Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство древнего Египта

Термины и понятия

Амарнское ис­кусство   Искусство времени царствования фараона-реформатора Аменхотепа IV. Его религиозно-философское учение открыло художникам возмож­ность, формально сохраняя традиционные приемы и стилистику, изме­нить характер официального египетского искусства, придав ему лири­ческую окраску пониманием красоты земной жизни, проявлением вни­мания к естественным человеческим чувствам.
Анкх   Символ вечной жизни, эмблема возрождения. Понимался как ключ, от­крывающий путь к божественному знанию (замкнутая петля — знак вечности. Т-образная нижняя часть — символ мудрости).
Гипо­стиль   Многоколонный зал. Самый крупный и знаменитый Г. сохранился в храме бога Амона-Ра в Карнаке включает 16 рядов мощных каменных колонн, стволы которых покрыты углубленными раскрашенными рельефами.
Канон   Совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.
Канопа   Сосуд из алебастра с крышкой для хранения внутренностей бальзамированного покойника. Крышка К. имела вид головы сокола, павиана, шакала и человека.
«Книга мертвых» Сборник текстов молитв, заклинаний, магических формул, гимнов (всего около 200 глав), предназначенных помогать умершему преодо­левать препятствия и опасности на его пути в загробное царство Оси- риса и к райским полям Иару.
«Колос­сы Мемнона» Две гигантские статуи (21 м) сидящего на троне фараона Аменхотепа III. возвышающиеся на западном берегу Нила среди каменистой пус­тынной равнины, напротив Луксора. Они — единственное, что оста­лось от поминального храма и дворца фараона в западной части Фив. Свое название и известность получили в I в. когда одна из статуй, по­врежденная землетрясением, стала издавать на восходе солнца печаль­ные мелодичные звуки, которые греки восприняли как приветствие по­гибшего от руки Ахилла мифического эфиопского царя Мемнона его матери — богине утренней зари Эос. Феномен «поющей» статуи объ­ясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реконструкции изваяние «умолкло».
Мастаба Современное название древнеегипетских гробниц додинастического периода, эпох Раннего и Древнего царств. Наземное прямоугольное со­оружение со слегка наклоненными к центру стенами возведено над подземной погребальной камерой, в интерьерах — статуи, настенные рельефы и росписи: на восточной стене М. — изображение «ложной двери», через которую двойник покойного — Ка мог выходить из гробницы и возвращаться обратно. Ровные ряды М. входили в архитектурный ансамбль пирамиды, располагаясь у ее подножия.
Обелиск Культовое и мемориальное сооружение в форме четырехгранного су­жающего кверху столба с заостренным пирамидальным завершением. Навершие О. покрывали листами сверкающей на солнце позолоченной меди.
Осирическая статуя Канонизированный тип скульптурных изображений фараона в образе бога Осириса — со скрещенными на груди руками, держащими жезл и плеть (атрибуты бога), но с портретными чертами данного фараона.
Пилон Монолитное трапецеидальное сооружение с символико-мифологическим композициями в углубленном рельефе на стенах и с вертикальным прямоугольным входным проемом в центре. П. оформ­лял вход в открытый двор храма, образуя парадный монументальный фасад, к которому снаружи крепились высокие мачты с разноцветными флагами. Перед П. устанавливались колоссы сидящего или стоящего фараона и обелиски.
Рельеф Один из видов скульптуры: в отличие от круглой скульптуры объемные формы Р. располагаются на плоскости и ориентируются на нее. Р. мо­жет выступать над плоскостью фона (выпуклый Р.) или углубляться в нее (врезанный Р.).
«Тексты пирамид» Условное название надписей на стенах внутренних помещений пирамид. Содержат магические заклинания, гимны богам, фрагменты мифов, включенные в ритуал погребения фараона и призванные обеспе­чить ему вечную жизнь после смерти. Выполнены иероглифами, окрашенными в зеленый цвет.
«Тексты саркофагов» Условное название заупокойных ритуальных текстов эпохи Среднего царства. Имели целью обеспечить любому умершему вечную жизнь в загробном мире. На стенах гробниц «Т. с.» сопровождали картины зем­ной жизни умершего, с тем, чтобы вместе с ним изображения ожили в царстве мертвых.
Ушебти Магические погребальные статуэтки (из терракоты, фаянса, камня, дерева) в форме мумии с открытой головой и руками. Почитались за «ра­бов» усопшего, которого они изображали и за которого должны были отбывать повинности в загробном мире: «растить поля, орошать берега»: нередко снабжались мотыгой и сумой.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
Амон   Бог солнца. Царь всех богов, творец, создавший все сущее. Священное животное — баран. Изображался в образе человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. С ним связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (счи­талось, что фараон рождается от брака А. и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа).
Анубис   Покровитель умерших. Почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки. Вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов. Готовил тело покойного к бальзамированию.
Атон Олицетворение солнечного диска. Аменхотеп IV объявил А. единым богом всего Египта. Изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых помешались руки, державшие знак жизни «анх».
Гор, Хор (Егип. — «высота», «небо»). Бог-сокол. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Покровитель царской власти — своими крыльями Г. охраняет царя.
Иару   Поля блаженных, рай загробного мира. Там могут пребывать все, кто бла­гополучно прошел суд Осириса. И. Расположены под землей, окружены стеной из бронзы; это плодородные поля, прорезанные полноводными ка­налами, по которым плавают лодки, а на берегах теснятся сикоморы, пло­доносящие финиковые и кокосовые пальмы, злаки вызревают выше роста людей, собирающих обильный урожай. Изображения И. — в «Книге мерт­вых».
Исида Богиня плодородия. Воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания, супруга Осириса.
Ка Одна из душ человека, «второе я», рождающееся вместе с человеком, его двойник, духовно и физически функционирующий нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти. К. Определяет судьбу человека.
Осирис Бог производительных сил природы, царь загробного мира. Царствуя над Египтом, отучил людей от дикого образа жизни, научил сеять злаки, сажать виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать медную и золотую руду; обучил людей врачеванию, строительству городов, учредил культ богов. Изображали сидящим, с телом зеленого цвета. Счита­лось, что, подобно всему растительному миру, О. ежегодно умирает и воз­рождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.
Ра Бог солнца. Как и многие другие солнечные божества. Воплощался в образе сокола (иногда — огромного кота), изображался человеком с головой соко­ла, увенчанной солнечным диском. Его фетиш — столб-обелиск «Бен-Бен. Создатель мира и людей (возникших из его слез), отец богов и фараона.
Сет Бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала. Священные жи­вотные — осел, свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф.
Тот Бог мудрости, счета и письма. Священное животное — ибис.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА
Джосер Фараон, с правления которого отсчитывается эпоха Древнего царства. Его царство было прочным и обладало большим экономическим по­тенциалом, о чем говорит размах строительных работ. По его указа­нию была построена Ступенчатая пирамида, состоящая из 6 мастаб.
Имхотеп Выдающийся архитектор, врач, философ-мудрец, создатель первой ступенчатой пирамиды и заупокойного храма фараона Джосера в Саккаре. И. создал ансамбль вокруг пирамиды, где было предусмотрено все для благополучия фараона, его душевного и эстетического равнове­сия. После смерти был обожествлен.
Тутанхамон Фараон. Ушел из жизни совсем юным, не успев сделать ничего полезного для своей державы. Тем не менее в настоящее время — самый из­вестный из фараонов благодаря его гробнице, практически не тронутой грабителями и сохранившей бесценные предметы древности и мумию. Была открыта археологом Картером.
Хатшепсут Царица, чье двадцатилетнее правление ознаменовано грандиозным строительством, особенно храмовым в честь бога Амона и собственной великолепной заупокойной усыпальницей.
Хеопс Фараон, чье основной заботой было строительство пирамиды-усыпальницы, которая должна была послужить ему лестницей в небо к богу Ра.
Эхнатон Фараон Аменхотеп IV, объявивший на шестом году правления единым богом всего Египта Атона — «Солнечный диск», запретив поклонение другим богам. Свое имя изменил на Эхнатон — «Угодный Атону».

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Контрольный итоговый тест по политологии | Словарь иностранных слов

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.