Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические основы обучения созданию текста – повествования






Различные типы речи предусматривают различные методологические подходы к их изучению. В общем виде характеристику типов речи можно представить схематично следующим образом:

Факты, события Мысли человека о фактах, событиях

окружающей действительности окружающей действительности

               
       
 

Описание Повествование Рассуждение Оценка

Предмета (дается объяснение (дается

Состояния свойств, явлений) оценка

Места чему-либо)

(сообщается об

одновременных признаках)

Учащимся необходимо уметь различать и составлять данные типы текстов. Для этого они должны знать, что собой представляют эти тексты, их особенности. Учеников можно познакомить со следующими определениями:

1. Повествование – сообщение о том, что случилось, как развивались события (Что? Кто? Где? Когда? Как?).

2. Описание – изображение предмета, явления, его признаков (Какой?).

3. Рассуждение – размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение (Почему?).

В тексте повествовании автор рассказывает о каких-либо действиях, последовательности событий, сменяющих друг друга. К данному типу текста можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом, в конце?

Повествование – функционально – смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами [12]. Как тип речи повествование обладает динамичностью при выражении событий и действий, которые происходят во времени, оно может быть развернутым и неразвернутым соответственно. Можно выделить следующие виды повествования:

1. Конкретно – сценическое. Ему свойственны конкретность, хронологическая последовательность действий.

2. Информационное повествование – пересказ действий субъекта.

Изучение текстов – повествований с теоретико – практической точки зрения без учета особенностей жанра подразумевает изучение особенностей текста – повествования, умения определять тему, определять содержание по заголовку, озаглавливать текст, изучение типов связи предложений и её средств, составлять план текста, работа над планом и композицией. Можно выделить следующие направления работы с текстом – повествованием:

1. Общее знакомство с особенностями текстов данного тип. Выделить особенности текста – повествования можно, задав вопросы по конкретному тексту: О каком предмете идет речь? О каких событиях? Какова их последовательность? Работа в этом направлении предполагает следующие задания по тексту:

- спиши текст, поделив его на предложения;

- раздели текст на смысловые части;

- озаглавь каждую часть текста, составь план;

- прочитай заголовки к текстам и по ним определи их темы.

2. Знакомство с типами и средствами связи предложений. Начинать такое знакомство лучше с повторения определения «текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу». После чтения конкретного текста необходимо обратить внимания на то, как связаны предложения в этом тексте: первое – со вторым, второе – с третьим и т.д. Можно привести ассоциацию с вагонами поезда. Далее следует обратить внимание на средства, обеспечивающие связь предложений, например, слова – синонимы, местоимения и т.п. Таким образом, дети приходят к определению: «если предложения текста следуют друг за другом последовательно, «по цепочке», то эту связь принято называть цепной». Закончить изучение можно следующей схемой:

1. 2. 3.

В качестве закрепляющих упражнений можно использовать следующие:

- собери текст из данных предложений (предложения даны вперемежку с выделением слов – связок);

- подчеркни в тексте слова – связки, с помощью которых предложения цепляются друг за друга;

- «сцепи» предложения в тексте друг с другом, используй слова для справок.

3. Знакомство с единым временным планом текста. Для ознакомления с единым временным планом необходим небольшой текст, в котором выделены глаголы (н-р: «Пришла весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку). Дети должны знать, что глагол может быть в настоящем, прошедшем и будущем времени. Далее нужно определить время глаголов, употребляемых в конкретном тексте. На основе этого учащиеся смогут сделать следующий вывод: «Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется единым временным планом текста, благодаря которому предложения связываются между собой». В качестве закрепления данного материала можно попросить детей составить текст из 3х предложений с соблюдением единого временного плана текста.

4. Знакомство с временной соотнесенностью глаголов. Если глаголы в тексте стоят в разном времени – единый временной план текста нарушается. С помощью выделения в конкретном тексте глаголов разного времени, необходимо подвести детей к идее допустимости сочетания временных форм глагола. Однако также нужно поговорить о том, почему и с какой целью используется в конкретном тексте данное время глагола. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что время глаголов в предложениях соотносится, с помощью чего достигается временная соотнесенность глаголов. Для закрепления этого материала можно использовать такие упражнения, как:

- спиши текст, выбрав из скобок подходящий по времени глагол;

- выдели все глаголы в тексте, определив их время. Объясни, почему автор использует то или иное время глагола.

5. Знакомство с последовательностью частей текста / абзацев текста. Данный материал хорошо продемонстрировать, дав детям два одинаковых текста – один без деления на абзацы, другой, разделенный на смысловые части. Далее в процессе работы необходимо донести до учащихся, что автор выражает свою мысль, переходя от одной темы к другой. Часть общей темы – микротема, которая раскрывается в отдельном абзаце и, соответственно, пишется с красной строки. Для закрепления можно попросить поделить детей текст на части, если дан один абзац – дописать еще несколько абзацев для раскрытия общей темы.

6. Работа над планом текста – повествования. Данное направление предполагает знакомство детей с общим планом составления текста – повествования:

I. Вступление (причины события, о котором пойдет речь)

II. Изложение событий:

А. Начало события

Б. Развитие события

В. Чем закончилось событие

III. Заключение (последствия, выводы и т.п.)

Необходимо постепенно обучать детей написанию каждого элемента плана текста. Для этого можно давать задания по написанию каждой отдельной части к уже готовым текстам (допиши вступление, чем могла закончиться данная история? и т.п.).

7. Работа над композицией текста. Композиция текста подразумевает его художественно – структурное построение. Для её изучения необходимо поделить текст на смысловые части, озаглавив каждую из них и определив их микротемы. Учащиеся должны проследить развитие основного действия: с чего оно началось, что происходило потом, и как оно закончилось. Таким образом, дети составляют следующий план текста, который составляет его композиционную основу:

I. Завязка действия.

II. Развитие действия.

III. Кульминация.

IV. Развязка [12].

В процессе работы с текстами – повествованиями необходимо использовать задания творческого характера, например, составление сказки/рассказа по готовому началу, создание текста – повествования по иллюстрации/серии иллюстраций, по ряду ключевых слов и т.п.

После изучения теоретических основ учащиеся могут приступить к самостоятельному созданию целостного текста. Тексты, написанные детьми, подлежат анализу и могут быть использованы на уроке. Следует постоянно обращать внимание на взаимосвязь содержания, структуры и речевого оформления.

При создании текста – повествования необходимо учитывать его стилистику. В форме повествования создаются тексты в разговорном, деловом, научном, публицистическом, художественном стиле. На начальной ступени дети упражняются написанию таких текстов-повествований, как инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка. Основной формой письменных работ по созданию письменных текстов является изложение и сочинение.


2.3 Методические основы обучения созданию текста – описания

 

Описание – функционально – смысловой тип речи, в котором отображаются признаки предметов, явлений [13]. Общая схема текста – описания выглядит следующим образом:

1) Название предмета/явления, общее впечатление;

2) Перечисление, конкретизация признаков (P1, P2, P3…);

3) Вывод / общее впечатление.

Описательный текст также может иметь свою стилизацию. Так, например, в научном стиле текст – описание включает обычно признаки, названные отглагольными прилагательными и существительными; а в художественном признаки создают художественный образ, передаются различными частями речи, множеством выразительных средств речи (сравнение, метафора и пр.). Создание текстов такого типа является более сложным процессом для младшего школьника. Трудность здесь заключается не только в бедном словаре учащихся. Написание текстов – описаний требует сформированных аналитических и синтетических, ассоциативных и пр. умений.
2.3 Методические основы обучения созданию текста – рассуждения
Заключение
Список использованной литературы.

 

 

1) https://bookap.info/genpsy/dmitrieva_obshchaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl11.shtm

2) https://enc-dic.com/linguistics/Rech-361/

3) https://studopedia.ru/10_214892_moskovskaya-lingvisticheskaya-shkola-lingvisticheskaya-deyatelnost-filippa-fedorovicha-fortunatova.html

4) https://www.libpsyx.ru/? Article=7

5) https://e-libra.ru/read/219046-psixolingvistika.-teoriya-rechevoj-deyatelnosti.html

6) Рубрика:

Психология речи

Ключевые слова:

Речь

Источник:

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя

7) https://www.e-reading.club/chapter.php/103649/35/Gluhov, _Kovshikov_-_Psiholingvistika._Teoriya_rechevoii_deyatel'nosti.html

8) https://misarenko.ru/knigi/uchebnik/7.1_pism_rech.html

9) https://www.studfiles.ru/preview/1619943/

10) https://festival.1september.ru/articles/312122/

11) https://www.e-reading.club/chapter.php/103649/36/Gluhov%2C_Kovshikov_-_Psiholingvistika._Teoriya_rechevoii_deyatel'nosti.html

12) https://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/02/Sozdaniie_tiekstov1.pdf

13) https://rataiko.school139.edusite.ru/p24aa1.html

 

 

Надежда23.03.16 Курсовые работы вы должны сдать в летнюю сессию.Работа должна включать 2 главы, в каждой из которых должно быть не менее 2-х параграфов. Первая глава - теоретическая. В ней вы рассматриваете теоретические аспекты выбранной вами темы(историю вопроса, психолого-педагогический аспект, психолого-лингвистический аспект (что найдете). Вторая глава методического содержания. В ней вы рассматриваете методические аспекты выбранной темы (анализ современных учебных пособий с точки зрения предмета исследования, методические приемы, систему упражнений, способствующих формированию...(тоже, что получится у вас).). Объем курсовой работы не должен превышать 30-35 стр. через 1, 5 интервал 14 шрифт Успехов в работе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.