Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа №3. Цель работы: изучение действующих нормативных документов по организации сертификации продукции на автомобильном транспорте.




«ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ»

Выполнил:ст.гр. АТ-108

Серегин А.В.

Проверил:

Денисов И.В.

Владимир 2012

Цель работы: изучение действующих нормативных документов по организации сертификации продукции на автомобильном транспорте.

Содержание работы:

1. Изучить Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» №184 – ФЗ от 27 декабря 2002 года.

2. Письменно ответить на контрольные вопросы:

а) Дайте краткое определение понятиям «сертификация», «сертификат

соответствия», «система сертификации», «стандарт», «стандартизация»,

«техническое регулирование», «технический регламент».

б) Принципы технического регулирования.

в) Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании.

г) Виды технических регламентов.

д) Цели подтверждения соответствия.

е) Принципы подтверждения соответствия.

ж) Формы подтверждения соответствия.

з) Добровольное подтверждение соответствия.

и) Знаки соответствия.

к) Обязательное подтверждение соответствия.

л) Декларирование соответствия.

м) Обязательная сертификация.

н) Организация обязательной сертификации

Ответы на вопросы

а) Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы

 

 

исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое



регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

б) Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации



ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

1. В отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции

(работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

2. Особенности технического регулирования в части разработки и установления обязательных требований государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в отношении продукции (работ, услуг), объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

3. Особенности стандартизации продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 5.1. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений (введена Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ) Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и

сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

г) В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:

· безопасность жизни или здоровья граждан;

· безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества:

o охрана окружающей среды;

o охрана жизни или здоровья животных и растений;

o предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов в силу их специфики требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами.

Следует различать объекты технического регулирования, к которым согласно ст. 2 Закона относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, и объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.

д) Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условий договоров;

· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров на территории РФ, а также осуществление международной торговли.

Цели подтверждения соответствия являются общими для всех объектов технического регулирования независимо от их принадлежности к объектам обязательного или добровольного подтверждения соответствия. Цели имеют единую направленность – придать потребителям уверенность в соответствии показателей продукции, работ и услуг нормативным документам, указанным изготовителем, продавцом или исполнителем.

е)Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов. Данный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты;

· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

· недопустимости подмены обязательного подтверждения добровольной сертификацией;

· защиты имущественных интересов заявителя, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· презумпции соответствия продукции, маркированной знаком соответствия.

Предполагаемое несоответствие доказывают инспектирующие организации. Этот принцип заимствован из практики технического регулирования ЕС. Принцип означает следующее: пока не доказано противное изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существенным требованиям директивы ЕС.

ж) Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

з) Добровольное подтверждение соответствия

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

-осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

-выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

-предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

-приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

и)Знак соответствия(в области сертификации) — защищенный в установлен­ном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами сис­темы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверен­ность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретно­му стандарту или другому нормативному документу» (Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.8.).

Национальный знак соответствия— знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется на­циональным органом по сертификации.

Транснациональные (региональные) знаки соответствия— знаки, подтверж­дающие соответствие требованиям, установленным региональными стандарта­ми. Они применяются в странах определенного региона на основе согласованных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

 

Компонентные знаки— знаки, предназначенные для информации о применя­емых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или не свой­ственных) товару.

Размерные знаки— знаки, предназначенные для обозначения определенных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

Эксплуатационные знаки— знаки, предназначенные для информирования потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потре­бительских товаров.

Манипуляционные знаки— знаки, предназначенные для информации о спо­собах обращения с товарами.

к) В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия производится только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.
Обязательное подтверждение соответствия выполняется в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия.
В рамках национального законодательства Российской Федерации объекты обязательного подтверждения соответствия, содержащие продукцию действующих Систем обязательной сертификации, определены:
- до вступления в силу соответствующих национальных технических регламентов -едиными перечнями продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;
- для продукции, в отношении которой вступили в силу соответствующие технические регламенты, - указанными техническими регламентами.
Единые перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в рамках национального законодательства), содержат объекты действующих на сегодняшний день Систем обязательной сертификации.
Каждый из вступивших в силу национальных технических регламентов

 

л) Согласно понятию, данному в статье 2 Закона №184-ФЗ:

«декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Осуществление обязательной сертификации путем декларирования соответствия было предусмотрено еще действовавшим ранее Законом о сертификации, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года №766 был утвержден перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия и Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации. Оба этих документа действуют и по сей день. Как уже говорилось, изменения законодательства имеют тенденцию на снижение излишней обязательной сертификации, так в указанный перечень включено около 20 процентов продукции ранее подлежащей обязательной сертификации.

Согласно пункту 3 статьи 46 Закона №184-ФЗ, до вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации определяет и ежегодно дополняет перечень отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия, осуществляемым в порядке, установленным Законом №184-ФЗ.

Декларирование производится по одной из схем, приведенных в пункте 1 статьи 24 закона №184-ФЗ. Всего схем декларирования две:

1. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

2. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).

Заявителем при декларировании соответствия может выступать юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, выступающие в качестве:

· продавца;

· изготовителя;

· лица, выполняющего функции иностранного изготовителя.

м) Обязательная сертификация - это система сертификации продукции, подтверждение безопасности которой является обязательным требованием законодательства в области технического регулирования. Следовательно, обязательная сертификация продукции применяется для подтверждения качества и безопасности как импортных так и отечественных товаров, а итоговым документом является обязательный сертификат соответствия.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал