Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень вопросов, выносимых на экзамен во втором семестре






1 Охарактеризовать естествознание как совокупность наук о природе;

2 Охарактеризовать цели, задачи, объект и предмет естествознания, особенности органического и неорганического разделов естествознания;

3 Особенности эмпирического и теоретического естествознания;

4 Охарактеризовать структуру современного естествознания, прикладное значение науки «Естествознание»;

5 Рассмотреть взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур;

6 Рассмотреть религию как способ познания окружающей действительности;

7 Рассмотреть искусство как результат обобщения опыта эмоционально ценностных отношений;

8 Охарактеризовать предпосылки и причины появления науки;

9 Охарактеризовать отличия научно-рационалистического способа познания от других видов: религиозного, мифологического, искусства;

10 Охарактеризовать отличия научно-рационалистического способа познания от других видов: философии, обыденного сознания, идеологии, технологии;

11 Охарактеризовать основные черты и функции науки;

12 Рассмотреть этапы становления естествознания как науки;

13 Особенности научно-технической революции, её воздействие на мировоззрение человечества;

14 Классифицировать методы естественно-научного познания;

15 Охарактеризовать применение математических методов в методологии естествознания;

16 Охарактеризовать основные категории научного познания: факт, эксперимент, идея, гипотеза, теория;

17 Понятие об общей и естественнонаучной картинах Мира;

18 Охарактеризовать развитие науки в Античный период;

19 Охарактеризовать развитие науки в Средние века;

20 Особенности развития науки в эпоху Возрождения;

21 Особенности классической науки (до открытий А.Эйнштейна);

22 Охарактеризовать особенности развития науки в современный период: проблемы и перспективы;

23 Рассказать о доминировании наук на различных этапах развития естествознания и причинах этого явления;

24 Проблема личности в науке;

25 Наука и этика: нужны ли нравственные кодексы учёных?;

26 Охарактеризовать изменения представлений о структуре материи;

27 Охарактеризовать уровни организации материи;

28 Предпосылки и причины революции в естествознании на рубеже 19-20 веков;

29 Рассказать о происхождении Вселенной;

30 Охарактеризовать модель расширяющейся Вселенной;

31 Охарактеризовать эволюцию и строение галактик, звёзд;

32 Рассказать о происхождении и строении Солнечной системы;

33 Охарактеризовать современные космологическая и космогоническая концепции, модель Большого взрыва;

34 Охарактеризовать законы сохранения энергии в макроскопических процессах, принцип возрастания энтропии;

35 Становление астрономии и космонавтики, роль учёных России и СССР;

36 Охарактеризовать геоцентрическую систему мира;

37 Охарактеризовать гелиоцентрическую систему мира;

38 Особенности развития химии как науки;

39 Охарактеризовать теорию химической связи;

40 Выдающиеся русские учёные – химики;

41 Охарактеризовать основные законы классической химии;

42 Значение химического синтеза новых материалов в удовлетворении потребностей человека;

43 Роль химических знаний в здравоохранении;

44 Охарактеризовать теорию относительности А. Эйнштейна;

45 Охарактеризовать специальную теорию относительности;

46 Современные представления о пространстве и времени;

47 Рассказать о становлении физики как науки;

48 Охарактеризуйте сущность планеты Земля: происхождение, эволюция;

49 Охарактеризуйте геосферные оболочки Земли;

50 Охарактеризовать принципы относительности, симметрии; законы сохранения;

51 Внутреннее строение и история геологического развития Земли;

52 Рассказать об отрицательных последствиях НТР и противоречиях современной науки;

53 Современное представление о космических угрозах для планеты Земля;

54 Волновые свойства фотонов: интерференция и дифракция световых волн;

55 Свойства элементарных частиц и их классификация;

56 Корпускулярные свойства фотонов: фотоэффект, эффект Комптона, опыт Боте;

57 Рассказать о теории возникновения химических элементов;

58 Динамические и статистические закономерности в природе;

59 Охарактеризовать объекты Вселенной: квазары, пульсары, галактики, черные дыры;

60 Значение химии в решении продовольственной проблемы;

61 Понятие о парадигме, причины и способы смены парадигм;

62 Современная естественнонаучная парадигма;

63 Охарактеризовать концепции возникновения жизни на Земле;

64 Каковы отличия живого от неживого, вещественная основа жизни;

65 Современная синтетическая теория эволюции;

66 Рассказать об эволюции жизни на Земле;

67 Эволюция человека: антропогенез;

68 История становления, задачи и возможности генетики и генной инженерии;

69 Концепция коэволюции живых организмов;

70 Биология как наука о живой природе: становление и развитие, проблемы и перспективы;

71 Охарактеризовать биохимические круговороты веществ;

72 Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы;

73 Этология и социобиология: задачи, цели, проблемы и перспективы;

74 Перспективы экологии как науки о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой;

75 История взаимодействия человека с природой;

76 Развитие биосферы в ноосферу – сферу разума;

77 Антропогенное воздействие на биосферу;

78 Глобальные проблемы экологии;

79 Человек как предмет естественно-научного познания;

80 Расскажите об эволюции культуры человечества;

81 Каковы биологические основы психических различий между мужчинами и женщинами;

82 Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы;

83 Значение экологического образования в 21 веке;

84 Биосфера как глобальная экосистема, современные концепции биосферы;

85 Роль ЭВМ и персональных компьютеров в современном мире;

86 Становление и развитие нейрофизиологии;

87 Достижения и перспективы в изучении сознания;

88 Задачи и перспективы синергетики;

89 Особенности синергетического стиля мышления, принципы универсального эво­люционизма;

90 Экологизация образования.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

 

1. Михайлова, Л.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. /Л.А.Михайлова – СПб.: Питер, 2009.-335с.- ISBN 978-5-91180-778-8

2. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. / А.А.Горелов – М.: Издательство Юрайт, 2010.-335с.- ISBN 978-5-9916-0482-6

3. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: учебник. / Г.И.Рузавин – М.: Проспект, 2010.- 288с. – ISBN 978-5-392-01074-5

4. Карпенков, С.Х Концепции современного естествознания: практикум. / С.Х.Карпенков – М.: Высшая школа, 2007.- 327с.- ISBN 978-5-06-004257-3

 

Дополнительная литература:

1 Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В. М. Найдыш - Москва: Альфа-М, 2008. - 704 с. - ISBN 978-5-98281-102-8.

2 Грушевицкая, Т.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие./ Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с. - ISBN 5-7410-0106-8.

3 Данилова, В.С. Основные концепции современного естествознания: учебн. пособие для вузов./ В.С.Данилова, Н.Н.Кожевников - М.: Аспект Пресс, 2007. –256 с.- ISBN 5-7695-3606-3.

4 Дубнищева, Т.Я. Современное естествознание./ Т.Я.Дубнищева - М.: «Маркетинг», 2007. – 160 с. - ISBN 978-5-85939-681-8

 

Периодическая литература:

- Вестник Естествознания;

- Успехи современного естествознания;

- National geographic;

- Гео;

 

Интернет-ресурсы:

 

- Гуманитарная миссия естествознания. Электронный журнал - Режим доступа: https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Novosadov/;

- Электронная библиотека.- Режим доступа: https://nrc.edu.ru/est/pos/;

- Библиотека Гумер. – Режим доступа: https://www.gumer.info/.

- ЭБС «КнигаФонд». – Режим доступа: https://www.knigafund.ru/books/87703






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.