Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы сказуемого






 

1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:

1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в сочетании с частицами ну, давай, например: …Соседушки ну помогать ему (Некрасов); …Бабушка… согнётся и давай кашлять (Гончаров);

2) сказуемые, выраженные повторением глагола, иногда с добавлением частиц так, не, например: Спорили, спорили и ни до чего не доспорились; Вот уж наелся так наелся; Сам работать не работает, да и другим мешает;

3) сказуемые типа взял да и сделал наоборот, возьму и нагряну к вам неожиданно (с глаголом взять в различных формах и другим глаголом в тех же формах);

4) сказуемые типа пойду посмотрю, сходи узнай (с глаголом пойти, сходить, побежать и другим глаголом в той же форме);

5) сказуемые, в которых при глаголе имеется частица себе для выражения непринужденности действия, совершения его в свое удовольствие, например: сидит себе улыбается, пойду себе в лес, идёт себе как ни в чём не бывало.

2. Книжный характер имеют сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями глагольного типа, например: вести борьбу (ср. бороться), давать советы (ср. советовать), оказывать помощь (ср. помогать), питать ненависть (ср. ненавидеть), принимать участие (ср. участвовать), производить осмотр (ср. осматривать), проявлять интерес (ср. интересоваться).

Подобные конструкции в некоторых случаях придают высказыванию канцелярский характер, например: «производить проверку домашних письменных работ» (вместо проверить домашние письменные работы), «использовать применение новых методов» (вместо применять новые методы). Такие конструкции иногда называют «расщеплением» сказуемого (глагол-сказуемое заменяется сочетанием однокоренного существительного с глаголом). Ср. также: «происходит рост производительности труда» (вместо растёт производительность труда), «идет снижение себестоимости продукции» (вместо снижается себестоимость продукции) и т. п.



В зависимости от контекста и лексического состава самой конструкции она может оказаться уместной или неуместной; ср.: произвести посадку самолёта (технический термин) – произвести посадку картофеля (ненужное «расщепление» сказуемого). Ср. также закрепившиеся обороты: производится набор учащихся (книжный вариант; ср.: набираются учащиеся); далее следует перечисление правил (книжный вариант; ср.: далее перечисляются правила).

Неудачны сочетания: «идет изучение вопроса», «происходит стройка дома», «имеет место отсутствие нужных доказательств», «имеет место неявка на работу по неуважительным причинам» и т. п. (последние примеры явно неприемлемы из-за своей бессмысленности).

3. Именная часть составного сказуемого может быть выражена формой именительного и формой творительного падежа; ср. конструкции с одним и тем же лексическим составом сказуемого: И в семье его Савельич был свой человек (Мельников-Печерский). – У Ивашиных он был своим человеком (Чехов).

Обычно в этих случаях именительный падеж указывает на устойчивый признак предмета, на постоянно присущую ему качественную характеристику, а творительный падеж указывает на временный признак. Ср. у Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца. – Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом. Однако это разграничение не проводится последовательно, например: А Давид… был сначала пастух (В. Панова) (употреблена форма именительного падежа, хотя указывается временный признак); Дом, мимо которого бежала Аночка, был городской школой (Федин) (употреблена форма творительного падежа, хотя имеется в виду постоянный признак).

При отсутствии связки употребляется форма именительного падежа, например: Мой отец врач. Постановка именного сказуемого в форме творительного падежа встречается в разговорной речи, причем только у существительных, обозначающих род деятельности, профессию, состояние, например: У меня мать здесь учительницей (Федин); Он в штабе дивизии связистом (Казакевич). Такой же разговорный характер имеет конструкция с именительным падежом при глаголе считаться, например: Я грубиян считаюсь… (А. Островский). Ср. литературную форму: Рощин считался хорошим стрелком (А. Н. Толстой).

При глаголе звать употребляется как именительный, так и творительный падеж, например: …Все звали её Люба; …Звали его Иваном Ивановичем (Гаршин).

При глаголах называться, зваться обычно употребляется творительный падеж, например: Мать сшила мне гимнастёрку и штаны из какой-то материи, которая называлась «чёртовой кожей» (Гайдар); …Проводят по морю ту же непроходимую черту, которая на земле зовётся границей (Л. Соболев). Форма именительного падежа вносит разговорный оттенок, например: Ну, серьги мои с зажимом, клипсы называются (В. Панова). При географических наименованиях обычно употребляется именительный падеж, например: Потом и вся местность кругом стала зваться Игарка (А. Кожевников).

Имя прилагательное в составном сказуемом независимо от типа связки употребляется как в форме именительного, так и в форме творительного падежа. Ср.:

Я бываю гадкая… (Л. Толстой). – Когда же я бываю любезным? (Тургенев);

Разговор был холодный, несвязный… (Л. Толстой). – Схватка была короткой и страшной (Л. Соболев);

…Все будут весёлые, добрые, счастливые (Чернышевский). – Работница я, нищего человека дочь, значит, смирной буду… (Горький).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.