Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буря с берега






Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих

в неизведанный предел? [21]

Орфоэпическое произношение Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи, а произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад. Согласный «г» в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук «к». Исключение – слово бог.

В сочетании звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму. Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка, про[п]ка – пробка. Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить.

Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед «в» уподобления не происходит, и слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

Сочетания «сж» и «зж» произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ж]ать – разжать, [ж]изнью – с жизнью, сжарить – [ж]арить.

Сочетание «сч» произносится как долгий мягкий звук [ш’], так же, как звук, передаваемый на письме буквой «щ»: [ш’]астье – счастье, [ш’]ет – счет.

Сочетание «зч» произносится как долгий мягкий звук [ш’]: прика[ш’]ик – приказчик, обра[ш’]ик – образчик.

Сочетания «тч» и «дч» произносятся как долгий звук [ч’]: докла[ч’]ик – докладчик, ле[ч’]ик – летчик.

Сочетания «тц» и «дц» произносятся как долгий звук «ц»: два[ц]ать – двадцать, золо[ц]е – золотце.

В сочетаниях «стн», «здн», «стл» согласные звуки [т] и [д] выпадают: прелее[сн]ый, по[зн]о, че[сн]ый, уча[сливый.

Сочетание «чн» обычно так и произносится [чн] (ал [чн]ый, беспе[чн]ый). Произношение [шн] вместо [чн] требуется в женских отчествах на –ична: Ильини[шн]а, Никити[шн]а. Некоторые слова произносятся двояко: було[шн]ая и було[чн]ая, моло[шн]ый и моло[чн]ый. В отдельных случаях различное произношение служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар – серде[шн]ый друг.

Заимствованные слова обычно подчиняются орфоэпическим нормам современного русского языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении.

В безударном положении звук [о] сохраняется в таких словах как м[о]дерн, м[о]дель, [о]азис. Но большинство заимствованной лексики подчиняются общим правилам произношения [о] и [а] в безударных слогах: б[а]кал, к[а]стюм, р[а]яль.

В большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, [с’]ерия, га[з’]ета. Но в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: ш[тэ]псель, с[тэ]нд, э[нэ]ргия. Чаще твердость перед [е] сохраняют зубные согласные: [т], [д], [с], [з], [н], [р].

«Правильное произношение» Тренируйте свое произношение при помощи диктофона. Прочитайте следующие слова:

абс´ ент [бсэ]

алл´ юзия [льль]

алл´ юр [ль]

ант´ енна [тэ]

антисептик [сэ]

арьерг´ ард [рье] и [ръе]

ателье [тэ]

барон´ есса [нэ] б´ аррель [рэ]

без´ е [зэ]

бижут´ ерия [тэ]

брош´ юра [шу]

в´ oзраст, в´ oзрасты, в´ oзрастов вруч´ ить, вруч´ ит, вруч´ ат, вруч´ им, вручённый, вручен´ а

вc´ енoщная

втр´ идорога

грейпфрут [рэ]

двукр´ атный

девальвация [дэ] и [де]

декольте [дэ]

декор [дэ], но декорация [де], декоратор [де]

дефиле [дэ]

зар´ яженный и заряжённый

затoрмoжённый

звoн´ ит, звoн´ ишь, звон´ ят (в колокола, в дверь, по телефону)

индекс [дэ]

к´ ирзoвые

к´ ухонный (нож), кухонная (мебель)

лаврoвый и лавр´ oвый

менеджер [мэ; нэ]

менедж[мэ]нт

менестрель [нэ; рэ]

панель [нэ]

партер [тэ]

риелтор [иэ]

суперъяркий суперъяхта

т´ oрт, т´ орта, т´ ортом, т´ орты факсимиле, наречие, нескл.

ход´ атай, ход´ атайство

хорохориться

хриcтиан´ ин

черпач´ ок

черпн´ уть

экипирoв´ ать, экипирoв´ атьcя

«Сложные ударения» Выучите наизусть слова со сложными ударениями:

Апостр´ oф, балов´ ать, валов´ ой, в´ ероиспов´ едание, включ´ ишь, вруч´ ишь, ген´ езис, гражд´ анство, д´ ефис, диспанс´ ер, доц´ ент, жалюз´ и, зав´ идно, звон´ ишь, исч´ ерпать, каталог, кауч´ ук, килом´ етр, кл´ ала, крас´ ивее, к´ ухонный, м´ усоропровод, нам´ ерение, обесп´ ечение, облегч´ ить, опт´ овый, ´ отраслей, п´ амятуя, по ср´ едам, предвосх´ итить, премиров´ ать, прин´ удить, сир´ от, сл´ ивовый, сосредот´ очение, ср´ едства, стол´ яр, углуб´ ить, укра´ инский, упор´ ядочение, упрочение, феном´ ен, ход´ атайство, христиан´ ин, щав´ ель, эксп´ ерт. Сложные слова в ораторском тренинге Сложные слова русского языка для ораторов – предмет особый. Появление их в тексте вызывает дополнительное напряжение, неуверенность и даже страх. И в конечном счете может привести к «спотыканию», ритмической «сбивке», а иногда и к заиканию. Чтоб обойти это препятствие, оратору необходимо регулярно, четко, на преувеличенной дикции произносить, тренировать сложные слова. И через некоторое время вы почувствуете, как трудные слова превращаются в самые обычные. На этой странице приводится сборник некоторых сложных слов русского языка, которые могут вызывать затруднение при употреблении их в речи.

«Сложные слова» Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

(В, ш) – Воспользовавшемуся

(В, п) – Спутникового

(В, п) – Записывавшегося

(В, п) – Первого

(В, с) – Государственного

(В, ш) – Нововодолажского

(В, т) – Правительство

(В) – Газового

(Г, р) – Галерее

(Ж, х) – Журналистах

(Ж) – Дежурный

(Ж, п) – Пассажиры

(Ж, р) – Жребий

(Ж, р, ц) – Жрец

(Ж, р, ц) – Жрица

(Ж, в, д) – Международного финансового учреждения

(К, т, р) – Электроэнергия

(К) – Мелкокалиберными

(К, т, р) – Электро

(М, р) – Мемориальные

(П, в) – Опубликовывать

(П, р) – Опосредованному субсидированию

(П, к) – Пункт

(П, р) – Предприятие

(Р, щ) – Регенерирующее

(Р, т) – Зарегистрировал

(Р, т) – Демонстрировали

(Р, п) – Природного

(Р, ш) – Маршруту

(Р, к) – Микрорайонах

(Р, х) – Архивариусов

(Р, к) – Рюрик

(Р) – Энергетика

(Р, в) – Разрисовывать

(Р, з) – Разрезывать

(Р) – Разрекламированный

(Р, з) – Разрезка

(Р, ж) – Разряжаться

(Р, т, с) – Территориальная целостность

(Р, в) – Реставрируемого

(Р, т) – Проиллюстрировала

(Р, м) – Непримиримыми

(Р, в) – Ревербератор

(Р, с) – Сюрреализм

(Р, в) – Валерий

(Р, г) – Тигра

(Р, г) – Грига

(Р, к) – Урегулирование кризиса

(Р, с) – Адрес

(Р, ш) – Разрешение

(Р, ж) – Побережье

(Р) – Райнер Мария Рильке

(Р, ж) – Режиссер

(Р, в) – Университет

(Р, ж, д) – Утверждения

(Р, п, т) – Перламутровый

(Р, ф) – В перерыве

(Р) – Дюрер

(Р, т) – Триста тридцать три

(С, т, в) – Ответственность

(С, ф) – Средств

(Т, с) – Конституционной

(Т, п) – Председатель

(Т, н) – Претендентки

(Ф, в) – Февраль

(Ф, ц) – Информацию

(Ф, ц) – Конфиденциальных

(Х, ж) – Художественное

(Х, т, в) – Ходатайствовать

(Ч, к) – Комерческо-посредническую

(Ч, т) – Драматическом

Ч, в) – Четырехсотдолларового

(Ч, в) – Отечественного

(Ч, ф, р) – Фантасмагорический

(Ч, п) – Политическом

(Ч, х, п) – Психологическим

(Ч, г, п) – Педагогическом

(Ч, р) – Юридических

(Ч, ф) – Физических

(Ч, т) – Стоматологический

(Ч, т) – Патетическая

(Ч, с) – Астрологический

(Ч, р) – Четыре

(Ч, п) – Санитарно-эпидемиологических

(Ч, г) – Санитарно-гигиенических

(Ч, ш) – Чеширский

(Ч, ш) – Черешня

(Ш, в) – Завершившихся

Голосовые резонаторы Глухой, как бы заваленный голос, носовой или горловой призвук, излишний «металл», от которого голос звучит неприятно-резко – все это признаки того, что человек не умеет управлять своими голосовыми резонаторами. Резонаторы включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают резонанс.

При правильном звукообразовании должны равно работать два резонатора: грудной – нижний и головной – верхний. Грудной резонатор – это самая большая резонаторная полость во всем голосовом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и объемность звучания, а также особую теплоту и мягкость. Головные, или верхние резонаторы – это все полости, которые находятся выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости. Если недостаточно развит нижний резонатор, голос звучит плоско, резко, а порой и визгливо. Если не работают резонаторы головы, звук получается тяжелым, глухим и качающимся.

Когда вам нужно быстро настроить резонаторы (например, перед выступлением), можете напевать вполголоса какую-нибудь мелодию. Мелодию напевайте отдельными звуками и в медленном темпе. Губы не сжимайте, напротив, оставьте их свободными.

С помощью упражнений для верхних резонаторов можно исправить слишком глухое звучание голоса.

Массаж для разогрева резонаторов Перед тем как приступать к упражнениям на развитие резонаторов, разогрейте их при помощи массажа.

Энергично постукивайте пальцами обеих рук:

1. по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В];

2. по нижней губе с произнесением звука [З];

3. по верхней части груди с произнесением звука [Ж];

4 по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);

5. по спине справа и слева (на звуке [М]).

После разогревающего массажа сделайте несколько упражнений на релаксацию. Затем глубоко вдохните и выдохните три раза, и приступайте к циклу упражнений для развития резонаторов.

«Спросить без слова» В положении стоя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая с закрытым ртом, без напряжения произносите звук «М» с вопросительной интонацией. Добивайтесь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

«Гонг» Глубоко вдохните. Выдыхая, произнесите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн», «бонн», «димм». Последнюю согласную произносите протяжно. Как и в первом упражнении добивайтесь вибрации в районе носа и верхней губы.

«Коровья распевка» Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите какой-нибудь слог, состоящий из согласных «м» или «н» в сочетании с различными гласными (мамм, мумм, мимм, момм и т. п.).

«Мычание» Глубоко вдохните. На одном выдохе произнесите сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «ми-миии», «мо-мооо», «му-мууу», «мэ-мэээ».

Упражнения для нижних резонаторов Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные «о» и «у» протяжно и очень низким голосом. В идеале вы должны почувствовать выраженное резонирование в области грудной клетки.

«Длительные звуки» Исходное положение – стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно.

«Окающий распев» На выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око», «окно», «олово».

«Зевающие звуки» В положении стоя положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и задержите гортань в нижнем положении. На выдохе произнесите звук «у» или «о». Если вы не чувствуете вибрацию в грудной клетке, постукивайте ее рукой.

«Стон» Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стоните.

Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом нёбе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

[ма – мо – му – мэ – ми – мы]

[ мам – мом – мум – мэм – мим – мым]…

Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на «стоне» фразу: «мам, меду нам». При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.

А теперь произнесите во время «стона» слоги с другими сонорными:

[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]

[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]

Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для «стона» на сонорных согласных.

«Гудок» Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу.... «Гудок» не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботка». А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо…

А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа…

Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ…

Потом с [и]: ууиууиууиууиууи…

И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы…

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.

Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится «на губах».

«Замок над головой» Исходное положение – стать прямо, ноги на ширине плеч, сцепленные в замок и повернутые ладонями вверх руки над головой. Бесшумно вдохнуть через нос. Задержать дыхание, широко открыть рот, мысленно произнося «а», опуская желобком корень языка. Не смыкая челюсти, закрыть рот. На выдохе, наклоняя туловище вперед, легко, протяжно, негромко произносить звук «м» Выпрямляясь, опустить руки, указательные пальцы приложить к спинке носа, продолжая произносить звук «м». Если ощущается легкая вибрация, значит, звук произносится правильно. Такую же вибрацию должны ощущать губы, зубы, передний отдел твердого неба и верхняя часть груди.

«Улыбка под замком» Повторить предыдущее упражнение, произнося звук «н», улыбаясь и слегка высунув ненапряженный язык.

«Гудение колокола» Исходное положение – стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдохнуть одновременно через нос и рот, выдыхая, энергично наклонить туловище вперед и возможно громче произносить звук «м» стараясь имитировать мычание. Как только звук «м» приобретет объемное звучание, напоминающее гудение колокола, произносите его не только во время наклона туловища вперед, но и выпрямляясь. Следите, чтобы звук «м» звучал ровно, красиво.

Если этого не получается, сделайте следующее упражнение.

«Мычание гусей» Исходное положение – то же. Вдохнув через нос и рот, на выдохе произносите звук «м» с резким приседанием на месте или передвигаясь «гусиным» шагом.

«Гавайская гитара» Исходное положение – то же. Вдохнуть через нос и рот, указательным и большим пальцами правой руки слегка прижать крылья носа, на выдохе резко отнимать и прижимать пальцы, пропевая звук «м» (он должен напоминать звучание гавайской гитары).

«Объемное “м”» Исходное положение – то же. Вдохнуть через нос и рот. Почти зажав пальцами крылья носа, на выдохе произносить «м» на удобной для вас ноте. Вначале звук может получиться слабым, писклявым. По мере тренированности он станет более громким, объемным. Тогда на той же ноте следует увеличить силу звучания.

«Укачивание ребенка» Исходное положение – сесть на стул, ноги на ширине плеч. Раскачиваться взад и вперед, приложив обе ладони к спинке носа. Представьте, что у вас на руках маленький ребенок и вы укачиваете его и тихо поете ему грудным голосом «м» (мягкое, ровное звучание).

«Раскаченное мычание» Исходное положение – стать полусогнувшись, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раскачиваясь, наклоняясь вперед – вдох, выпрямляясь, выдыхая, тянуть звук «м» возможно дольше.

Примерно через месяц присоедините к нему поочередно звуки «о» и «у» (произносить округло, мягко, коротко). Когда достигнете хорошего звучания, присоедините к звуку «м» поочередно звуки «а», «э».

«Слушатель за стеной» Включите диктофон и прочитайте отрывок. Представьте, что вы читаете для человека, находящегося в соседней комнате. При этом постарайтесь не кричать. На чтение отрывка у вас есть не более пяти минут. Вы должны уложиться в это время, но торопиться нельзя. Делайте паузы. Нельзя также останавливаться и начинать все сначала, даже если ошибетесь и собьетесь. Что бы ни произошло, продолжайте читать дальше.

Отключите диктофон, но не спешите воспроизводить запись. Сначала прислушайтесь к себе. Как изменилось ваше физическое состояние? Можно сказать наверняка, что у вас участился пульс и сбилось дыхание. Прослушайте запись, и вы убедитесь, что это действительно так.

Таинственный продолжал так: – Теперь, милостивые государи, надобно вам объяснить, что в первых веках христианства греческие купцы из Византии, привлекаемые знатными выгодами, презирали тысячи опасностей от худых и пустынных дорог и варварских нравов, заезжали сюда или проезжали чрез этот край из Персии, чтобы менять восточные товары на помориях Каспия и Черного моря и потом торговать с славянами за Доном или по Днепру, и возвращались потом с драгоценными мехами домой как могли. Караван одного из них с несметными богатствами в жемчуге и золоте, в парчах и цветных каменьях, был настигнут и окружен свирепыми горцами, ночью, поблизости этих ключей. Видя неизбежную гибель, купец успел зарыть все драгоценнейшее в землю, чтобы скрыть от разбойников и потомства обожаемое им золото, для которого не щадил он ни поту, пи крови и утратил жизнь и душу. Все это, как водилось в те времена, сопровождаемо было чарами и заклятиями. Караваны тогда не ходили без прикрытия; отчаянная стража дралась насмерть и почти вся была изрублена варварами. Сам хозяин лег мертвый на сокрытые свои сокровища, как будто желая охранять их и по кончине. Один только раненый вожатый верблюда был увлечен в плен, в горы, провел горькие годы в жестоком невольничестве и, перепроданный несколько раз, бежал к Черному морю и достиг до своего отечества. Известие обо всем этом, от него, чрез многие руки и многие столетия перешло во время крестовых походов в руки тамплиеров, с верными подробностями. Не знаю, старались ли они извлечь из недр земли эти сокровища и какова была удача попыток, если старались; только венгерец прибыл сюда, как полагали, с тайным поручением ложи – поверить на месте предания и, если можно, вырыть из земли под вековым прахом погребенный клад. (А. А. Бестужев-Марлинский. Вечер на Кавказских водах в 1824 году) [60]

«Включенные резонаторы» Прочитайте фразы нараспев, старайтесь следить за тем, чтобы все резонаторы были включены:

Старость… Как ни финти, как ни храбрись и ни ломай дурака, а уж жизнь прожита… шестьдесят восемь лет уже тю-тю, мое почтение! Не воротишь… Все уж выпито из бутылки и осталось чуть-чуть на донышке… (А. П. Чехов. Лебединая песня) [23]

Родитель мой, Семен, с братом своим родным, а моим дядей, при жизни не делился, а дядя мой умер бездетным, вот что прошу заметить, –а только умер он после кончины отца моего родного, Семена. (И. С. Тургенев. Нахлебник) [24]

Как бы я ни осуждала себя за дальнейшее – позволю себе обратиться к моим молодым соотечественницам со следующим предостережением: сударыни, если вам сколько-нибудь дорого ваше благополучие, если вы рассчитываете на счастливое супружество, если надеетесь сохранить – а в случае беды восстановить ваше достояние, – не выходите замуж за дурака. (Д. Дэфо) [25] Развитие речевого диапазона Диапазон голоса – это область частотных колебаний, которые создаются голосовыми складками. У оперного певца вокальный диапазон может достигать пяти октав, у обычного человека он не больше октавы. Но надо помнить, что вокальный диапазон включает в себя звуки исключительно музыкальные, то есть звуки точно определенной высоты. Речевой диапазон гораздо уже вокального, но по сравнению с вокальным у него есть одно преимущество: частота его намного более разнообразна – и это в пределах всего нескольких тонов. Чем шире речевой диапазон, тем выразительней голос, тем богаче его интонация.

«Колокола» Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своем регистре произносите БОМММММ.

Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом.

Поочередно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Бой Спасских Прочитайте стихотворение С. Кирсанова, начиная с самого нижнего тона вашего голоса. Постепенно повышайте тон, стараясь, чтобы на середину стихотворения пришлась самая высокая нота диапазона. После этого постепенно снижайтесь, и закончите на самом нижнем тоне. Повторите несколько раз, записывая себя на диктофон. Если упражнение выполнено правильно, диапазон вашего голоса при последнем прочтении должен на 1–2 тона быть больше, чем когда вы читали в первый раз.

БОЙ СПАССКИХ

Колокола. Коллоквиум

колоколов.

Зарево их далекое

оволокло.

Гром. И далекая молния.

Сводит земля

красные и крамольные

грани Кремля.

Спасские распружинило —

каменный звон:

Мозер ли он? Лонжин ли он?

Или «Омега» он?

Дальним гудкам у шлагбаумов

в унисон —

он

до района

Баумана

донесен.

«Бил я у Иоанна, —

ан, —

звону иной регламент

дан.

Бил я на казнях Лобного

под барабан,

медь грудная не лопнула, -

ан, —

буду тебе звенеть я

ночью, в грозу.

Новоград

и Венеция

кнесов и амбразур!»

Била молчат хвалебные,

медь полегла.

Как колыбели, колеблемы

колокола. [26]

Развитие нижней части голосового диапазона «Нисходящее мычание»

Исходное положение: губы сомкнуты, но не стиснуты, нижняя челюсть свободно опущена, язык уложен, как при произнесении гласной «о». С закрытым ртом «промычите» один-два тона вниз. Зафиксируйте тон, затем произнесите на этой высоте: О-А-Э.

«Вниз по лесенке» Первый этап. Возьмите звук «О» на тоне средней высоты, удобной для вас. Тяните этот звук вполголоса, стараясь ощутить работу всех резонаторов. Для этого положите одну руку на грудь, а другую – на лоб. Вы должны чувствовать вибрацию. Запомните это состояние. Теперь начинайте отрывисто произносить «о, о, о, о», повышая тон с выбранного на три вверх. Затем спуститесь на первоначальный тон. Сделайте секундный перерыв и снова отрывисто произнесите «о, о, о, о», только спускаясь на три тона вниз.

Второй этап. Спуститесь на тон ниже первоначального (от которого вы начинали движение вверх). Повторите упражнение от начала до конца.

Это упражнение расширяет диапазон на полтора тона. Главное условие – обращать самое пристальное внимание на правильность дыхания и работы грудного резонатора.

«Четыре ступеньки вниз» Упражнение аналогично предыдущему. Выполняется на слоги «да, дэ, ди, до, ду». Повышение и понижение идет на четыре тона. Если второй этап упражнения будет вызывать трудности (не хватает диапазона, голос как бы упирается в нижний тон), то понижайте голос только на три тона.

Цель данного упражнения – расширить диапазон на два тона вниз. Во время выполнения упражнения, как и в предыдущем случае, необходимо следить за правильностью дыхания и работы грудного резонатора.

Развитие верхней части диапазона Хорошо озвученный головной регистр и развитый верхний отдел диапазона крайне важен для профессионального оратора, так как именно эта часть диапазона придает голосу легкость и звонкость. Благодаря верхнему регистру голос будет слышен издалека, и в то же время, слушателям, находящимся рядом с оратором, будет достаточно комфортно (голос не режет слух).

«Вверх по лесенке» Губы сомкните, но не стискивайте, нижняя челюсть должна быть свободно опущена, положение артикуляционного аппарата соответствует положению при произнесении гласной «о». Возьмите звук «О» на тоне средней высоты, удобной для вас. Когда почувствуете, что резонаторы включились в работу, начинайте отрывисто произносить «о, о, о, о», понижая тон с выбранного на три вниз. Затем поднимитесь на первоначальный тон. Сделайте секундный перерыв и снова отрывисто произнесите «о, о, о, о», только поднимаясь на три тона вверх.

Не забывайте следить за работой резонаторов, особенно головного. Если лоб перестает вибрировать – прекратите упражнение и снова вернитесь к среднему тону.

«Четыре ступеньки вверх» Упражнение аналогично предыдущему. Выполняется на слоги «ма, мэ, ми, мо, му». Сначала идет понижение на четыре тона, затем поднимаетесь на первоначальный, и повышаете его на четыре тона вверх. Если второй этап упражнения будет вызывать трудности (не хватает диапазона, голос начинает сипеть и киксовать), то повышайте голос только на три тона.

Цель данного упражнения – расширить диапазон на два тона вниз. Во время выполнения упражнения, как и в предыдущем случае, необходимо следить за правильностью дыхания и работы грудного резонатора.

«Учимся изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона» Цель данного упражнения – научиться изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона. Предложенный отрывок из «Илиады» читайте таким образом:

Первая строка – средний тон.

Ты не обетам богов, а ширяющим в воздухе птицам

Половина второй строки – на полтона вверх:

Верить велишь?

Вторая половина второй строки – опуститься на первоначальный тон.

Презираю я птиц и о том не забочусь,

Далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход – с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими звуками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.

Вправо ли птицы несутся, к востоку денницы

и солнца,

Или налево пернатые к мрачному западу мчатся.

Верить должны мы единому, Зевса великого воле,

Зевса, который и смертных и вечных богов

повелитель!

Знаменье лучшее всех – за отечество храбро

сражаться!

Что ты страшишься войны и опасностей

ратного боя?

Ежели Трои сыны при ахейских судах мореходных

Все мы падем умерщвленные, ты умереть не страшися!

(Гомер) [27] Междометия, возгласы, оклики и крики как прием развития речевого диапазона Что мы произносим, когда эмоция опережает мысль? Отдельные звуки или сочетания звуков, выражающие эту эмоцию. Такие звуки в языке называются междометиями. Они могут выражать ужас, гнев, страх, восхищение, возмущение, иронию, жалобу, упрек, похвалу, восторг, поощрение и другие чувства, а также такие волевые импульсы, как угроза, приказ, запрещение, протест, оклик, предостережение, предупреждение, призыв, приглашение и т. д.

Например: Увы, на разные забавы я много жизни погубил! – выражается сожаление; Ба! Знакомые все лица! – выражается удивление; Ух! Кончено – душе как будто легче. – выражается чувство облегчения после тяжелого переживания; Шш… слушайте! – требование тишины; Эй, чего растянулись на дороге! –оклик с целью привлечь внимание; Но! Трогай! – понукание; Тпру! Стой – требование остановки и т. п.

Междометия по значению можно разбить на следующие группы:

1) Междометия, выражающие чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе и т. п.: а! ах! ба! ай да! ура! ужо! э-эх! тьфу! фи! фу! уф! ой-ой! ох! о! увы!

В зависимости от смысла всей речи, от интонации, от обстановки разговора некоторые из перечисленных междометий употребляются при выражении разных чувств, например: Ах, как приятно! (радость). Ах, это ужасно! (горе, возмущение).

2) Междометия, выражающие различные побуждения: вон! прочь! (желание удалить); ну! ну-те (побуждение к речи или действию); на! нате! (побуждение к тому, чтобы брали что-нибудь); цыц! те! шш! (запрещение); марш! (побуждение идти); эй! (желание, чтобы обратили внимание).

3) Междометия, выражающие различные чувства и изъявления воли по отношению к речи собеседника: вот еще! (несогласие), ой ли? (недоверие), право! (уверение) и др.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац! хлоп! мяу! кукареку! гав-гав! Эти слова не называют звуков, издаваемых животными или предметами, а воспроизводят их путем подражания им, например: Порою двухствольное ружье бухает раз за разом: бух-бух! Бац, бац! Раздались выстрелы.

В роли междометий может быть употреблена любая часть речи и даже целое словосочетание, когда они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и воли; некоторые же слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: батюшки! страсть! ужас! беда! горе! ей-богу! черт возьми! и др.

В свою очередь, некоторые междометия могут употребляться в значении других частей речи, и тогда они входят в состав предложения: Татьяна ах! а он реветь… (Междометие «ах» употреблено в значении глагола.) Далече грянуло ура. (Междометие «ура» употреблено в значении существительного.)

Междометия на, ну и некоторые другие, выражающие побуждение, получают иногда окончания множественного числа повелительного наклонения: нате, нуте и т. п.

Глагольные междометия «бац», «хлоп», «бух» и т. п., выражающие значение мгновенного или неожиданного действия, придают речи наглядность, картинность: вместо сообщения о действии говорящий как бы рисует перед слушателями картину этого действия, например: Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой! Смотри, косой, теперь спасайся. А чур зимой не попадайся! Прицелюсь – бух! И ляжешь… Ууу-х!..

Для ораторского тренинга междометия просто незаменимы, так как они автоматически включают нужные эмоции и заставляют работать весь психофизиологический механизм. Эмоциональные восклицания раскрепощают мышцы фонационного аппарата и рождают свободное звучание голоса. Вокальный педагог З. Савкова утверждает, что именно на междометиях хорошо тренировать голосовую подвижность, модуляцию голоса, тембральные нюансы, которыми окрашивается одно и то же междометие, выражающее различные чувства.

«Эмоции без слов» Произносите разные междометия с интонацией укоризны, огорчения, удивления.

Крик тоже может быть использован как прием для развития силы и диапазона голоса – в том случае, если этот крик хорошо оперт на диафрагменное дыхание. Этот прием в старину был прекрасно знаком разносчикам различных товаров, уличным торговцам, балаганным зазывалам и т. д.

 

...

Мемуарист прошлого века Петр Федорович Вистенгоф в книге «Очерки московской жизни» (1842 г.) – одной из лучших книг о Москве 1830-х годов – рассказ об уличных разносчиках выделяет в специальную главку «Разносчики».

«Бесчисленное множество разносчиков всякого рода наполняют московские улицы, – пишет П.Ф. Вистенгоф. – Одни из них, разодетые в синих халатах, продают дорогой товар, другие, в серых халатах, торгуют товаром средней цены, наконец, мальчики и бабы разносят самые дешевые лакомства. При появлении весны московский разносчик обыкновенно предлагает свежие яйца; затем они кричат: апельсины, лимоны, кондитерские печенья, арбузы моздокские хорошие и дыни канталупки, игрушки детские, яблоки моченые и сливы соленые, шпанские вишни, сахарное мороженое, всевозможные ягоды, пряники, коврижки, спаржа, огурцы и редька паровая, алебастровые фигуры, калужское тесто, куры и молодые цыплята, медовый мак, патока с инбирем, горох, бобы, груши и яблоки сушеные на палочках, гречневики с маслом, гороховый кисель, белуга и осетрина малосольная, свежая икра, живые раки, соты медовые, клюквенный квас и молодецкое: «По ягоду, по клюкву!» Это особенный род разносчиков; они, обыкновенно, бывают старики и продают ягоду в лукошках, накладывая из них в чашечки и помазывая наложенную порцию медом. Продажа всегда сопровождается следующей песней: «По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушек грошиков попрашивайте, ах, по ягоду, по клюкву, крррупная володимирская клюква!» Разносчик-спекулятор обыкновенно надевает шапку набок и старается смешить публику, которая собирается около него из мальчишек, проходящих по улице мужиков и баб; он часто успевает в своей проделке и, если бывает забавен, то с ним почти не торгуются, и дешевый товар его продается славно, принося на обращающийся в торговле капитал процентов гораздо более, чем выигрывают в косметиках на галантерейных товарах».[28]

 

Предлагаем воспользоваться выкриками торговцев и зазывал в качестве упражнений на развитие голосового диапазона.

Купите коврижки!

…Эй, малолетки!

Пряники редки,

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

Киты, лошадки!

Посмотришь – любы,

Раскусишь – сладки,

Оближешь губы! …

…У дядюшки Якова

Про баб товару всякого:

Ситцу хорошего —

Нарядно, дешево!

…Новы коврижки —

Гляди-ко – книжки!

Мальчик-сударик,

Купи букварик! [28]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.