Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становления образа себя « волоролевая идентификация






Завершая анализ системы «Я» ребенка, остановим­ся на развития у ребенка образа себя и формировании по­ловой идентичности, являющимися важными составляю­щими системы «Я» ребенка. Что входит в содержание об­раза «Я» ребенка и как он развивается в раннем детстве?

К составляющим этого образа И.И.Раку относит: уз­навание себя на фотографии, чувство ообствеииости, чувство эмпатии, отношение к себе: «Я - хороший», -кЯ-красивый»'. В развитии образа «Я» автор выделяет четыре этапа.

На первом этапе (1 - 1, 5 года) происходит начальное формирование перечисленных комплексов. Представление о себе, пока еще аморфно и расплывчато. У ребенка только начинают развиваться знания о себе, происходит выделение м узнавание своего физического облика, самоуэнавание в 3q> -каяе и на фотографии, появляется представление о себе как субъекте действий: в частности, у 50% фиксируется чувство собственности: «это моя игрушка»; у 20% детей отмечается полоролевая идентификация: «Я - мазачик», «Я - девочка»;

у 20% имеются здания о себе: «Я - хороший»; у 20% возника- етчувство эмпатии. В этот микропериод у ребенка формирует­ся в целом положительное эмоциональное к себе отношение.

' Раку И.И. Развитие образа себя в раннем детстве. Автореф. дисс. на соиск. уч. стел. канд. психол- н. М-, 1992.


Глава 3. Психология раннего детства t83

На втором этапе (t, 5 - конец 2-го года) у детей про­исходит дифференциация этих представлений:

- все дети демонстрируют чувство собственности:

«это мои игрушки»;

- 90% детей безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии;

- 80% детей имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике;

- 70% детей демонстрируют чувство эмпатии;

- 50% детей способны оказывать влияние на поведе­ние других детей-

На третьемэтапе (конец 2-го - начало 3-го года) у детейбыли сформированы все изучавшиеся элементы пред­ставления о себе.Таким образом, к началу третьего года у ребенка складываютсяпредпосылки самосознания.

На четвертом этапе (второе полугодие 3-го года жиз­ни) резко возрастает роль индивидуального опыта ребен-кав ходе формирования образа себя. Обостряется его чув­ствительность к успеху иди неуспеху своих действий, к оценкам со стороны взрослых, что сопровождается эмо­циональными реакциями ребенка.

Важная роль в становлении «Я» ребенка принадле­жит процессу пояоролееой идентифмсацыч. Усваивая поло­вую роль ребенок, усваивает ту или иную модель поведе­ния и соответствует ей на протяжении своей жизни. Поло­вая идентичность предполагает единство самосознания и поведения иицивида, его ориентацию на требования соот­ветствующей половой роли. Иными словами, идентичность -это субъективное переживание поповой роли, а роль- про­явление идентичности в поведении'. Полоролевая идентич­ность - это составная часть самосознания личности, одна из сфер процесса социализации. Процесс полоролевой

' МсаевД.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Меди­цина, 1988.


184 Аверин В.А. Психология детей и подростков

идентификации обусловлен взаимодействием биологичес­ких и социокультурных детерминант развития. Биологи­ческая детерминанта половой дифференциации реализу­ется посредством гормонального пола, половой дифферен­циации мозга и генитальной морфологии. Средовая (социальная) детерминанта реализуется посредством вза­имодействия ребенка с семьей, сверстниками, другими взрослыми, воспитателями и педагогами, средствами мас­совой информацией, в целом - с культурой.

Первичное становление полоролевой идентичности осуществляется в раннем детстве. В этой связи нужно по­мнить, что первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «Я», это категория пола. Первичная идентичность, по мнению Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана связана с взаимодействи­ем результатов антенатальной (внутриутробной) дифферен­циации, с одной стороны, и общения с ребенком в раннем детстве, с другой'. К 1, 5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответ­ствии с первичной идентичностью ребенок идентифициру­ет себя с родителем своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Пройдя эти этапы, ребенок к 5-6 годам фор­мирует окончательную половую идентичность. Если же до этого возраста воспитывать ребенка как представителя про­тивоположного пола, то результаты такого воспитания мо­гут стать необратимым. По мнению этих же авторов одним из отправных моментов формирования первичной полоро­левой идентичности до начала речевого развития ребенка являются используемые в общении с ним коммуникативные средства и обозначения (указания пола - «мой мальчик», скрытая в именах детей информация о поле, тембровая и эмоциональная окраска мужской и женской речи). Таким образом, становится понятным, что добиться соответствия

' Исаев Д.Н„ Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Меди­цина, 1988.


психологического и биологического пола психологически­ми методами при неправильном определении пола при рож­дении и соответствующем воспитании можно лишь в первые два года, а после этого такие попытки ведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказы­вается наиболее сенситивным периодом формирования по­ловой принадлежности.

В заключение представим в обобщающей схеме пси­хического развития детей раннего детского возраста, все факторы, влияющие на этот процесс и его эффекты.

СИСТЕМА «Я»

t      
ОБЩЕНИЕ ^ ОБОБЩЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ   ^г ВОСПРИЯТИЕ ^* СОЗНАНИЕ  

 

Рамитие самосознания   Предметная деятель­ность (использование предметов mi назначению)   Связная речь  
Формирование элементарных форм мышления       Результат: освоение грамматического строя речи Дяухсло/тые сочетания Однословные сочетания Автономная речь Стадия активной речи  
Развитие грубой и тонкой моторики      
Освоение пространства   Предметные действия (выяснение значения предметов)  
Развитие порогов чувствительности ч мышечного чувства       - fJciccufeide понюшние речи ребенком - Произнесение ijioiicm - Лепет - Гуление - Плач ребенка Доречевая стадия (безъязычная речь)  
Активное действовапие   Свободное манипулирование (изучение свойств предметов)  
ХОДЬБА   ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   РЕЧЬ  
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  

 

Рис. И. Схема психического развития ребенка в раннем детском возрасте







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.