Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов

Проект

Методические рекомендации

По решению задачи увеличения к 2020 году

числа детей в возрасте от 5 до 18 лет,

обучающихся по дополнительным образовательным программам,

в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов

 

Система дополнительного образования детей (далее – ДОД) является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса.

Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Социальная ценность дополнительного образования заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных
и других), используя потенциал свободного времени.



С 1 января 2014 года обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № № ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. № ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей, с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.

С целью обеспечения охвата детей дополнительными общеобразовательными программами необходимо учитывать особенности организации образовательного процесса: дополнительное образование – образование целевого выбора. Дети стремятся получить дополнительное образование не по принуждению, а потому что есть интерес, спрос, мотивация.

В связи с этим модернизацию системы дополнительного образования необходимо осуществлять таким образом, чтобы дополнительное образование детей было привлекательным, удобным, комфортным, максимально удовлетворяющим потребностям и интересам детей и их родителей.

Основная цель модернизации – обеспечение устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, увеличения масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него гражданских и патриотических ценностей и компетенций.

Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Современное ДОД реализуется в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях НПО (СПО), охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

ДОД обладает следующими конкурентными преимуществами:

- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,

- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей,

- ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности и творчества детей,

- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;

- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной),

- возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности,

- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.

При разработке комплекса мер необходимо учитывать следующие принципы модернизации ДОД:

- вариативность и многообразие видов социально-творческой деятельности детей;

- обеспечение доступности и свободы выбора программ;

- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующие особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей, межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, географических ресурсов территорий;

- вариативность моделей управления ДОД;

- развитие системы ДОД как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов;

- международная кооперация и интеграция.

- вариативность моделей управления;

- координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций;

- развитие сферы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;

- информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;

- создание конкурентной среды и устранение административных барьеров в сфере ДОД;

- открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

- многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД.

 

Для развития сферы ДОД в субъектах Российской Федерации необходимо сформировать обоснование совокупности условий, обеспечивающих ее модернизацию:

- нормативных правовых (внесение изменений в региональное и муниципальное законодательство, разграничение полномочий между региональными и местными органами исполнительной власти, разработка предложений по внесению изменений в действующие СанПиН, профессиональных стандартов, норматива нагрузки на ребенка и др.);

- кадровых (повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, разработка моделей подготовки кадров для ДОД в условиях новых ФГОС ВПО, переподготовка кадров для работы в сфере ДОД);

- научно-методических (проведение фундаментальных и прикладных исследований, развитие программно-методического обеспечения, разграничение уровней ДОД, разработка инновационных образовательных и информационных технологий, способов мониторинга и оценки эффективности ДОД, обоснование использования сетевого взаимодействия деятельности ресурсных центров для модернизации и диверсификации программ ДОД);

- организационно-управленческих, направленных на открытость сферы ДОД через привлечение государственных, муниципальных, негосударственных субъектов путем внедрения конкурсных процедур для реализации образовательных программ и услуг; совершенствование маркетинговой деятельности, внедрения механизмов изучения заказа, удовлетворенности его реализацией;

- материально-технических (развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования);

- информационных;

- финансово-экономических (определение и введение норматива подушевого финансирования, алгоритма расчета стоимости услуги; механизмов гарантированной бесплатной услуги, условий оказания услуг на платной основе, механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств в сферу ДОД, оплаты труда педагогических кадров сферы ДОД).

Полагаем целесообразным при разработке комплекса мер сформировать следующие направления их реализации:

- формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД;

- формирование организационно-управленческих условий развития ДОД;

- формирование финансово-экономических условий развития ДОД.

 

Также необходимо учесть положения следующих документов:

- целевые показатели развития ДОД, предусмотренные Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148;

- план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (раздел III. Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Сортировка.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.