Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ




Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры.

Головонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей (подобные изображенному на рис. 2). С восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела.

Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном интеллектуализме – преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при негативизме, сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго овальное, прямоугольное или треугольное (рис. 14). При получении такого рисунка следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз–теперь уже не схематически, а более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между схемой и собственно рисунком.

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла.К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги;парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 баллставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы(или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни(обувь). За правильное количество пальцев(по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.

За пластическийспособ изображения – 8 дополнительных баллов;за промежуточный(при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4 балла;если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями,то ставят 2 дополнительных балла.За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.



Таким образом, минимальный балл – ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) –30.Ориентировочные возрастные нормыприведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).

Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

Возраст Баллы
3;6 – 4;0 4-13
4;1 - 5;0 8-17
5;1 – 6;0 14 – 22
6;1 - 7;0 18 – 25
7;1 – 8;0 20-26
8;1 - 9;0 22 – 27
9;1 – 10;0 23-28
10;1 – 11;0 24-30
11;1 – 13;0 25-30
> 13;1 26 – 30

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал