Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как работать с карточками




Т. С. ПЕРЕГУДОВА Г. А. ОСМАНОВА

ВВОДИМ ЗВУКИ В РЕЧЬ

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ [Л], [Ль]

Логопедам-практикам и заботливым родителям

Санкт-Петербург 2008

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 2

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л], [Л']........................................................................................... 3

Как работать с карточками.................................................................................................... 6

Литература................................................................................................................................ 7

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ....................................................................... 9

Автоматизация звука [Л] в начале слов............................................................................. 9

Автоматизация звука [Л] в интервокальной позиции................................................... 12

Автоматизация звука [Л] в конце слов............................................................................. 20

Автоматизация звука [Л] в середине слов....................................................................... 24

Автоматизация звука [Л] в словах, содержащих два звука [Л].................................. 37

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 46

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л'] В СЛОВАХ.................................................................... 53

Автоматизация звука [Л'] в начале слов.......................................................................... 53

Автоматизация звука [Л'] в интервокальной позиции.................................................. 56

Автоматизация звука [Л'] в конце слов............................................................................ 63

Автоматизация звука [Л'] в середине слов...................................................................... 65

Автоматизация звука [Л'] в словах со стечением согласных...................................... 68

Автоматизация звука [Л'] в словах, содержащих два звука [Л']................................ 73

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л'] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ................................................. 74

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л] — [Л']........................................................................ 82

Дифференциация звуков [Л] — [Л'] в слогах................................................................. 82

Дифференциация звуков [Л] — [Л'] в словах................................................................. 83



Дифференциация звуков [Л] — [Л'] в словах, содержащих оба звука..................... 87

Автоматизация звуков [Л] — [Л'] в связном тексте...................................................... 88

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие представляет собой систему карточек для автоматизации звуков [Л], [Л'] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, и при обогащении их словарного запаса. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке для автоматизации звуков [Л], [Л'] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (лак, лето), слова, содержащие свистящие звуки (лось, лоцман), слова с шипящими звуками (лошадь, чулок), слова со звуками [Р], [Р'] (ларь, кларнет). В пособии также представлены слова с йотированными звуками и звуками [В], [В'] (волна, весло). Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

• прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;

курсивом — слова, содержащие свистящие, шипящие звуки;

жирным шрифтом— слова, содержащие [Р], [Р'];

подчеркивание используется при выделении слов, содержащих



звуки [В], [В'] и йотированные звуки.

Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из цели и задач занятия, этапа логопедической работы.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [Л], [Л']

При правильном произнесении звуков [Л], [Л'] артикуляционные органы занимают следующее положение:

• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;

• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;

• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;

• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;

• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;

• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;

• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция мягкого звука [Л'] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами (иногда звук [Л'] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).

Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения из-за недостаточной пластичности языка, следует провести серию артикуцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягиваются слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнение для выработки воздушной струи

«Охотник». Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.

Упражнения для языка

«Иголочка». Губы в положении «Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «Ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

Следует чередовать упражнения «Иголочка» и «Блинчик».

«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз.

«Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»).

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).

«Орешек». Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щеку.

«Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук [Ы], не смыкая зубов.

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука [Л].

¨ Логопед предлагает ребенку произносить звук [Ы] при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений, включающих звук [Л]. По мере закрепления звучания [Л] в таком положении межзубная артикуляция звука [Л] постепенно переводится в зазубную.

¨ В тех случаях, когда ребенок заменяет звук [Л] двугубным [В], следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка (до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед).

¨ В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук [А], ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с гласным [А] («ла»). Если звук [Л] будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.

После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах по карточкам.

Как работать с карточками

После постановки звука [Л] логопед выбирает карточку со слогами, а затем со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Р], [Р'], то при отработке [Л] в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или не использовать слова, набранные жирным шрифтом (со звуками [Р], [Р']). При отсутствии правильной артикуляции [Ш], [С] не стоит брать слова с этими звуками (они напечатаны курсивом). Отдельно представлены слова, содержащие йотированные звуки и звуки [В], [В']. При замене звука [Л] звуком [В] карточки с этими словами нужно использовать в последнюю очередь и внимательно следить за артикуляционным укладом во время произнесения.

Заниматься с ребенком по карточке необходимо не более 10 минут. После получасового перерыва работу по автоматизации звука можно возобновить. Перед произнесением слов важно напомнить ребенку правильную артикуляцию звука и попросить произнести звук [Л] изолированно («л»).

Далее ребенок может произносить слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитывать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука следует произносить слова медленно, выделяя голосом звук [Л].

В книге имеются карточки с цветными картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [Л], [Л'] в самостоятельной речи. Звуки [Л], [Л'] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных.

Детям можно предлагать задания: 1) выбирать из картинок те, в названиях которых звук [Л] ([Л']) имеется в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [Л] — [Л'].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия нужно в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно вместе с дошкольником преодолевать их.

Литература

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.

Веселая азбука: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1984,

Городилова В. И., Рау Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: 1952.

Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1996.

Науменко Г. Тридцать три Егорки. М.: Детская литература, 1989.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987.

Основы, теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.

При солнышке тепло, при матери добро: Русские пословицы и поговорки / Ил. В. Пименова. М.: Детская литература, 1979.

Рау Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1960.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.



.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал