Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды сравнительных материалов для почерковедческой эксперти­зы, требования предъявляемые к ним.






Значение образцов почерка для выводов судебно-почерковедческой экс­пертизы столь велико, что требования, предъявляемые к ним, требуют специ­ального рассмотрения. Образцы почерка необходимы в первую очередь при решении идентификационных задач, связанных с установлением конкретных исполнителей исследуемых объектов, а также при решении некоторых диаг­ностических задач.

Образцы почерка должны быть собраны так, чтобы их изучение позво­ляло получить полное представление о почерке данного лица: о признаках почерка, их вариациях, изменениях признаков от временно действующих причин, изменениях в связи с тем или иным соотношением знаков и т.п.

Сравнительные материалы должны быть надлежащего качества и в соот­ветствующем количестве.

Надлежащее качество образцов - это сопоставимость их по времени на­писания и виду документа, языку, содержанию, материалу письма, способу выполнения и, если возможно, по условиям выполнения.

Достаточное число образцов - это такой их объем, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, со­держащихся в исследуемом тексте, записи, подписи. Единые рекомендации по числу представляемых образцов дать невозможно, однако, как правило, образцов почерка должно быть не менее 5-6 страниц.

Короткие рукописи, содержащие малый по объему текст, не могут слу­жить полноценными образцами почерка. Если по образцам удается выяснить лишь некоторые, а не все признаки почерка, за успех экспертизы поручиться нельзя. Явная недостаточность объема образцов вынуждает эксперта отка­заться от решения поставленного перед ним вопроса.

Для решения судебно-почерковедческих задач представляются 3 вида образцов почерка: свободные, экспериментальные и условно-свободные.

Свободные образцы почерка – это тексты либо записи, выполненные определенным лицом вне связи с делом, по которому проводится экспертиза, т.е. когда исполнитель не предполагал, что они могут быть использованы в качестве сравнительного материала при производстве экспертизы. Свобод­ными образцами могут служить тексты, относящиеся к служебной переписке, автобиографии, собственноручно заполненные анкеты, заявления, личные письма. Свободные образцы почерка - наиболее ценный сравнительный ма­териал, так как обычно они выполняются без намеренного изменения при­знаков.

При изъятии из учреждений, а также при предоставлении самим обви­няемым или другими лицами рукописей, которые предполагается использо­вать для экспертизы в качестве образцов почерка, должен быть составлен протокол. В протоколе эти рукописи перечисляются и описываются (вид ру­кописи, краткое содержание, реквизиты - номер, дата, подпись и пр.). При описании необходимо указать индивидуальные признаки рукописей, отли­чающие их от других, которые могут быть с ними сходны, например, от ко­пий тех же рукописей.

Одним из основных требований, предъявляемых к свободным образцам, является несомненность их происхождения, т.е. бесспорная принадлежность рукописей лицу, образцами почерка которого они должны служить. Если подлинность образцов вызывает сомнение и устранить его невозможно, их не следует представлять на экспертизу.

Свободные образцы, представляемые на экспертизу, должны быть со­поставимы с исследуемым документом. Они должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемые текст. При необходимости назначения экспер­тизы документов, выполненных на иностранных языках следователь (суд) должен определить, на каком языке выполнена рукопись, и установить, в ка­ком экспертном учреждении имеются специалисты и может быть проведена экспертиза.

Получение экспериментальных образцов - рукописей, выполненных на том же языке, на котором написан исследуемый документ, может осложнить­ся при заявлении лицом, образцы почерка которого необходимы для прове­дения экспертизы, о невладении языком, на котором ему предлагают писать. В подобных случаях возможно направление на экспертизу только свободных образцов почерка. При необходимости получения экспериментальных образ­цов почерка можно предложить переписать текст, выполненный на том же языке, на котором исполнена рукопись исследуемого документа. Если пред­полагаемый исполнитель отказывается это сделать, вопрос о возможности проведения экспертизы решается особо.

Образцы должны соответствовать по времени исполнения. Несмотря на относительную устойчивость письменно-двигательного навыка, почерк лица может значительно изменяться с течением времени. При исследовании руко­писей, выполненных сформировавшимся высоковыработанным почерком, разрыв во времени исполнения исследуемого текста и образцов может быть относительно продолжительным (до 10-15 лет) при условии, что данное ли­цо не перенесло за указанный период болезней, в результате которых могло наступить изменение признаков почерка (заболевания глаз, руки, психиче­ские, нервные и т.п.), и в момент выполнения исследуемого документа не действовали необычные внешние факторы.

При экспертизе рукописей, выполненных с большим разрывом во вре­мени, эксперт должен располагать сведениями о возрасте, образовании, спе­циальности, письменной практике конкретного лица, перенесенных им забо­леваниях, влияющих на почерк, чтобы должным образом оценить установ­ленные в процессе исследования различающиеся признаки почерка.

Разрыв во времени исполнения исследуемых документов, выполненных лицами преклонного возраста, а также имеющими почерк низкой и средней степени выработанное™, должен быть минимальным.

Вопрос о возможности проведения экспертизы и дачи заключения без образцов, соответствующих по времени написания исследуемому документу, решает эксперт в каждом отдельном случае.

Сравнительные образцы должны соответствовать по целевому назначе­нию и содержанию. Эти обстоятельства нередко определяют вариант почер­ка, применяемый пишущим. При составлении официальных документов че­ловек может писать медленно почерком усложненного строения, а при запи­сывании лекций, составлении конспектов - вариантом, приспособленным для быстрого письма. Указанные варианты почерка одного человека характери­зуются различными совокупностями признаков. При исследовании больших по размеру рукописей (например, сочинений, писем, заявлений) целесооб­разно представление аналогичных сравнительных материалов, что позволит провести сравнительное исследование по признакам письменной речи и при­знакам, отражающим пространственную ориентацию движений, которые имеют большую идентификационную значимость, нередко оставаясь устой­чивыми даже при намеренном искажении почерка.

Очень важно, чтобы образцы были выполнены тем же пишущим прибо­ром и по возможности на такой же бумаге. Влияние вида пишущего прибора и материалов письма на изменение признаков почерка может быть настолько существенным, что установленные при проведении экспертизы различаю­щиеся признаки не позволят эксперту сделать определенный вывод об ис­полнителе рукописи. Особенно значительными эти изменения могут быть при письме непривычным пишущим прибором, например спичкой, заострен­ной палочкой, плакатным пером. В некоторых случаях изменения признаков почерка наблюдаются даже при смене привычной авторучки на карандаш или шариковую ручку либо при замене пера в ручке.

Когда исследуемый документ выполнялся в необычных условиях (на­пример, стоя либо сидя при расположении рукописи на коленях и т.п.), то в качестве свободных образцов почерка, подписи желательно иметь докумен­ты, исполненные в аналогичных условиях.

Если известно, что исследуемый документ исполнялся лицом в необыч­ном состоянии (например, во время болезни глаз или руки), то в качестве свободных образцов желательно представить рукописи, выполненные в том же состоянии. Обычно они соответствуют исследуемой рукописи по време­ни. При резком замедлении или ускорении темпа письма лицо может перехо­дить на новый вариант почерка (при этом не исключено изменение строения почерка в целом, в простых и усложненных почерках под влиянием очень быстрого темпа могут появиться элементы упрощения).

Изменение темпа письма не сопровождается ярко выраженными призна­ками необычного выполнения, поэтому следователь (суд) может не заметить их при осмотре документов. Для более тщательного оформления материалов при назначении судебно-почерковедческой экспертизы следователю (суду) рекомендуется прибегать к помощи специалистов, консультироваться с со­трудниками экспертного учреждения.

Если исследуемый документ исполнен с подражанием какому-либо шрифту (например, чертежному) или написан левой рукой (при обычном письме правой рукой), рекомендуется попытаться разыскать свободные об­разцы, выполненные таким же способом. Проведение экспертизы без соот­ветствующих образцов почерка возможно в крайне редких случаях, если в исследуемой рукописи, например, выполненной с подражанием печатному шрифту в быстром темпе, проявилось большое число признаков скорописно­го почерка.

Необходимость в свободных образцах почерка, выполненных той же ру­кой, возникает, как правило, когда на исследование поступают рукописи, ис­полненные левой рукой. Если человек привычно пишет левой рукой (из-за отсутствия или болезни правой либо левша), то подбор свободных образцов почерка осуществляется по общим правилам.

Если к письму левой рукой прибегают как к средству изменения своего почерка, то в исследуемой рукописи при отсутствии навыка такого письма обычно обращает на себя внимание резко деформированный внешний вид букв и знаков: признаки «зеркальности», разностороннее положение про­дольных осей букв, ярко выраженные изломы штрихов, особенно в овалах и закругленных элементах букв; неустойчивость общих признаков почерка, не­равномерные размеры письменных знаков, различие одноименных букв по строению и т.д.

Следователь (суд) может констатировать наличие необычности письма, предположительно определить ее причины, в частности выполнение текста левой рукой, и соответственно этому подобрать сравнительный материал.

Как показывает практика и свидетельствуют некоторые специалисты (например Фалькова), на экспертизу должны быть представлены свободные образцы почерка не менее чем на 10-15 стандартных листах. При невозмож­ности представления свободных образцов причину следует указать в поста­новлении. Нужно иметь в виду, что чем короче исследуемый текст, тем больше свободных образцов почерка необходимо собрать.

Экспериментальные образцы почерка – это такие тексты, которые вы­полняются специально для проведения экспертизы в условиях, максимально приближенных к тем, в которых (как предполагается) выполнялся исследуе­мый текст.

Достоинствами экспериментальных образцов почерка являются возмож­ность их получения в любом необходимом для проведения экспертизы виде и количестве, а также достоверность их принадлежности определенному лицу. При наличии экспериментальных образцов почерка эксперт располагает ру­кописями, сопоставимыми не только по условиям выполнения, но и, на­сколько это возможно, по состоянию писавшего, и может проводить иссле­дования с учетом разновидностей намеренного искажения как почерка в це­лом, так и отдельных его признаков. При отобрании экспериментальных об­разцов можно наблюдать за процессом письма в целях получения дополни­тельной информации, необходимой эксперту для оценки результатов сравни­тельного исследования и формулирования выводов.

Следователи и судьи должны строго соблюдать правила отобрания экс­периментальных образцов и сами или с помощью специалиста определять условия их отбора в результате осмотра исследуемого документа и на осно­вании данных, полученных при допросе лиц, причастных к его изготовле­нию. При отобрании экспериментальных образцов почерка в целях наиболее полного проявления в рукописи всей совокупности признаков, характери­зующих почерк предполагаемого исполнителя (поза, пишущая рука, темп, шрифт, материал письма), соблюдаются те же условия письма, в которых выполнен исследуемый документ. Лицо, у которого отбираются эксперимен­тальные образцы почерка, должно выполнять их, находясь в нормальной по­зе, и может пользоваться при этом очками и привычным пишущим средст­вом.

Экспериментальные образцы могут быть получены под диктовку следо­вателя (судьи). Текст готовится заранее и диктуется в темпе, определяемом следователем (судьей); при этом слова читаются так, как они произносятся, знаки препинания голосом не выделяются. Если по обстоятельствам дела до­пустимо, то 3 - 4 раза диктуется содержание исследуемого документа. Если при отобрании экспериментальных образцов обнаружится, что пишущий стремится изменить свой почерк и замедляет или ускоряет темп письма, это­му необходимо воспрепятствовать путем ускорения либо замедления темпа диктовки. Отобрание экспериментальных образцов у подозреваемого осуще­ствляется в несколько приемов, что обеспечивает полное проявление имею­щихся у данного лица вариаций признаков почерка. В случае если следова­тель (судья) сочтет излишним ознакомление лица с содержанием исследуе­мого документа, ему диктуется специально составленный текст, содержащий выдержки и отдельные слова из исследуемого текста. Ни в коем случае нель­зя давать списывать с исследуемого документа. Если исследуемый текст вы­полнен с подражанием печатному либо другому шрифту или левой рукой, пишущему должно быть предложено выполнить образцы всеми известными ему шрифтами и не только правой, но и левой рукой.

В тех случаях, когда у следователя (судьи) или эксперта есть основания предполагать, что исследуемый текст выполнен намеренно измененным по­черком либо в необычных условиях, при отобрании образцов могут быть созданы соответствующие условия: задан определенный темп письма, пред­ложены аналогичные по содержанию тексты, сходные пишущие приборы и материалы, как бы необычны они ни были, определены наклон букв (правый, левый, прямой) и их строение (скорописное или печатное). Может быть предложено исполнить текст не снимая перчаток, без очков либо в темных очках, при измененных позе, положении листа бумаги, подложке, освещен­ности и т.д.

Если для проведения экспертизы отбираются экспериментальные образ­цы почерка проверяемых лиц в резко необычных условиях, для контроля от­бираются также образцы почерка в обычной для них обстановке.

Экспериментальные образцы должны быть выполнены при помощи пишущего прибора того же вида, на бумаге того же сорта (по цвету, плотно­сти, графлению, размерам), что и применялись в исследуемом документе и не менее чем на 10-15 листах.

Условно-свободные образцы почерка – это тексты, которые выполнены после возникновения дела, но не специально для проведения экспертизы. К ним относятся документы по делу (объяснения, замечания, жалобы, протоко­лы допросов) и другие рукописи, выполненные во время ведения дела. В ред­ких случаях, когда экспертиза должна быть проведена только по условно-свободным образцам (если не обнаружены свободные образцы, а отобрать экспериментальные невозможно), эксперта ставят в известность о причинах невозможности представления иных образцов, что оговаривается в постанов­лении (определении).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.