Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговое право и налоговое законодательство




Налоговое право как организационно-финансовая категория пронизывает весь комплекс налоговых отношений, формируя правовое обеспечение налогового процесса. Налоговое право представляет собой совокупность законодательных и других нормативных актов, регламентирующих основы и организацию налогового процесса, налоговой системы, взимания установленных налогов и сборов по элементам налогообложения и налогового контроля.

В налоговом праве непосредственно реализуется специфическая законодательно-правовая, принудительная форма налоговых отношений, организованных в действующие системы налогообложения, налоговую систему и налоговый механизм. Налоговые отношения становятся таковыми и могут функционировать только после принятия соответствующих налоговых законодательных и других нормативных актов, то есть в форме публично-правовых отношений. Лишь в такой форме соответствующая часть денежных отношений превращается в налоговые отношения.

Налоговое право обеспечивает юридическое оформление и правовую организацию налоговых отношений в части методологических и практических положений о сущности, принципах организации налогов и налогообложения, о составе налоговой системы и элементах налогообложения, о порядке взимания установленных видов налогов и об отношениях, связанных с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Положения налогового права закрепляются в действующем налоговом законодательстве:

- законодательстве РФ о налогах и сборах;

- законодательстве субъектов РФ о налогах и сборах;

- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс (НК) занимает главенствующее место в российском налоговом законодательстве, устанавливая систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе (статья 1 НК):

1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, других участников налоговых отношений;

5) определяет формы и методы налогового контроля;

6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.



Налоговый кодекс является законом прямого действия в части названных выше общих принципов налогообложения, установления, ведения и взимания налогов и сборов. Это значит, что положения других законодательных и нормативных актов, регулирующие налоговые отношения, не должны дополнять и изменять, а могут лишь уточнять положения, непосредственно регулируемые НК РФ. К таким нормативным правовым актам относятся, например, методические рекомендации, пояснения к расчету налоговой базы, расшифровка перечней видов деятельности и т.д. Они касаются отдельных видов налогов и выпускаются в форме постановлений, приказов, инструкций и подобных правовых актов Правительством РФ, Минфином РФ, Федеральной службой по налогам и сборам, Таможенной службой, другими уполномоченными органиами.

Налоговое законодательство субъектов РФ состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Налоговое законодательство субъектов РФ вводит на своих территориях установленные НК РФ региональные налоги и сборы в части конкретных ставок (но не выше предельных ставок, установленных НК), налоговых льгот (в рамках перечня, установленного НК), порядка и сроков уплаты, форм отчетности по налогам.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления вводят на территории соответствующего муниципального образования установленные НК РФ местные налоги и сборы по элементам налогообложения в пределах налоговых полномочий органов местного самоуправления: размеры налоговых ставок (не выше предельных), конкретные налоговые льготы (по рекомендуемому перечню), порядок и сроки уплаты, формы отчетности по этим налогам.



Ни на кого не может быть возложена обязанность вводить налоги, сборы и иные налоговые платежи, не установленные Налоговым кодексом.

Таким образом, налоговое законодательство регулирует весь круг публично-правовых отношений по установлению, ведению, изменению, и взиманию налогов и боров в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

На особом положении в этом плане находятся таможенные пошлины. Налоговые ставки и налоговые льготы по ним устанавливаются Правительством РФ в Таможенном тарифе и других соответствующих нормативных актах. Кроме того, наряду с положениями Налогового кодекса РФ, часть налоговых отношений, отношений налогового контроля и налоговых правонарушений в процессе обложения таможенными пошлинами регулируются Таможенным кодексом РФ и другими таможенными законодательными и правовыми актами.

Налоговое право в современной России находится пока еще на стадии становления. Следует констатировать определенное ущемление налоговых прав субъектов РФ и органов местного самоуправления в части обеспеченности бюджетов их территорий собственными налоговыми доходами, возможности реального влияния на налоговую базу собственных по статусу налогов. Не в полной мере отрегулированы между собой права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, не соответствуют международным нормам правила применения штрафных налоговых санкций. Но главным недостатком российского налогового права остается его крайняя нестабильность, связанная с принятием «сырых» законов о налогах и отсутствием долговременной научно-обоснованной стратегии политики налогового реформирования.

 

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал