. Блаженна душа, ощущающая благоволе­ние Отца, очистительное кропление кровию Сына и животворное веяние Духа. Извольте нераз­дельно сие созерцать, и, как к верховному благу, молитвенно к тому стремиться. Придет, Бог даст, и чувство благодатного состояния.

«Хотелось бы мне дойти до понимания глуби­ны сердца, и внимательно следить за каждым его биением».— Доброе и предоброе хотение! На­добно установиться вниманием в сердце и стоять там неисходно пред Господом. Я об этом не раз уже писал вам. Тогда всякую порошинку будете замечать. Молитесь; даст Бог.

Говорите: «Чувство своего достоинства, может быть, и есть во мне; но что тут худого?» — То худо, что вы говорите, что тут ничего нет худого. Если, впрочем, хотите, чтоб чувство своего досто­инства не было худо, научитесь так определять свое достоинство, как это делали святой Авраам и пророк Давид: < i> Аз есмь земля и пепел < /i> (Быт. 18, 27); < i> аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей < /i> (Пс. 21, 7). Потрудитесь вос­чувствовать такое достоинство. И тогда, при самом живом чувстве его, будете безопасны от худых последствий обычного чувства досто­инства.

«Тоска камнем ложится на сердце... и сны... быть беде». Так и хочется вам в пророчицы попасть. Не извольте никогда гадать о себе, предав себя и участь свою в руки Божий однаж­ды навсегда. Это состояние и сны ничего не предвещают. Мне же видится тут вражья улов­ка. Наводит он это, чтоб вызвать на льготы, а во время льгот подставить ногу, или навесть на засаду. С вами уж это было. Извольте на это плевать и, не обращая внимания, продолжать свои обычные труды и занятия.

«Молитва Иисусова, — говорите, — начинает журчать, как ручеек». Слава Богу! Но старай­тесь при сем держать и соответственные чувства. И скоро, Бог даст, загорится и огонек в сердце.

«Что нужно для жизни в духе?» — Как вы направили свою жизнь, так и теките; и притечете в область жизни духовной. Только не прерывай­те течения. Наперед определять ничего нельзя, говоря в себе: то и то сделаю, или так и так потружусь, — и придет некое духовное движе­ние. — Все от Бога и благодати Его, а она прихо­дит невзначай. Трудитесь, терпите, молитесь, пре­давая себя Богу, без всяких гаданий о том, что будет, внешно ли что, или внутренно. Бог необидлив; не заделит, когда придет срок наделить чем.

Пишете: «Миряне терпят, но не венчаются». Да; но когда терпят из-за суетного и ради суетного или на поприще самоугодия. Если же терпят, стоя на пути заповедей, и из-за заповедей, то и они венчаются. Тоже и монахи с монахиня­ми, когда терпят по причине строгой жизни, добре, а когда — по другому чему, ничто.

Начинаете входить во вкус духовных ваших занятий и уединенного пребывания; блаженствуе­те и восхищаетесь! Добре, добре! Только не меч­тайте о себе и не собирайтесь лететь на небо. Бога благодарите, и в смиренные о себе помыш­ления и чувства углубляйтесь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.