Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Франции






Я решила начать историю Франции с Гуго Капета по двум причинам. Во-первых, в нашей культуре понятие времени сопоставляется с одним точным ориентиром: рождением Христа. Все, что происходит с тех пор, составляет нашу цивилизацию, а то, что было раньше, относится к тьме веков. Наши истоки - понятие очень расплывчатое и растяжимое, поэтому начинать историю Франции, скажем, с каменного века, было бы весьма произвольно; почему в этом случае не начать с динозавров или даже амеб? Во-вторых, до Гуго Капета Франция как таковая практически не существовала, и только с его приходом начало формироваться то государство, каким оно является в настоящее время. Ничто не может внести большую путаницу в голову ребенка, чем попытка представить первое тысячелетие нашей эры через образ сегодняшней Франции.

Поэтому желательно начать историческое образование малыша с детального знакомства с последним тысячелетием. И только тогда, когда он хорошо усвоит эти знания, вернуться к предыдущему тысячелетию - периоду зарождения Франции как государства. Еще одно преимущество такого подхода в том, что он знакомит ребенка с весьма важным в истории периодом времени: тысячелетием.

В процессе обучения очень хорошо использовать песенки, которые помогут ребенку запомнить хронологию исторических событий и время правления королей, [? ] например, такую:

Капетинги (конец десятого века)
Гуго Капет Каролингов прогнал, Династию новую он основал. Вторым Капетингом король Роберт был, Он благочестивым и набожным слыл. Эх-эх, эх-эх, уже одиннадцатый век! У Генриха I был неприятель - Герцог Вильгельм Завоеватель. Эх-эх, эх-эх, двенадцатый приходит век! Филипп II Август прожил много лет, Открыл он в Париже университет. Эх-эх, эх-эх, тринадцатый приходит век! Филипп III Смелый сражаться умел. Он был, говорят, удивительно смел. IV Красивым Филипп наречен Он римского папу увез в Авиньон. Эх-эх, эх-эх, вот четырнадцатый век! Король Карл IV правил шесть лет, И был он на троне последний Капет. Когда он земные закончил дела, Стал править Филипп VI Валуа. Тут вспыхнула с Англией скоро война, Тянулась 100 лет, не кончаясь, она. Эх-эх, эх-эх, пятнадцатый приходит век! Шатался под Карлом VII его трон, Он был Орлеанскою девой спасен. Эх-эх, эх-эх, шестнадцатый приходит век! Карл нам IX запомнился очень Бойней Варфоломеевской ночи. Генрих IV - первый Бурбон Католиком стал, чтоб усесться на трон. Эх-эх, эх-эх, семнадцатый приходит век!

Песенку лучше исполнять в ритме марша. После каждого перехода в следующий век идет припев: " Эх-эх, эх-эх, такой-то век! " Он необходим, чтобы ребенок представлял себе, на какие этапы делится история.

Когда и как начинать обучение. На третьем году жизни ребенок становится восприимчивым к более длинным текстам, причем у него появляются свои любимые песни. Вы должны это поощрять, каждый раз сначала спрашивая, что он хотел бы услышать, а потом уже подбирая обучающие песни.

Когда малыш полюбит длинные песни, такие, как " Добрый король Дагобер " или " Кадэ Руссель ", можно перейти к " Капетингам" [? ]. Первое время желательно повторять эти куплеты каждый день, пока вы оба не запомните их хорошенько. Через несколько дней объясните ребенку, что означает каждая фраза. Для королей я специально выбирала какие-нибудь характерные моменты, связанные либо с важным событием, либо с именем женщины, оставившей свой след в истории, либо с прозвищем короля, которое должно обязательно разъясняться. Например, так:

Гуго Капет основал династию - это значит, создал семью королей. Раньше, когда король умирал, начиналась война за королевский престол. Но Гуго Капет решил, что после него королем станет его старший сын, потом внук и т. д. И чтобы закрепить такое решение, совершил коронацию сына еще при своей жизни! Многие Капетинги сделали то же самое: ведь надо быть уверенными, что династия продолжится. В эпоху правления Гуго Капета Франция была очень маленькой, но из-за того, что кончились войны за захват престола и власть оставалась в руках одной семьи, Франция стала разрастаться и делаться все могущественнее.

Роберт II Благочестивый, сын Гуго Капета (который стал королем еще при жизни отца), был очень набожным, то есть часто ходил в церковь, чтобы мысленно побеседовать с Богом, молиться и просить его о помощи.

Генрих I сражался с Вильгельмом Завоевателем и был побежден им, поэтому Франция во время его правления превратилась в совсем маленькую страну. Вильгельм же Завоеватель покорил Англию и стал ее королем, причем королем великим.

Вот так вы объясняете малышу содержание песни, естественно, добавляя комментарии и раскрывая значение незнакомых слов. Если ребенку меньше трех лет, остановитесь сначала на одной какой-нибудь детали, а затем понемножку добавляйте следующие. У детей все время должно быть ощущение, что вы сообщаете им нечто удивительное, почти невероятное. Не бойтесь употреблять непонятные ребенку термины (например, " управлять государством ", " захватить власть "). Возможно, чтобы понять эти слова, малышу потребуются годы, но для этого он должен их постоянно слышать.

Составление карточек. Чтобы персонализировать королей, найдите в книге " Короли Франции" портреты Капетингов, Валуа и т.д. Сделайте фотокопии портретов, раскрасьте их, чтобы подчеркнуть различие, и наклейте на карточки. Подготовьте также карточки, на которых будут отражены какие-нибудь характерные моменты, связанные с каждым их них. Например, сделайте одну карточку с портретом Гуго Капета, а другую - с изображением генеалогического древа Капетингов. С помощью дат можно составить что-то вроде памятки, типа приведенной ниже.

Капетинги
Гуго Капет (987 - 996) генеалогическое древо Капетингов
Роберт II Благочестивый (996 - 1031) римская церковь
Генрих I (1031 - 1060) Вильгельм Завоеватель
Филипп I (1060 - 1108) Крестовые походы

Игры с карточками. Такие пособия помогают ребенку фиксировать в памяти имена и события. Вот несколько примеров их использования.

Напевая какой-нибудь куплет, покажите ребенку портреты разных королей, а он пусть угадывает, о ком идет речь.

Разбросайте карточки и предложите ребенку сложить их в хронологическом порядке.

Когда малыш научится все это делать, возьмите вторую серию карточек. Вы напеваете куплет, а ребенок должен положить карточку напротив соответствующего портрета.

Когда и этот этап освоен, можно переходить к карточкам с обозначением веков (всего 11 маленьких карточек, на каждой из которых написан один век - с Х по XX). Дайте ребенку карточку, соответствующую куплету, и покажите, что он должен положить ее рядом с королем, во время правления которого этот век сменился.

Не надо слишком быстро переходить от одного куплета к другому, малыш должен впитать в себя всю полученную информацию, прежде чем узнать новую. После того как он усвоит первый куплет и относящиеся к нему карточки, нужно повторять этот материал не реже одного раза в неделю. Через несколько месяцев переходите к следующей династии - Валуа. Сначала расскажите ребенку историю новой династии. А когда он запомнит ее, повторите вашу песенку, начиная от Гуго Капета и кончая Генрихом III. Рекомендуется петь " исторические" куплеты не реже одного раза в неделю. Это хорошо делать во время прогулок или поездок в автомобиле. Что касается карточек - выбирайте время от времени подходящий момент и играйте.

Книга по истории Франции. Ребенку потребуется полтора-два года, чтобы усвоить все, что относится ко второму тысячелетию истории. К этому времени ему будет около четырех лет. Он уже познакомился с серьезной литературой (см. главу " Развитие речи и поэзия"). Пора читать с ним историю Франции. Для начала выберите занимательную книгу и начинайте с Гуго Капета. Чтобы малыш представлял себе, в какой исторический период происходило то или иное событие, вставляйте в книгу портреты королей. Некоторые из них в детских изданиях по истории не упоминаются, а вы, используя эти наглядные пособия, обязательно обращайте внимание ребенка на то, что он знает больше, чем написано в книге. Это вызовет у него чувство гордости и радости.

До Гуго Капета, Когда малыш усвоит историю страны от Капетингов до наших дней, обратитесь к первой части книги, то есть к введению в первое тысячелетие. Вы сами должны решить, ограничиться ли ориентирами, приводимыми в книге, или по описанному выше методу углубить знания ребенка.

Исторические экскурсии. Во время чтения книги об истории страны хорошо было бы организовать экскурсии. Возьмите путеводитель по вашему району и выясните, кто из знаменитых людей имел отношение к какому-либо историческому памятнику. Чтение книги сопровождайте поездками в эти места. Оттуда вы можете привезти открытки или фотографии и вместе с малышом составить его собственный " Исторический альбом". В нем располагайте сувенирную открытку или фотографию напротив соответствующего исторического лица.

История других стран. Когда ребенок будет иметь более или менее ясное представление о нашем тысячелетии и о том, что ему предшествовало, начните изучать историю Англии, которая тесно связана с французской. Некоторые важные моменты малышу уже известны:

Вильгельм Завоеватель, например, может рассматриваться как английский эквивалент Гуго Капета;

Алиенора Аквитанская, которая была сначала женой французского короля Людовика VII, а впоследствии вышла замуж за Генриха II Плантагенета, от брака с которым родились Ричард Львиное Сердце и Иоанн Безземельный, - это повод, чтобы пойти в кино и посмотреть фильм " Ричард Львиное Сердцем;

имя Марии Стюарт, первой жены французского короля Франциска II, неразрывно связано с Елизаветой I Английской (которая приговорила ее к обезглавливанию), а также с отцом Елизаветы, кровавым Генрихом VIII, которого можно сравнить с Синей Бородой, и т.д.

В связи с этим неплохо вспомнить литературу " плаща и шпаги": Вальтера Скотта, Александра Дюма, Поля Феваля и др., и тем самым заложить в душу ребенка будущий интерес к чтению. Кроме того, читая впоследствии эти книги, он будет чувствовать, что встречается со старыми знакомыми.

Затем можно перейти к Испании, история которой очень пестра и тоже связана с французской.

Потом - к России. И, наконец, Италия, Германия, США.

Если у вас есть возможность, займитесь еще Древним Римом, Древней Грецией и Азией. Но обычно к этому времени эстафету принимает школа, и теперь вы должны только помогать ребенку усваивать новые знания и расширять их.

История Франции - основа знаний. То, что вы дали в руки ребенку непрерывную нить, связывающую века - с Х по XX, позволяет систематизировать его знания.

Непременным условием для вас должно стать то, что каждый раз, говоря о каком-нибудь композиторе, художнике, ученом, известном человеке или важном событии, нужно определить его место в истории Франции. Расскажите ребенку, каких королей или глав правительств знал или мог знать этот человек. Вот пример из истории живописи.

А сейчас мы посмотрим картины Ренуара. Знаешь, Ренуар ведь очень долго жил. Этот художник родился в XIX веке, когда у власти был король Луи-Филипп, последний король Франции. И Ренуар знал его! А так как он был французом, то находился в курсе всего, что происходило тогда в стране. Когда Ренуару исполнилось семь лет, свершилась революция 1848 года. Затем была Вторая республика. Но власть захватил Наполеон III, и наступила Вторая империя! Художником Ренуар стал к концу Второй империи, он даже писал дам в кринолинах. Потом началась война 1870 года, когда Францию захватили немцы, а затем была Парижская коммуна, когда в Париже голодали. (Да, Ренуар немало всего повидал!) После этого образовалась Третья республика, она существовала до первой мировой войны. Вот, наконец, появился Тьер, который задушил Парижскую коммуну; потом Мак-Магон, стремившийся реставрировать монархию; наконец избрали настоящего президента - Жюля Греви... Ренуар дожил до XX века и жил еще долго, видел первую Мировую войну, но был уже стар и умер через год после ее окончания. Да, он очень много повидал!

Это прекрасный способ для повторения " курса истории". Если человек, о котором вы говорите, не француз, можно сказать, что во Франции в то время происходили такие-то события. Не обязательно сообщать о них очень подробно. Например, если речь зайдет об Америке и ее открытии, достаточно ограничиться таким разговором:

Знаешь, когда Христофор Колумб открыл Америку, во Франции правила династия Валуа, а королем был Карл VIII (тот самый, который умер, стукнувшись головой о дверь) - это конец XV века.

Памятка. Очень полезно всегда иметь под рукой карточку, на которой в хронологическом порядке (с датами начала и конца времени правления) выписаны все короли и главы правительств. Рубежи веков желательно отметить красным цветом. Это очень удобно, когда требуется историческая справка: нет необходимости прибегать к помощи словаря, достаточно одной даты, и вы легко определяете место нужного события в истории Франции.

Для тех, кого пугает перспектива запоминания всего этого материала, существует несколько хитростей.

  • Прежде всего, запишите песню на кассету (можете петь или рассказывать, это роли не играет).
  • Включайте почаще эту запись и старайтесь вместе с ребенком учить слова.
  • Помните, что знание истории Франции может принести вам большое удовлетворение, ведь это захватывающая тема. А если школьные преподаватели вызвали у вас лишь отвращение к этому предмету, значит, они в нем ничего не понимали. Не надо допускать, чтобы вы оставались и впредь искалеченным подобным образованием.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.