Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда кто объедает, когда кто обирает.






Видишь ли, что он представляет их обирающими? Ибо сие выражается словом объедает. Таким образом, и то, что он сказал выше: они чем хвалятся, сказал хорошо; поскольку, притворяясь не взимающими ничего, они только хвалились, а не были таковыми на самом деле.

Когда кто превозносится – то есть тех, кто подчиняет вас и превозносится над вами; ибо и господами они были не кроткими, но обременительными и тягостными.

 

20–21. Когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем‑ либо, то, скажу по неразумию, смею и я.

Вот высшая степень унижения коринфян и надменности лжеапостолов; ибо лжеапостолы обращались с ними, как с рабами. Он говорит это не потому, чтобы их, действительно, били в лицо, но потому, что они терпели не меньше тех, которых бьют в лицо. Сказал же это, имея в виду их высокомерие; ибо что может быть постыднее того, что лжеапостолы, отнимая их свободу, имущество и честь, обращались с ними, как с рабами?

Что на это у нас недоставало сил. Ради чего, говорит, вы терпите их? Как будто мы слабы и не можем поступать с вами точно так же? Нет.

Ибо и мы можем обращаться с вами так же высокомерно; но мы вовсе не хотим этого. Таким образом, всю вину дерзости лжеапостолов слагает на раболепство коринфян. Ибо вы, говорит он, вследствие слишком рабского подчинения служите причиною и их высокомерия, и настоящих наших слов. А если кто смеет хвалиться чем‑ либо, то, скажу по неразумию, смею и я. Смотри, он опять называет свой поступок дерзновением и неразумием и только что не говорит: я приступаю к этому по необходимости. И сколько других оговорок представил он прежде этого? Делает же это, научая нас не прибегать без необходимости к таким речам. Итак, говорит: а если кто смеет хвалиться чем‑ либо, смею и я; ибо слово – «хвалиться» – подразумевается само собою. Затем перечисляет то, чем они хвалятся.

 

22. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

Поскольку не все евреи были израильтянами (ибо и моавитяне и аммонитяне выдавали себя за израильтян); то, очищая превосходство своего происхождения, прибавляет: Семя Авраамово? и я, указывая на Исаака.

 

23. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

Некоторые говорят, что он не должен был высказывать эти слова в виде сравнения, а должен был прямо сказать, что они не служители Христовы. Отвечаем, что он показал это одним словом, назвав их лжеапостолами. Теперь же, начав речь сравнительную, он представляет наглядное указание на то же самое и дает понять слушателю, что он сам действительно служитель Христов, а они нет. Поэтому говорит, что хотя они и служители Христовы, но и в этом я выше их. И опять называет свои слова неразумием по безмерному смирению.

Я гораздо более был в трудах, безмерно вранах, более в темницах. Перечисляет отличительные признаки апостолов и, оставив знамения, начинает с искушений. Я поднимаю, говорит он, много трудов, переходя из одного места в другое, уча день и ночь, делая при этом своими руками и, что важнее, претерпевая удары, и притом чрезмерные, и, что еще выше, подвергаясь вместе с ударами заключению под стражу. Слова гораздо более стоят в сравнительной степени и выражают сравнение с лжеапостолами. Он говорит как бы предположительно: положим, что они трудятся, но я тружусь гораздо более. Некоторые, впрочем, утверждают, что слова эти выражают не сравнение, а означают только большое количество и высшую степень.

И многократно при смерти. Не только мнимо умирая, но и подвергаясь опасностям, действительно угрожавшим смертию.

 

24. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного.

Почему без одного! Существовал закон, по которому получивший более сорока ударов лишался чести. Посему определено было давать сорок без одного, то есть тридцать девять, для того, чтобы, если бьющий, увлекшись, дал лишний удар, все‑ таки дал бы не более сорока, и биемый не лишился бы чести, так как и в этом случае он подвергался узаконенному числу ударов.

 

25. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали.

Лука записал нам не все, что претерпел Павел; ибо ты видишь, что многое из перечисленного здесь он опустил; потому что он трудился в написании не для прославления себя.

 

25–26. Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями.

Какое отношение к Евангелию имеет то, что ты потерпел кораблекрушения? Потерпел кораблекрушения, совершая ради Евангелия длинные и морские путешествия. Ночью и днем плавал по глубине. Некоторые, впрочем, говорят, что, после опасности в Листре, он скрылся в одном колодезе, называемом Вифос, и говорит здесь об этом обстоятельстве.

В опасностях на реках. Ибо он принужден был плавать и по рекам.

В опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море. Всюду диавол воздвигал брани, и всюду Бог предлагал награды за подвиги; ибо и от язычников и от единоплеменников иудеев, которые ожесточены были против него из зависти, были подстрекаемы разбойники. Был ли он безопасен, по крайней мере, в городе? Нисколько. Наконец – в пустыне? И в ней – нет, и когда он убегал опасностей на суше, они встречали его на море.

В опасностях между лжебратиями. Подвергаться злоумышлениям ложных и притворных братии – это опять другой и самый трудный род искушения, на который жаловался и Давид: не ненавистник мой величается надо мною – от него я укрылся бы, но ты, который был для меня то же, что и я, друг мой и близкий мой (Пс. 54, 13–14); и в другом месте: человек мирный со мною (Пс. 40, 10).

 

2 7. В труде и в изнурении, часто в бдении…

Недостаточно было скорбей, приходящих отвне; он удручал еще сам себя собственными трудами, беспокойствами и бессонными ночами.

 

27–28. В голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

Претерпевая все это, учитель вселенной не имел достаточно пищи и одежды; но подвизался обнаженный и ратовал голодный. Притом, он еще много опустил; ибо такой смысл имеет выражение кросне посторонних приключений. И о том даже, о чем упомянул, он сказал не поодиночке, а только исчислил, что легко можно выразить числом, говоря: пять раз и три раза; о том же, что неудобно для перечисления, выразился неопределенно; ибо сказал: много раз, часто. Смотри же: исчисляя столькие бедствия, он не сказал, скольких обратил ко Христу, как по своему смиренномудрию, так и научая этим, что трудящийся во всяком случае получит полную награду, хотя бы ему и не предстояло более подвигов.

У меня ежедневно стечение людей. То есть яростное восстание и нападение, какие делают на меня ежедневно народы, по общему согласию.

Забота о всех церквах. Это самое важное из всего: ибо если тот, кто заботится об одном только доме, имея притом служителей и экономов, не имеет возможности даже отдохнуть, то что должна, поистине, вытерпеть одна душа, имеющая, среди стольких опасностей, попечение о всей вселенной и притом о душах.

 

29. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

Чтобы кто‑ нибудь не сказал, что он, правда, заботился, но заботился так, обыкновенно, он показывает свойство своей заботы. И не сказал: я принимаю участие в скорби, но подвергаюсь ей сам до изнеможения. Изнеможение же разумей как телесное, так и, в особенности, душевное. Слово кто нужно разуметь так, как бы он говорил: будет ли то важный или незначительный человек.

Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Затем, как он выразил избыток скорби, ибо воспламеняюсь, говорит. Претерпевая все другое, он радовался, зная, что претерпевает ради Господа; здесь же он уязвляется душою так, что соблазн другого, даже человека незначительного и отверженного, причиняет ему большую скорбь. А что слово воспламеняюсь нужно понимать в смысле «соблазняюсь», этому научает нас Давид. Ибо как апостол сказал: кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? так же точно и Давид говорит: когда кто соблазнится, и я являюсь соблазняющимся, и стараюсь уврачевать эту болезнь, как бы свою собственную. Где же говорит это Давид? В словах: когда гордится нечестивый, раздражается нищий (Пс. 9, 23), то есть бедный соблазняется, когда приходит к мысли, что недостойные люди изобилуют богатством и превознесены.

 

30. Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

Немощью называет гонения; ибо при голоде, бичевании, кораблекрушении и перенесении других бедствий обнаруживается человеческая немощь. О знамениях он не упоминает здесь, потому что они были даром Божиим; бедствия же вместе с силою Божиею показали и его терпение.

 

31. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

Ничего из прежде сказанного он не подтвердил; здесь же подтверждает и удостоверяет, может быть, потому, что то (что он сказал здесь) совершилось задолго назад и было не так ясно, а прежде рассказанное, как, например, скорби и тому подобное, было известно коринфянам.

 

32. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; ияв корзине был спущен из окна по стене, и избежал его рук.

Смотри, как сильна была борьба, если из‑ за него начальник стерег город. Правитель народа, конечно, не поступил бы так, если бы ревность Павла не воспламенила всех. Арета был тесть Ирода.

Ияв корзине был спущен из окна по стене, и избежал его рук. Убежал, исполняя закон Господа: ибо и Господь переходил из места в место. Себя самих не должно подвергать искушениям. Там же, где бедствия неизбежны, должно полагаться на одного Бога и от Него просить и ожидать избавления; а когда искушение непосильно, должно изыскивать и свои средства, но и в этом случае должно все приписывать Богу, как и то, что апостол спасся в кошнице. Хотя он и сильно желал быть со Христом, но он любил также спасение людей и берег себя для проповеди.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.