Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список вопросов к зачету






по МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту»

 

1. Методическая документация педагога по физической культуре: рабочая программа: разработка и анализ.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура».

Структура рабочей программы по предмету «Физическая культура» включает следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика предмета «Физическая культура».

3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура».

5. Содержание предмета «Физическая культура».

6. Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура».

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

8. Техника безопасности на уроках физической культуры.

9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».

Разработка рабочей программы

 

1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование, основное общее, среднее общее образование).

4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы начального общего образования должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

- Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- Программе формирования универсальных учебных действий;

- Основной образовательной программе начального общего образования;

- Примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

- Федеральному перечню учебников;

- Базисному учебному плану;

- Учебному плану школы.

5. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы основного общего, среднего общего образования должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- Основной образовательной программе школы;

- Примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

- Федеральному перечню учебников;

- Базисному учебному плану;

- Учебному плану школы.

6. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

7. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

8. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

 

Оперативное планирование в избранном виде спорта. Составление плана УТЗ.

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, — определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.,

Современные технические средства позволяют оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакции основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои отличия. Об этом речь должна идти на лекции по данной теме.

План-конспект учебно-тренировочного занятия (УТЗ) разрабатывается на основе рабочего плана на месяц и итогов предыдущего УТЗ.

Имеет следующую структуру:

1) информационную часть (где указаны: номер занятия, дата, место и время проведения, с кем проводится, спортивный инвентарь, задачи! занятия);

2) содержательную часть в виде таблицы с колонками:

а) части УТЗ (там указано название частей - подготовительной, основной, заключительной - и их длительность),

б) содержание УТЗ (где раскрывается содержание и последовательность заданий с помощью словесного или графического описания),

в) дозировка (даёт представление об объёме выполняемого задания),

г) организационно-методические указания (уточняет качество выполнения двигательных действий и их необходимую регламентацию). Ниже может присутствовать колонка для записи теоретической информации и домашнего задания;

3) оценочную часть - раздел для записи замечаний и предложений проверяющего или самого тренера после анализа проведённого занятия.

 

 

3. Методическая документация педагога по физической культуре: календарно-тематическое планирование.

В учебную документацию, находящуюся в распоряжении учителя физической культуры, должны входить:

1. Программа по физической культуре (адаптированная под условия школы и материально-техническую базу, контингент учащихся).

2. Образовательный стандарт общего образования по физической культуре (начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа).

3. Учебный план, годовой план-график, тематическое планирование по четвертям, планы-конспекты уроков.

4. Требования к уроку. Анализ урока.

5. Учебные нормативы, график и нормативы тестирования.

6. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, а также выпускников основной и средней (полной) школы.

7. Правила по предупреждению травматизма на уроке физической культуры и при выполнении домашних заданий.

8. Образцы домашних заданий.

9. Методическая литература, раздаточный, дидактический материал.

10. Протоколы контроля учебных нормативов, навыков и умений.

11. Протоколы тестирования физической подготовленности.

12. Информационно-наглядные стенды.

Календарно-тематическое планирование – это проект учебной деятельности педагога. Оно составляется в начале учебного года по каждому предмету учебного плана школы. КТП составляется на основе программы по предмету и образовательных стандартов в соответствии с количеством часов, отведенных учебным планом школы.

Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

· Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

· Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

· Формирование рациональной системы работы по вооружению учащихся системой знаний, умений и навыков по предмету.

Степень разработанности календарно-тематического плана является критерием профессионализма учителя.

При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:

· Прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

· Разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

· Выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

· Точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

· Определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме

№п/п Содержание (Темаурока) Количество часов Дата Примечание(корректировка)
         

 

В графе «Примечания» могут содержаться пометки, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:

· используемая дополнительная литература;

· содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;

· запланированная индивидуальная работа с одарёнными учениками;

· планируемая инновационная деятельность;

· необходимое оборудование;

· планируемые учителем виды уроков в соответствии с заявленными образовательной моделью и образовательной технологией, а также определенные учителем формы контроля.

· Корректировка учебного материала

Тема урока должна быть четкой, лаконичной, емкой. Тема, записанная в журнале должна соответствовать теме планирования. Если в планировании есть колонки, они должны быть заполнены. Выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов. Даты в КТП должны быть напечатаны (написаны на весь учебный год, а коррективы вносятся в отдельную колонку). Практические работы можно вносить в отдельную колонку. По окончании изучения курса в классном журнале учитель-предметник делает запись о выполнении программы (и возможной корректировке).

Каждый учитель выбирает форму КТП в зависимости от специфики учебного предмета или по собственному усмотрению, соблюдая при этом необходимые (общие) требования.

Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.

 

4. Методическое обеспечение соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. Положение, регламент, календарь: разработка, анализ.

 

5. Методическая документация педагога по физической культуре: план-конспект урока.

Каждый педагог должен уметь составлять план-конспект урока, так как это позволяет делать урок интересным и продуманным. Несомненно, умение импровизировать нужно современным педагогам, но качественная импровизация приходит с опытом. План-конспект урока крайне важен как для студентов педагогических вузов, так и для опытных педагогов.

План-конспект урока физической культуры позволит педагогу адекватно оценивать качество работы каждого ученика на уроке и планировать коррекционную работу по отработке тех или иных упражнений у отдельных учащихся.

План-конспект урока в современной педагогике

В современной педагогике очень важную роль играют план-конспекты уроков. Это обязательный элемент педагогической деятельности в современной школе.

План-конспект урока представляет собой документ, который отражает план педагогического процесса на каждое занятие.

Очевидно, что план-конспект урока является наиболее детализированным описанием занятия, которое, безусловно, необходимо для объективного управления учебно-воспитательным процессом в современной школе.

В настоящее время существует множество простых и сложных определений план-конспекта в рамках педагогической науки, но они, в большинстве своем, слишком научны, чтобы дать четкое представление о план-конспекте урока.

План-конспект урока - это схематическое отображение основных тезисов урока, отражение творческой мысли учителя, направленное на активизацию познавательной, мыслительной и творческой деятельности учащихся для усвоения необходимых знаний.

План-конспект любого урока имеет как правило, следующую структуру:

· Тема урока. Название темы берется из утвержденного календарно-тематического плана по физической культуре.

· Порядковый номер урока. Его название выписываются из вашего поурочного планирования.

· Цели урока. При составлении план-конспекта урока физической культуры кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей.

Как составить план-конспект урока физической культуры

1. обозначьте четко сформулированную тему урока.

2. укажите тип урока, исходя из следующей классификации: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.

3. обозначьте цели предстоящего урока. Как правило, хорошо проработанный план-конспект урока физической культуры (и не только) отражает несколько целей.

4. необходимо сформулировать задачи урока физической культуры, то есть что именно вы предполагаете сделать, для достижения вышеназванных целей урока.

5. укажите материально-техническое оснащение урока.

6. в план-конспекте урока физической культуры опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников.

План-конспект является документом оперативного планирования учебной работы по физической культуре в школе. Разрабатывается он исходя из задач и содержания четвертного плана на для параллельных классов, но с учетом особенностей работы в каждом из них.

План-конспект, в первую очередь, отличается детализацией задач по формированию двигательных умений и навыков, воспитанию двигательных способностей и формированию специальных знаний. Затем в него заносятся специально подобранные средства, методы и методические приемы для реализации поставленных на уроке задач; планируются параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, а также дополнительные, индивидуальные и домашние задания; указываются методы различных видов контроля за усвоением учебного материала и психофизическими нагрузками на уроке.

В плане-конспекте также фиксируются основные организационно-методические указания и другие примечания, ориентирующие на качественное проведение занятия.

В соответствии принципом оздоровительной направленности в конспекте выстраивается рациональная динамика физической нагрузки на протяжении всего занятия, которая постепенно повышаясь в подготовительной части урока и достигая максимальных величин в основной части занятия, постепенно снижается к заключительной части, приводя организм занимающихся в обычное (устойчивое) состояние.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

Последовательная разработка содержания урока включает в себя следующие обязательные составляющие:

1. Выбор адекватных возрасту занимающихся и задачам урока средств и методов их решения;

2. Определение необходимого оборудования и инвентаря, порядка его размещения и использования;

3. Определение рациональных форм организации деятельности учащихся на уроке;

4. Определение форм и методов контроля деятельности учащихся.

Все это компонуется в определенной форме плана-конспекта. Учеными-специалистами в области физического воспитания рекомендуются различные формы планов-конспектов, каждый из которых может с успехом применяться в практике. Ниже представлены образцы различных форм планов-конспектов с комментариями их содержания и значимости выделенных граф и разделов. Опираясь на эти материалы, учителем может быть разработан и свой основной вариант учебного плана- конспекта.

Конспект урока № _______

по физическому воспитанию учащихся ______ класса /6/

Задачи:

1.Образовательные (по формированию двигательных умений и навыков).

2.Оздоровительные (включая развитие двигательных качеств).

3.Воспитательные: морально-волевые, нравственные, эстетические.

4.Образовательные: по обучению знаниям (теоретические сведения).

Время проведения: (указывается начало, окончание урока, что поможет учесть уровень работоспособности учащихся при определении содержания урока).

Место проведения: ___________________________________________________

Необходимый инвентарь: _____________________________________________

 

Части урока и их продолжительность   Содержание   Дозировка   Организационно-методические указания   Замечания по уроку
Части и продолжительность каждой части с учетом возможности варьирования времени в одну-две минуты. Определяется на основе поставленных задач. Записываются упражнения в соответствии с очередностью их выполнения на уроке (начиная с начала построения), а также действия –учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений). 1.Все передвижения – в метрах или минутах. 2.Общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок в длину, метание и т.д.) – в количестве раз исполнения. 3.Перестроение в количестве раз или во времени. 4.Игры по времени. Все это определяет физическую нагрузку на уроке. Эта графа заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены: 1. методические приемы, используемые при обучении. 2. выделены наиболее важные детали техники упражнений, на которые надо обратить внимание; 3. данные указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. Здесь же (а лучше отдельная графа) 1.фиксируются и метод нравственного воздействия, примеры положительного воздействия на учащихся поведение, дисциплина, проявление морали и волевых качеств. 2.а также способы организации учащихся. 3.расстановка и уборка снарядов. 4.оценки учащихся. 5.домашнее задание (рисунки, схемы). 1.Заполняется после урока. 2.На основе разбора критического анализа. 3.Оценки реализации запланированного. В ней отмечаются: - недостатки в организации урока; - содержание и его реализация; - ошибки методического характера. Все это учитывается в будущей работе.

 

6. Управление соревновательной деятельностью в избранном виде спорта: роль тренера, тренерская установка на игру.

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения спортивной игре. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной, в конечном счете - к игровой соревновательной. При этом спортивной игре и соревнованиям предшествуют подвижные игры и соревнования по физической и технической подготовке, а также подготовительные игры к спортивной игре.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Важное значение имеет учет условий, в которых протекает со­ревновательная деятельность спортсменов: климатогеографические условия региона, состав соперников, условия проведения встреч с конкретными соперниками, характеристика зрителей, особенности судейства и др.

В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного игрока проводится с учетом игры с конкретной командой соперника, против определенного игрока в той или иной ситуации и т.д. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».

Непосредственно перед встречей проводится «установка на игру». Определяются стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому игроку, нескольким по взаимодействиям, определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т.д.).

Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению Игры и т.д. Для этого в его распоряжении имеются перерывы в игре в соответствии с правилами соревнований для этого конкретного игрового вида спорта. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.

После окончания встречи организуется разбор игры. При этом используются результаты наблюдений за действиями спортсменов в игре, анализ технического протокола игры, просмотр видеозаписей игры. Все данные сравниваются с установочными и делаются соответствующие заключения по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре и т.д. В последующих тренировочных занятиях, с одной стороны, исправляются выявленные ошибки, с другой - учитываются особенности игры соперников в предстоящей игре.

После окончания соревнований делается общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь - занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.