Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратный инжиниринг – исследование существующих бизнес-процессов






Вопросы к экзамену

по дисциплине «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»

спец. «Информационные системы (по отраслям)»

 

  1. Понятие и содержание процесса проектирования ИС.

Этапы создания информационных систем

I этап – предпроектный (обследование, составление отчета, технико-экономического обоснования и технического задания)

II этап – проектный (составление технического и рабочего проектов);

III этап – внедрение (подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний и сдача в программную эксплуатацию);

IV этап – анализ функционирования (выявление проблем, внесение изменений в проектные решения и существующие АИС и АИТ).

Этапы создания информационных систем

Предпроектная стадия

На предпроектной стадии проводится изучение и анализ объекта проектирования. В частности анализируется информационная база, все входные документы, их объем, периодичность, алгоритмы, выходные документы и все информационные связи задач. Эти данные обрабатываются, и строится информационная модель объектов в виде таблиц и графиков.

К методам изучения и анализа состояния экономического объекта и его системы управления относятся:

· Устный и письменный опрос;

· Письменное анкетирование;

· Наблюдение, измерение, оценка;

· Групповое обсуждение;

· Анализ задач;

· Анализ производственных, управленческих и информационных процессов.

В результате обследования вырабатываются рекомендации по изменению организационной структуры, рассматриваются новые должностные инструкции, целесообразность тех или иных документов, определяется состав баз данных, предложения по изменению технологии обработки, определяется конфигурация вычислительной сети, количество машин, состав экономических задач, очередность их компьютеризации, вырабатываются предложения по реализации экономических задач средствами пакетов прикладных программ.

Проектный этап

На проектном этапе составляются технические и рабочие проекты для каждого уровня АРМ. В рабочем проекте отражаются общие положения, состав технических средств, архитектура, организационная структура в новых условиях, делается постановка задач, проектируется информационное обеспечение, информационный обмен с другими АРМами, рассчитывается экономическая эффективность, инструкции исполнителям.

Проектирование технологических процессов включает проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ, включая проектирование иерархических организованных меню и " окон”. Меню содержит перечень блоков, модулей и программы. Каждый модуль выполняет определенную функцию. Разрабатывается структура меню и сцена диалога человека с машиной. Если привлекаются готовые пакеты прикладных программ, то в них обязательно должно быть руководство пользователю к эксплуатации и комплект машинных программ на дисках.

Постановка задачи дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования исходной информации для получения результата.

В процессе постановки задачи раскрываются:

· Организационно-экономическая сущность ее (наименование, цель решения, периодичность и сроки решения, источники и способы поступления данных, потребители результатной информации и способы ее отправки, информационные связи с другими задачами);

· Описание исходной переменной и условно-постоянной информации (перечень, формы представления, объемные показатели, описание структурных единиц информации, способов контроля исходных данных);

· Описание результатной информации (перечень, формы представления, пользователи, структурные единицы информации, способы контроля);

· Описание алгоритма решения задачи (последовательности выполнения арифметических и логических операций).

В настоящее время почти все АИС децентрализованные, поэтому важно участие пользователя на предпроектной стадии, при постановке и внедрении задач, анализе функционирования АИТ.

 

  1. Понятие технологии проектирования ИС. Виды технологий.

Осуществление проектирования ИС предполагает использование проектировщиками определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта.

Технология проектирования – это совокупность концептуальных методов и средств (методологий) проектирования ИС, а также методов и средств организации проектирования, то есть управления процессом создания или модернизации проекта информационной системы.

Составные элементы технологии проектирования:

· Методология;

· Инструментальные средства;

· Организация.

В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий. Таким образом, технология проектирования задается регламентированной последовательностью технологических операций, выполняемых в процессе создания проекта на основе того или иного метода, то есть дает нам ответы не только на вопросы «что» и «как» должно быть сделано для создания проекта, но и на вопрос «в какой последовательности» и «кем».

Технология проектирования предполагает возможность выбора различных методов и средств проектирования. Выбор оптимальной совокупности следует осуществлять с учетом следующих требований к технологии проектирования:

· Обеспечение создания ИС, отвечающей целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации производственных процессов заказчика;

· Гарантированное создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта (с минимизацией трудовых и стоимостных затрат);

· Поддержка удобной дисциплины сопровождения, модификации и наращивания системы;

· Обеспечение преемственности разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий);

· Обеспечение роста производительности труда проектировщика при использовании выбранной технологии;

· Обеспечение надежности процесса проектирования и эксплуатации проекта;

· Простота ведения проектной документации.

Основная цель использования той или иной технологии проектирования: снижение сложности (и стоимости) процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем ее жизненном цикле – от замысла до реализации

  1. Понятие и содержание предпроектного обследования объекта автоматизации.

Целью предпроектного обследования является изучение задач управления, реша­емых вручную, анализ недостатков существующей системы управления, разработ­ка мероприятий по устранению недостатков и формирование перечня новых за­дач, решаемых автоматизированным способом.

Предметной областью пользователя является, как правило, отдельная задача или сравнительно небольшой комплекс задач, однако предпроектное обследование проводится в составе работ по изучению системы и объекта управления в целом с единых организационных и методических позиций. Поэтому, акцентируя внима­ние на отдельной задаче, следует затронуть более широко методы изучения пред­метных областей (например, промышленного предприятия).

В процессе обследования вскрывается организационная и функциональная струк­тура объекта, и разрабатываются предложения для их оптимизации. Сбор дан­ных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности позволяет досконально изучить и вскрыть «узкие» места в прохождении информационных потоков с целью их последующей «расшивки».

При этом применяются два подхода к обследованию информационных потоков:

• организационный, когда анализируются потоки информации по подразделени­ям предприятия (рабочим местам специалистов, производственным цехам, сек­торам, лабораториям, отделам и т. д.);

• функциональный, когда исследуются информационные потоки по отдельным процедурам, задачам, комплексам задач, функциям или подсистемам управле­ния.

В процессе предпроектного обследования формируются наборы процедур, функций и комплексов задач для создаваемой АИС.

Предпроектное обследование затрагивает как операции управления (управлен­ческие процедуры, задачи, функции), так и потоки информации. Обследование проводится по специальной программе с использованием определенных методик и документированием результатов. В методическом плане обследование управ­ленческих процедур и информационных потоков удобнее рассматривать раздель­но. Предпроектное обследование согласуется с принятой стратегией создания си­стемы.

Децентрализованная стратегия (функциональный подход) заключается в после­довательном проектировании функциональных подсистем. Для каждой из них со­здается автономная информационная база. Такая стратегия обеспечивает быстрое внедрение функциональных подсистем, однако оптимальная организация инфор­мационного обеспечения и АИС в целом достигается с меньшей вероятностью.

Централизованная стратегия (информационный подход) предполагает, в первую очередь, создание интегрированной БД, являющейся основой разработки функций и задач автоматизированного управления.

В соответствии с децентрализованной стратегией предпроектное обследование предприятия может производиться путем исследования его организационной и / или функциональной структуры. Звеньями организационной структуры являются подразделения предприятия: отделы, производства, цехи, участки, рабочие места. Функциональными звеньями являются: функции управления, функциональные подсистемы, задачи, процедуры. Централизованная стратегия делает упор на информационном анализе предметной области, изучении состава и структуры инфор­мационных потоков с целью их интеграции.

Рекомендации по созданию автоматизированной информационной системы выра­батываются обобщением всех выводов и рекомендаций, полученных в результате предпроектного обследования предприятия. Основными направлениями в совер­шенствовании управления являются:

• упрощение организационной структуры благодаря устранению излишних промежуточных звеньев и сокращению многоступенчатости;

• повышение централизации отдельных функций управления и ликвидация са­мостоятельных подразделений в небольших и средних цехах (техническое бюро, бухгалтерия и т. д.);

• внедрение безцеховой структуры управления на небольших предприятиях;

• высвобождение отдельных работников управления;

• совершенствование существующей системы документооборота (устранение излишних документов и реквизитов; сокращение маршрутов движения доку­ментов; применение стандартных бланков).

Существенным моментом является совершенствование методов управления, по­вышение достоверности и своевременности получения необходимой информации работниками системы управления, уменьшение трудоемкости управленческих про­цедур.

Все предложения по совершенствованию управления, намеченные в результате предпроектного обследования, разделяются на две группы. В первую группу включаются рекомендации, которые могут быть реализованы в производстве до внедрения АИС, во вторую — все рекомендации и предложения, которые требу­ют внедрения различного рода средств автоматизированного управления.

  1. Подготовка к проведению обследования объекта автоматизации. Разработка концепции ИС.

При формировании концепции ИС может возникнуть опасность «расползания» границ проекта, поскольку на начальных этапах не всегда ясно, какому объему требований будет удовлетворять ИС и какие ресурсы будут выделены на ее создание. По этой причине на этапе обследования целесообразно классифицировать планируемые функции информационной системы по степени важности. Один из возможных способов такой классификации – классификация MuSCoW:

Mu («Must have») – обязательные функции; S («Should have») – желательные функции; Сo («Could have») – возможные функции; W («Won't have») – ненужные (и потому отсутствующие) функции.

Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности. Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий. Последняя категория функций позволяет жестко ограничить границы проекта и содержит набор функций, которые будут отсутствовать в системе.

Кроме того, при разработке концепции ИС проверяется возможность применения новых методов решения тех или иных задач. При необходимости для этого могут проводиться специальные научно-исследовательские работы.

Объективными результатами полного обследования ОА являются:

· Перечень задач и функций, которые целесообразно автоматизировать, а также приоритетность их разработки;

· Информационные модели деятельности объекта («как есть» и «как будет»).

· Предварительный вариант выбора технических и программных средств для построения ИС.

  1. Понятие и содержание технико-экономического обоснования проектирования ИС.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это документ, составленный на этапе предпроектного обследования автоматизируемого объекта, имеющий вид пояснительной записки и подтверждающий экономическую целесообразность и производственную необходимость создания информационной системы.

В ТЭО должно быть указано:

что получит заказчик, если согласится финансировать проект, то есть:

· описание потребности в создании ИС;

· характеристика выбранного варианта ИС (перечень автоматизируемых задач, вероятные технические решения и т. п.);

· ориентировочный график выполнения работ и срок выпуска готового продукта;

· планируемая стоимость проекта (для крупных проектов может быть составлен поэтапный график финансирования);

· ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;

· экономические расчеты проекта (время окупаемости, ожидаемый экономический эффект и т. п.);

· выводы и предложения с общей оценкой целесообразности и перспектив от внедрения ИС.

  1. Понятие и содержание технического задания на (автоматизированную) информационную систему.

Техническое задание – исходный документ на проектирование технического объекта (изделия). ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования.

Техническое задание также используется при создании творческого объекта (видеоролик, статья, графическое изображение, сайт).

Техническое задание является юридическим документом – как приложение включается в договор между заказчиком и исполнителем на проведение проектных работ и является его основой: определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения. То есть должны быть объективные критерии, по которым можно определить, сделан ли тот или иной пункт работ или нет.

Все изменения, дополнения и уточнения формулировок ТЗ обязательно согласуются с заказчиком и им утверждаются. Это необходимо и потому, что в случае обнаружения в процессе решения проектной задачи неточностей или ошибочности исходных данных возникает необходимость определения степени вины каждой из сторон-участниц разработки, распределения понесенных в связи с этим убытков.

Техническое задание, как термин в области информационных технологий – это юридически значимый документ, содержащий исчерпывающую информацию, необходимую для постановки задач исполнителям на разработку, внедрение или интеграцию программного продукта, информационной системы, сайта, портала либо прочего ИТ сервиса.

Несмотря на свою важность, содержание ТЗ мало регламентировано нормативными документами (ГОСТ, ОСТ).

· ГОСТ 19.201-78. Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению (кратко изложено содержание ТЗ);

· ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы(достаточно подробно изложены состав и содержание ТЗ);

· ГОСТ 25123-82. Машины вычислительные и системы обработки данных. Техническое задание. Порядок построения, изложения и оформления (приведен порядок построения ТЗ).

В части выполнения научно-исследовательских работ ТЗ регламентируется следующими документами:

· ОСТ 95 18-2001. Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения.

Приложение № 3 к Правилам приемки НИОКР, утвержденным Приказом Роспрома 16.09.2004 № 95. Техническое задание на научно-исследовательскую работу.

  1. Стандарты канонического проектирования.

Существуют 2 основных технологии проектирования ИС:

- каноническая;

- индустриальная.

В основном используется и рассматривается каноническое проектирование.

В основе канонического проектирования лежит каскадная модель жизненного цикла ЭИС. Процесс каскадного проектирования в жизненном цикле ЭИС в соответствии с применяемым в нашей стране ГОСТ 34601-90 «Автоматизированные системы стадий создания» делится на следующие семь стадий:

- исследование и обоснование создания системы;

- разработка технического задания;

- создание эскизного проекта;

- техническое проектирование;

- рабочее проектирование;

- ввод в действие;

- функционирование, сопровождение, модернизация.

  1. Состав и содержание работ на стадии внедрения.

На стадии " Внедрение проекта" проводится подготовка и постепенное освоение разработанной проектной документации ЭИС заказчиками системы. В процессе выполнения работ на этой стадии осуществляется выявление частных и системных принципиальных недоработок в предлагаемом для внедрения проектном решении. Внедрение может осуществляться с использованием следующих методов:

- последовательный метод, когда последовательно внедряется одна подсистема за другой и одна задача следует за другой задачей;

- параллельный метод, при котором все задачи внедряются во всех подсистемах одновременно;

- смешанный подход, согласно которому проектировщики, внедрив несколько подсистем первым методом и накопив опыт, приступают к параллельному внедрению остальных.

Подготовка объекта к внедрению. Изменяется организационная структура объекта (предприятия). Набираются кадры соответствующей квалификации в области обработки информации и эксплуатации системы и сопровождения проектной документации. Оборудуется здание под установку вычислительной техники. В цехах, отделах устанавливаются средства сбора, регистрации первичной информации и передачи по каналам связи. Осуществляется установка каналов связи; проводится разработка новых документов и классификаторов. Осуществляется создание файлов информационной базы с нормативно-справочной информацией.

Опытное внедрение. На этом этапе внедряются проекты нескольких задач в нескольких подсистемах. Подготовка исходных оперативных данных для задач, которые проходят опытную эксплуатацию. Ввод исходных данных в ЭВМ и выполнение запланированного числа реализаций. Анализ результатных данных на предмет наличия ошибок.

Сдача проекта в промышленную эксплуатацию. Различная договорная документация. Проверка соответствия выполненной работы договорной документации по времени выполнения, объему проделанной работы и затратам денежных средств. Проверка соответствия проектных решений по ЭИС требованиям ТЗ. Проверка технологических процессов обработки данных по всем задачам и подсистемам. Проверка качества функционирования информационной базы, оперативности и полноты ответов на запросы. Выявление локальных и системных ошибок и их исправление.

Эксплуатация и сопровождение проекта. Эксплуатация проекта. Сопровождение и модернизация проекта.

Сопровождение и модернизация проекта. Сделать заключение о необходимости модернизации всего проекта или его частей. Определить объемы доработок, сроки и стоимость выполнения этих работ с целью получения " Технико-рабочего проекта", прошедшего модернизацию.

  1. Структура ИС. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Структура ИС с позиций кибернетики представлена на рис. где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления помечены метками над стрелками и связаны с поддерживающей их ИС.

Объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности и хозяйственных процессов (ресурсы – оборудование, мат.ресурсы, персонал, фин.ресурсы и процессы).

ИС представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. ИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки (ИП):

ИП1 – информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;

ИП2 – информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям;

ИПЗ – информационный поток из системы управления на объект управления (прямая кибернетическая связь), представляющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;

ИП4 – информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), отражает учетную информацию о состоянии объекта управления (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.

Любая система может делиться на подсистемы. Это дает ряд преимуществ:

- упрощение модернизации и разработки

- упрощение внедрения и поставки готовых подсистем

- упрощение эксплуатации вследствие специализации работников ПО.

Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы организационного, правового, технического, математического, программного, информационного, лингвистического и технологического обеспечения.

Функциональные подсистемы ИС, компоненты МО определяют принципы организации и состав классификаторов документов, состав информационной базы. Разработка структуры и состава информационной базы позволяет интегрировать все задачи функциональных подсистем в единую информационную систему, функционирующую по принципам, сформулированным в документах организационного и правового обеспечения.

  1. Состав и содержание работ по проектированию классификаторов.

Все классификаторы, разрабатываемые и используемые в ЭИС, имеют эталонную и рабочую формы. Эталонная форма классификатора – это официальное издание классификатора на бумажном носителе, удобное для осуществления его ведения. Рабо чая форма классификатора – это весь классификатор или его раздел, занесенный на машинный носитель и удобный для обработки информации. Весь процесс разработки системы классификаторов для ЭИС можно разбить на четыре этапа.

На первом этапе «Разработка ТЗ на проектирование» выполняются две работы. Первая из них связана с определением состава, назначения и сферы действия классификаторов, используемых в системе. Перечень классификаторов определяется на основе анализа реквизитного состава первичных и результатных документов и выделения всей совокупности реквизитов-признаков.

Далее определяют назначение классификаторов. Каждый классификатор может быть предназначен для однозначной идентификации объекта, передачи информации на расстояние по каналам связи или для поиска и логической обработки первичной информации с целью получения и выдачи результатной информации.

По сфере действия выделяют следующие виды классификаторов: международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязательны для передачи информации между организациями разных стран мирового сообщества. СМЭС представляет собой множество стандартных решений по классификационным группировкам и кодированию специальной и экономической информации и формированию источников этой информации.

Принципы построения классификатора определяются структурой классификатора, т.е. количеством ветвей, выходящих из каждой классификационной группировки, количеством ступеней и числом уровней классификации. Классификатор считается однородным, если на каждой ступени из каждой классификационной группировки выходит одинаковое количество ветвей.

Кроме того, на этом этапе разрабатывается система взаимодействия классификаторов разных уровней, предназначенных обеспечивать взаимодействие ЭИС с внешней средой. Эта работа представляет собой разработку некоторого транслятора перехода от одного классификатора к другому. Но чтобы его создать, необходимо провести выбор некоторой системы взаимодействия различных классификаторов, ориентированных на некоторую номенклатуру объектов. Существуют следующие системы взаимодействия:

а) система равноправных классификаторов, характеризуется тем, что на каждом уровне управления для целей обработки информации используется свой локальный классификатор, а для получения или передачи информации из внешней среды используется соответствующий транслятор. Недостаток данной системы заключается в том, что та система, которая имеет на входе наибольшее количество потоков информации от различных организаций, должна иметь наибольшее количество трансляторов;

б) система приоритетных классификаторов, применяется для предприятий одной отрасли. При этой системе на каждом предприятии этой отрасли и на каждом уровне управления имеются локальные классификаторы. Обмен информацией осуществляется в терминах классификатора вышестоящего уровня. Эта система дает уменьшение количества трансляторов независимо от числа входных и выходных потоков. Однако трудности возникают при передаче потоков информации между предприятиями, относящимися к разным отраслям;

в) система классификаторов-посредников, применяется при межотраслевом управлении. На каждом объекте любого уровня управления обработка ведется в терминах своего локального классификатора, а обмен - в терминах одного классификатора-посредника. Преимущества такой системы заключаются в необходимости создания только одного транслятора для каждого предприятия и в обеспечении возможности централизованного ведения классификатора-посредника, что дает минимальное количество ошибок при кодировании информации и обеспечивает информационную совместимость ЭИС разных уровней;

г) система единого классификатора, для обработки информации на всех предприятиях, входящих в состав экономической макросистемы, и для передачи этой информации между ними возможна только гипотетически, но реально ее нельзя осуществить из-за необходимости кодирования всей информации, существующей в стране, используя очень громоздкие классификаторы.

На этом же этапе осуществляется разработка методик построения классификаторов, отражающих методы и последовательность выполнения отдельных операций по созданию классификаторов, содержание которых зависит от выбранных критериев и принципов их построения.

Третий этап связан с работами по организации сбора и обработки исходных данных, необходимых для составления классификаторов. К их числу относится разработка инструктивных материалов по сбору и обработке исходных данных:

· определение перечня решаемых задач, использующих классификаторы;

· выделение классифицируемых объектов;

· определение состава признаков классификации и значений признаков;

· осуществление лингвистической обработки этих данных (удаление синонимов, омонимов, полисемии, антонимов и др.);

· согласование используемой терминологии в исходных данных с ГОСТами.

Другой работой, которую выполняют на этом этапе, являются сбор и обработка данных согласно разработанным инструкциям.

На четвертом этапе «Составление классификаторов и системы их ведения» осуществляется построение эталонной и рабочей формы классификатора и системы ведения классификатора.

  1. Проектирование унифицированной системы документации (УСД).

УСД – это рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию, необходимую для оптимального управления некоторым экономическим объектом. В процессе проектирования УСД можно выделить три этапа работ:

· построение новых форм документов;

· унификация всей системы документации;

· разработка инструкций и методических материалов, регламентирующих работу пользователей с системой документации.

Построение новых форм документов содержит в себе 6 работ.

1. Определение состава результатных показателей зависит от того, какие формы документов проектируются (первичные или результатные). Состав документов выявляется после разработки всех постановок задач.

2. Определение состава первичных показателей - выявляется полный состав первичных – исходных показателей, на базе которых рассчитываются результатные показатели, отражаемые в формах результатных документов.

3. Разбиение показателей по формам документов определяется содержание форм результатных документов и форм первичных документов. Разбиение показателей по формам осуществляется по семантической близости показателей (для первичных документов: например, цена, количество и стоимость определенного вида товара на определенную дату) и по их алгоритмической увязке (для результатных документов: оклад, РК, СН, итого начислено по каждому работнику, итого по подразделению, итого по всем подразделениям).

4. Выбор типа носителя для документа. Если документы первичные, то носителем является бумага формата А4 или А5. Если проектируются результатные документы, то тип и форма выдачи результатной информации зависят от характера решаемой задачи. Например, если решается прогнозная задача, то основным носителем будет экран ЭВМ, на который будут выданы графики, и бумажный носитель. При решении задачи оперативного управления основным носителем будет являться экран.

5. Определение способа нанесения информации в документы. Способ нанесения информации зависит от того, как считывается информация с первичного документа: визуальным способом или автоматическим. Если применяется автоматический способ считывания, то необходимо выбрать устройства считывания и типы шрифтов для нанесения информации в документ.

6. Проектирование форм документов зависит от типа проектируемого документа и будет рассмотрено ниже.

Унификация всей системы документации, включая вновь созданные и уже существующие. Составляется перечень документов по функциональным подсистемам, из первичных документов исключаются производные показатели и показатели, многократно вводимые в ЭВМ, вводится единая терминология путем составления словаря (тезауруса), устанавливаются единые единицы измерения, проводится классификация и кодирование документов.

Разработка инструкций и методических материалов: составление инструкций, описывающих правила заполнения, передачи, использования и хранения документов, схемы документооборота, отражающие все операции, выполняемые над документами, и подразделения, в которых они происходят, начиная от выписки и кончая сдачей их в архив.

  1. Понятие и особенности индустриального проектирования ИС.

Индустриальное проектирование:

· Используется для проектирования ИС, автоматизирующей работу с большими и сложными объектами.

· Предполагает широкое применение интегрированных средств автоматизации проектирования;

· Может использоваться как при выполнении оригинальных, так и типовых проектов;

· Обычно сочетается с использованием итерационной модели ЖЦ ИС;

· Обычно связано со значительной реорганизацией процессов производства и/или управления ОА.

Ключевые аспекты технологии индустриального проектирования:

· Реорганизация (реинжиниринг) бизнес-процессов;

· Моделирование предметной (проблемной) области;

· Средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства);

· Возможность применения типовых решений (типовое проектирование).

Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов.

Основные черты бизнес-процессов:

· Все материальные, финансовые и информационные потоки экономической системы рассматриваются во взаимодействии;

· Результаты деятельности экономической системы напрямую зависят от того, насколько эффективно организовано управление бизнес-процессами.

 

  1. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов (РБП).

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП, англ. business process reengineering, BPR) в отличие от известных в последние десятилетия многочисленных методов постепенного совершенствования работы компаний, означает, по сути, решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основ и организации и управления внутри предприятия.

Специфика реинжиниринга состоит в том, что существующая более 250 лет узкая специализация Адама Смита и обусловленная ею многократная передача ответственности в производстве и, особенно, в управлении, не соответствует современным требованиям. Производство и управление преобразуются в настоящее время в сквозные бизнес-процессы, ответственность за которые от начала и до конца берут на себя сплоченные командным духом группы единомышленников, способные выполнять широкий спектр работ.

К основным понятиям РПБ относятся понятия «фундаментальный», «радикальный», «существенный» и «процессы».

1. Фундаментальный. РБП начинается с «чистого листа» - никаких готовых предложений, ничего заранее заданного. Компания, приступающая к реинженирингу должна избегать традиционных подходов. РБП прежде всего призван определить, чем компания действительно должна заниматься, и только потом уже – как она должна это делать. При РБП ничего не принимается на веру как нечто само собой разумеющееся. РБП игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть.

2. Радикальный. Радикальное перепроектирование означает обращение к самым корням явлений: не проведение косметических изменений и не перетасовку уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при РБП сбрасывает со счетов все существующие структуры и методы и предполагает изобретение совершенно новых способов работы. Осуществление реинжениринга бизнеса – это все равно, что создать бизнес заново, а не усовершенствовать уже существующее дело, не модернизировать его или внести изменения.

3. Существенный. РБП не имеет ничего общего с небольшими частичными или приростными улучшениями, он призван обеспечить общий мощный рост результатов. РБП нужен только тогда, когда ощущается потребность осуществить серьезный прорыв. Частичные улучшения требуют тонкого, деликатного подхода; существенные улучшения достигаются только путем решительного отсечения всего старого, отжившего и замены его на новое и жизнеспособное.

  1. Факторы, отрицательно влияющие на эффект от процедуры РБП.

Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. Business process reengineering) – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.

Реинжиниринг использует специфические средства представления и обработки проблемной информации, понятные как менеджерам, так и разработчикам информационных систем.

Отрицательные факторы

1. Нехватка средств для осуществления реинжиниринга бизнес плана.

2. Персонал не согласный с необходимостью провождения реинжиниринга.

Типы протестантов

Критик. Критик выступает открыто, и его поведение конструктивно по отношению к целям проекта. Он вносит свои предложения. Мнение критика важно для успеха реинжиниринга. Инициаторы и команда не должны его игнорировать.

Скептик. Скептик ведет себя, как и критик, но менее конструктивно. Он сомневается в некоторых аспектах содержания и управления проектом, но высказывает свою точку зрения, только когда его спросят. Это ценный источник идей для успеха проекта.

Террорист. Террорист постоянно твердит всем, что проект к хорошему не приведет, открыто выражает недовольство целями проекта и способами управления. Террорист часто объявляет о действиях, которые он собирается предпринять, чтобы помешать проекту. Эти заявления следует принимать всерьез, поскольку, скорее всего, террорист осуществит свои намерения.

Вредитель. Вредитель настроен крайне негативно по отношению к реинжинирингу.

Он скрытен, и команда проекта должна быть начеку, чтобы не позволить ему исподтишка препятствовать переменам.

Колеблющийся. Колеблющийся не обладает явными признаками открытости или скрытности, конструктивности или деструктивности. Этим он и опасен. Впрочем, когда проект идет в гору, колеблющиеся ведут себя конструктивно.

3. Юридическая скованность предприятия.

  1. Этапы РБП. Идентификация бизнес-процессов.

Идентификация (выделение) бизнес-процессов предполагает, во-первых, формирование состава функций (операций) бизнес-процессов, определяющих их границы, во-вторых, организационную ответственность подразделений за выполнение этих функций; в-третьих, взаимодействие бизнес-процессов между собой, то есть организацию интерфейсов.

Понятие идентификация (от позднелатинского identifico – отождествляю) означает установление соответствия распознаваемого предмета своему образу. Идентифицируемый бизнес-процесс должен отвечать определенным требованиям. С точки зрения системного подхода идентификация бизнес-процесса предполагает: во-первых, выделение его из внешней среды, формирование состава функций (операций) определяющих его границы; во-вторых, организационную ответственность подразделений за выполнение этих функций; в-третьих, взаимодействие бизнес-процессов между собой, т. е. организацию интерфейсов.

Идентифицировать бизнес-процесс, значит выделить и описать характеризующие его компоненты:

- владельца процесса – лица, располагающего ресурсами процесса, наделённого правами, отвечающего за результаты и организацию процесса;

- технологию процесса – порядок выполнения деятельности по преобразованию информационного и материального потоков бизнес – процесса от входа (исходных объектов) до выхода (результата);

- систему показателей процесса – показателей продукта, эффективности бизнес – процесса; показателей удовлетворенности потребителей;

- управление процессом – деятельность владельца процесса по анализу данных о ходе процесса и принятию управленческих решений;

- ресурсы процесса – информацию и материальные средства, которые владелец распределяет в ходе планирования работ по реализации процесса, и учитывает при расчёте эффективности процесса, как соотношение затраченных ресурсов на полученный результат процесса;

- интерфейс бизнес – процесса – набор объектов, с помощью которых бизнес-процесс взаимодействует с другими процессами.

Важность правильного определения перечисленных компонентов бизнес-процесса связана с необходимостью выделения зон ответственности и точек координации для эффективного управления.

  1. Этапы РБП. Обратный и прямой инжиниринг.

Обратный инжиниринг – исследование существующих бизнес-процессов

В процессе обратного инжиниринга проводится комплексный анализ предприятия как единой системы управления, включая диагностику существующих бизнес-процессов. Обратный инжиниринг выполняется с целью подготовки массива исходных данных для создания принципиально новой конкурентной стратегии предприятия, включая формирование новой структуры основных бизнес-процессов предприятия.

Обратный инжиниринг может не выполняться только в том случае, если аналогичные работы проводились в прошлом и по ним имеется соответствующая документация. Обратный инжиниринг по мнению Якобсона (одного из разработчиков языка UML) не должен вызывать получения детальной картины существующих бизнес-процессов, ибо в этом случае велика вероятность «потерять за деревьями лес». На стадии обратного инжиниринга строятся, как правило, только принципиальные схемы бизнес-процессов, позволяющие понять сущность бизнес-процесса в целом и выявить направления реорганизации бизнес-процессов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.