Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Морской академии. 11 января 1719 г.






 

...В академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать, живописного и воинским обучениям: мушкетами 24 и на рапирах 25 и некоторых астрономии. И для того учения учителей, которых наук ныне в Академии не обретается, прибрать способных, а для раздачи денежные казны комиссара, а для смотрения над учителями и над школьниками товарища да для перевода книг, принадлежащих к наукам, переводчика...

 

Из Указа (Именного) 1724, января 28 дня, «Об учреждении академии...»

 

...Учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги...

К расположению художеств и наук употребляются обычно два образа здания: первый образ называется университет; второй академия или социетет художества и наук.

§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, как филология и юриспруденция (прав искусств), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают; академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сие науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты оные совершить и умножить тщатся, а об учении прочих никакого попечения не имеют.

§ 2. Хотя академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и университет; однако ж до обои сие здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собой не имеют, дабы академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лучшее состояние старается, учением в спекуляциях и розысканиях своих, от чего как профессора в университетах, так и студенты пользу умеют, помешательство не имела, а университет некоторыми остроумными розысканиями и спекуляциями от обучения не отведен был и тако младые люди оставлены были.

Понеже ныне в России здание к возрощению художеств и наук учинено быть иметь, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства, как в рассуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, через которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространялась, но и через обучение и расположение оных польза в народ вперед была...

§ 4. При заведении простой Академии наук обои намерения не исполнятся, ибо хотя через иную художества и науки в своем состоянии производятся и распространяются, однако ж де оных не скоро в народе расплодятся, а при заведении университета, меньше того, ибо когда рассудить, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди началам обучиться и потом выше градусы наук восприять могли, то невозможно, дабы при таком состоянии университет некоторую пользу учинить мог.

§ 5. И тако потребнее всего, чтобы здесь таковое собрание заведено было, ежели бы из самолучших ученых людей состояло, которые довольны суть.

1. Науки производить и совершить, однако ж де тако, чтоб они тем наукам...

2. Младых людей (ежели из оных угодны будут) публично обучали...

3. Некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам всех наук паки обучать могли...

§ 7. И понеже сие учреждение такой академии, которая в Париже обретается подобно есть (кроме сего различия и авантажа, что сия академия и то чинить, что университету или Коллегии чинить надлежит): того для я надеюсь, что сие здание удобнейше академией названо быть иметь.

Науки, которые в сей академии могут учинены быть, свободно бы в 3 класса разделить можно: в 1-м классе содержались бы все науки математические и которые от них зависят, во 2-м все части физики; в 3-м гуманиора, история и право.

§ 8. К первому классу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться... арифметикой, алгеброй и геометрией и прочими частями теоретическими.

Второй бы тщение иметь к астрономии, географии, навигации. Третьей и четвертой о механике.

§ 9. Второй класс разделяется в четыре части, а именно:

1. Физику теоретическую и экспериментальную. 2. Анатомию. 3. Химию. 4. Ботанику, и такожде четырех персон к тому иметь надлежало бы...

...Третий класс состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и прочем упражняются, и сие свободно бы трем персонам отправлять можно. Первая элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2-я — историю древнюю и нынешнюю, а 3-я право натуры и публичное купно с политикой и этикой (нравоучением).

А ще же при том экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ея великая прибыль и польза чинится.

§ 10. Кроме сих членов, особливый секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или через каждые два года публикует, и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит.

§ 11. Должность академиков: 1) все, что в науках уже учинено, разыскивать, что к исправлению или приращению оных потребно есть, производить, что каждый в таком случае изобрел сносить, и тое секретарю вручить, который тогда понужден будет оное, когда надлежит, описывать...

2) Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать, тако ему легко будет экстракты из оных сочинить; сие экстракты с прочими изобретениями и рассуждениями имеют от академии в назначенные времена в печать отданы быть.

3) Понеже академия не что иное есть, токмо социетет (собрание) персон, которые для произведения наук друг друга помогать имеют; того ради весьма надобно, чтоб они еженедельно несколько часов в собрании были и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может; и сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко на примере анатомикус механика и пр. к совершенной демонстрации требует.

4) Еще же академия повинна: все... изобретения, которые в помянутых науках иногда предложены будут рассматривать, и свою апробацию откровенно о том сообщать, сиречь верны ли оные изобретения.., великой ли пользы суть или малой.., известны ли оные прежде сего бывали или нет...

6) Каждый академикус обязан систему или курс в науке своей пользу учащихся младых людей изготовить; а потом оные имеют на императорском 29 иждивении на латинском языке печатаны быть.

И понеже российскому народу не токмо в великою пользу, но и во славу служить будет, когда такие книги на российском языке печатаны будут, того ради надлежит при каждом классе академическом одного переводчика и при секретаре одного ж, и тако во всех четырех классах определить...

7)...И чужестранным великая забава будет, понеже ежегодно 3 публичные ассамблеи установлены и от одного члена академии разговор из своей науки чинен будет и в одной похвалы протектора введены будут.

8) А чтоб академики к потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора академии открыта была; а над оного надлежит библиотекарю партикулярную дирекцию иметь и власть те книги и инструменты, которые академии надобны, выписать или здесь делать...

...Может от переводчиков библиотеки и натуральных вещей каморы употреблять...

9) Без живописца и градировального мастера обойтися невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут (ежели оные сохранять и публиковать), имеют рисованы и градированы быть.

§ 12. Сие есть собственный образец Академии художеств и наук, о пользе и намерении ее выше уже упомянуто; 1) дабы науки размножены и в лучшее состояние приведены были; 2) все издания сысканы и опробованы; 3) от оной системы учащимся младым людям изготовлены были; но сие служить токмо к произведению в лучшее состояние наук.

§ 13. А понеже в том намерении университета смотрится, которые науки всему народу объявляет, такожде и гимназия, в котором младые люди нужным наукам обучаются; того рода я объявляю, каким образом одним зданием обои намерения исполнять можно и не надобно особливые собрания сочинять.

§ 14. В университете, как уже упомянуто, четыре факультета имеются, а именно: 1) теология; 2) юриспруденция; 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь оставляется и попечение о том токмо Синоду предается; и тако прочие три факультета обретаются, а именно:

§ 15. 1) Юридический факультет, при оном академик 3 класса, который науки практики, яко политику, этику и право натуры учить быть может, а ще те еще похочется славного, правом искусного человека при том определить, оное толь наилучше б было.

2) Медицинский факультет совершенно из 2 класса, сиречь анатомика, химика и ботаника сочинен быть может.

3) Факультет философии не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик Матезис Сублимиорис может профессором логики и метафизики и математики генеральной быть, и при том же физику генеральную и экспериментальную учить, а прочие собственной части математики можно прочим академикам 1 класса, яко астроному и механику разделить.

Гуманиора... историю обучать могут к тому определенные члены 3 класса.

§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих университетах.

§ 18. А чтоб пользу от сих обучением иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиоры отчасти знают и некоторое малое искусство философии и математики имеют; того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабжены, которые со всем прилежанием обучаться, и академикам воспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и притом (ежели себя хорошо ведут, и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать: и тако подобает, чтоб они за такую добро-деятель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно без великих убытков намерение нижней школы исполнить.

§ 19. Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтобы академии кураторы непременно определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении, старались нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели.

К § 18 есть приписка: Со временем сему собранию такую привилегию пожаловать..., чтобы тем, которые в науках произошли, градусы (чины) давать могли, сие бы вельми к возращению ея ступило...

Антология педагогической мысли России XVIII в.

/Сост.И.А.Соловков. – М., 1985. – С.26-34.

Задание 2. ”Целая эпоха в просвещении России”.

В середине XVIII правительство и представители образованного общества пришли к осознанию явной недостаточности учебных заведений, направленных лишь на подготовку грамотных людей, квалифицированных специалистов. Более остро ставилась проблема воспитания людей, гражданственность которых заключается в преданности самодержавной власти и готовности служить России.

Горячим поборником распространения образования выступал М.В.Ломоносов (1711 – 1765), подготовленные им документы о среднем и высшем образовании, позднее назвали Ломоносовской программой организации просвещения в России. М.В.Ломоносов занимался непосредственной подготовкой молодых специалистов, разработал необходимые документы для открытия Московского университета (открыт в 1755 г.), считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать ее на благо экономического и культурного процветания родины.

 

Изучите положения, в которых раскрываются идеи великого русского ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова о предмете педагогики, значении науки и просвещения в воспитании и образовании, о сущности воспитания и образования, факторах развития и формирования личности молодого человека – россиянина, организации обучения, его содержании. Оцените их актуальность для современного воспитания и образования.

Алгоритм выполнения задания:

За основу работы возьмите документы эпохи Елизаветы Петровны, материалы современных исследований Т.С.Буториной, С.В.Куликовой, А.В Калачева и др., в которых раскрываются педагогические идеи М.В.Ломоносова.

Выделите направления поиска: предмет педагогики, наука и просвещение для воспитания и образования, проблемы воспитания и образования юношества, дидактические идеи.

Для каждого из выделенных направлений укажите необходимые положения, раскрывающие ведущие идеи М.В.Ломоносова.

Обоснуйте, насколько эти идеи актуальны для современного воспитания и образования.

 

Критерии оценки выполнения задания:

Полно представлены работы документы эпохи Елизаветы Петровны, материалы современных исследований о педагогическом наследии М.В.Ломоносова.

Конкретизированы направления научных исканий М.В.Ломоносова.

Обстоятельно представлены положения, раскрывающие педагогические идеи М.В.Ломоносова.

Аргументирована собственная точка зрения на актуальность педагогических идей М.В.Ломоносова для современного воспитания и образования.

Список рекомендуемой литературы

Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И.А.Соловков. – М., 1985.

Белявский М.Т. Все испытал и все проник: К 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. – М., 1986.

Калачев А.В. демократические тенденции развития образования и педагогической мысли в России в XVIII веке. /Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: Монография. /Под ред. Г.Б.Корнетова. – М.: АСОУ, 2007.

Куликова С.В. Идейные истоки национального образования России /Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: Монография. /Под ред. Г.Б.Корнетова. – М.: АСОУ, 2007.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. /Сост. Т.С.Буторина. – М.: Педагогика, 1991.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.