Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рынка фитнес услуг






Современный мир вместе со всеми своими достижениями, призванными облегчить жизнь людей, принес в то же время множество проблем. Плохая экология, малоподвижный образ жизни, неправильное питание со временем приносят свои плоды - появляются проблемы со здоровьем, излишний вес, плохое самочувствие, раздражение, недовольство собой и окружающими. Укрепить здоровье, поднять тонус, улучшить настроение и внешний вид можно несколькими путями – для каждого человека они крайне индивидуальны, и каждый сам выбирает, какой из них для него на данный момент является самым доступным и достижимым, но, пожалуй, наиболее модный вариант решения этой проблемы – это занятие фитнесом. Вместе с тем физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи и другие показатели экономической системы и общества в целом. Таким образом, в современном динамичном мире постоянно повышается роль и значение здорового образа жизни, и как следствие, ежегодно в России открывается множество новых спортивно-оздоровительных центров, предоставляющих населению различного рода фитнес услуги.

Фитнес (в буквальном переводе с английского fitness означает пригодность, соответствие, to be fit - быть в форме) - разностороннее развитие физических способностей при улучшении самочувствия во время занятий фитнесом. Начавшись как увлечение богатой элиты, сейчас фитнес - одно из самых массовых явлений. Сам термин возник в 60-е годы, когда были соединены наиболее эффективные наработки бодибилдинга и аэробики. В 1983 году американец Марк Мастров создает систему 24 часа фитнеса, идеологической основой которой является доступность занятий во всех смыслах этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы.

Фитнес-клуб - это спортивно-оздоровительный комплекс, в котором под руководством опытных инструкторов проходят занятия различными видами аэробики, а также упражнения на тренажерах по индивидуально разработанным программам.

Первый фитнес-клуб в России был открыт в Ленинграде в начале 1989 года. Это было совместное предприятие с 51% шведского капитала, предоставленного крупнейшей в Швеции сетью фитнес-клубов World Class. Данное название сохранилось и на российском рынке. В 1993 году в Москве состоялось открытие первого клуба World Class. Несколько лет World Class был монополистом, но в середине девяностых в Москве появилось два фитнес-клуба - Планета Фитнес и Gold’s Gym. Десятки проектов появились в 1997 году, но большинство из них было заморожено в связи с дефолтом. После кризиса были открыты такие фитнес-центры, как Petrovka Sports, Спортлайн, Fit’n’Fun. В дальнейшем по всей стране один за другим стали появляться новые фитнес-клубы.

Характеристика рынка фитнес услуг в России и за рубежом

Российский рынок фитнес услуг начал свое становление около 20 лет назад, он по-прежнему очень перспективен. Интерес к данному виду услуг проявляется не только у молодежи, но и у деловых людей, стремящихся быть в форме и вести здоровый образ жизни. Все это обусловлено дальнейшими перспективами развития рынка фитнес услуг в России. Об этом свидетельствует быстрый рост спортивно-оздоровительных услуг.

По динамике роста количества фитнес центров Россия опережает ведущие фитнес державы мира. Заняв прочные позиции на рынке в мегаполисах, крупнейшие игроки действуют по тактике «коврового покрытия»: в регионах открывают фитнес центры по системе франчайзинга. Фитнес индустрия в России набирает силу за счет привлечения различных ресурсов, в частности с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов, среди которых, например, фитнес-фестиваль MIOFF и Московский международный открытый фестиваль здоровья и фитнеса. [1]

Таблица 2. Сравнение России, США и Европы на рынке фитнес услуг

  Россия США Европа
Количество, занимающегося населения, % ~4 ~12 ~7
Количество крупных сетей на рынке, в шт.      
Объем фитнес услуг на всемирном рынке, % ~2 ~23 ~2

 

Если сравнивать количество занимающихся в США, то Россия значительно уступает в процентном соотношении не только лидерам – американцам, но и менее продвинутым в этом вопросе европейцам. Именно эти факторы наглядно доказывают то, что резервы у российского фитнес рынка очень велики. Стоит, конечно, отметить, что отечественный рынок фитнес услуг сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в регионах ниша фитнес услуг находится на стадии становления. Наиболее интересными остаются города-миллионники, где наилучшим образом развита инфраструктура и имеются все предпосылки для интенсивного развития, причем во всех возможных сегментах рынка. Развитие бизнеса сетей фитнес клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии. Среди крупнейших городов России по обороту розничной торговли фитнес-услуг можно выделить Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самару и другие крупные города [2].

В результате ухудшения экономической ситуации в стране в конце 2008 г. произошло снижение доходов населения и рост безработицы, что привело к снижению доли россиян, посещающих фитнес клубы в 2009 г., до 0, 81 %. Но 2010 г. ознаменовался возвратом к тренировкам некоторых корпоративных и частных клиентов, в результате чего рынок увеличился на 14, 3 %. Наибольшее положительное влияние на рынок фитнес услуг оказывает уровень доходов и, соответственно, уровень жизни населения.

Учитывая эти факторы, а также популяризацию здорового образа жизни, можно сказать, что на сегодняшний день фитнес индустрия в России находится в стадии роста. Так, с 2011 г. фитнес индустрия в России стабильно растет в среднем на 20–30 % в год, открываются новые клубы, приходят новые бренды.

Объем российского рынка фитнес услуг составляет около 2 % от общемирового рынка и превышает 1, 5 млрд долл. Еще в 2005 г. данная цифра находилась на уровне 550–600 млн долл., к 2012 г. она увеличилась почти втрое[2]. Ожидается, что в ближайшие годы этот рынок будет развиваться за счет сетевых игроков и проникновения фитнеса в регионы. Однако стоит упомянуть об основных проблемах, препятствующих проникновению фитнес услуг в регионы. Это недостаток подходящих для фитнес центров (клубов) помещений и высокие арендные ставки. Среди других барьеров – высокий порог вхождения на рынок, длительный срок окупаемости фитнес учреждений, отсутствие квалифицированного персонала.

Сегодня на отечественном рынке насчитывается порядка 2500 клубов. В одной только Москве сейчас действует более 900 заведений, оказывающих фитнес-услуги, 30 % из которых приходятся на долю сетевых брендов. Московский рынок фитнес услуг находится в стадии активного развития формирует основные общероссийские тенденции: появление в первую очередь клубов премиум-сегмента и более медленное освоение ниши среднего эконом-класса. Высокая концентрация клубов в столице заставляет крупных игроков осваивать новые регионы, продумывать стратегию освоения среднего ценового сегмента, а конкуренция в больших городах – продумывать новые стратегии продаж клубных карт. Также наилучшие перспективы имеют клубы, предоставляющие широкие возможности для семейного фитнеса, новые групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и оборудование, соответствующее мировым стандартам. Игроки рынка считают, что возможен приход в Россию новых западных игроков, но в этом случае им придется вкладывать огромные инвестиции, чтобы компенсировать то время, которым существующие операторы смогли воспользоваться для создания своих клубов.

В настоящее время на рынке фитнес услуг в России представлены как сетевые центры, так и одиночные несетевые. Как правило, фитнес клубы (центры) располагаются в следующих объектах: торговых центрах, бизнес-центрах, отелях, спортивных комплексах, отдельно стоящих зданиях. Говоря о тенденциях развития рынка фитнеса, непременно, стоит коснуться такого явления, как развитие частных, несетевых клубов. Их доля на рынке составляет 65 % от общего числа фитнес-клубов.

Около трети российского рынка фитнес услуг представлено сетевыми клубами.

Таблица 3. Крупнейшие сетевые компании на Российском рынке фитнес услуг

Название сети «Russian Fitness Group» «Планета Фитнес» «Страта Партнерс»
Название фитнес клубов «World Class» и «Физкульт» «Планета Фитнес» «OrangeFitness» и «CityFitness»
Уровень клубов Премиум сегмент/средний сегмент Премиум сегмент/средний сегмент Премиум сегмент/средний сегмент
Количество клубов в РФ, в шт      

 

Стоит отметить, что тенденция становления в России международных сетей не получила развития, и сейчас доля зарубежных компаний в сегменте фитнес-клубов составляет 2 % [3].

Несмотря на то, что большинство аналитиков прогнозируют, что в будущем развитие фитнеса будет полностью зависеть от крупных игроков, такое явление, как малые фитнес клубы, существуют, и оно требует своей оценки. Несомненным плюсом таких клубов является их близость либо к месту работы, либо к месту жительства клиентов, так как эти фитнес центры рассчитаны на жителей того или иного микрорайона или даже квартала и не претендуют на большее. Такой клуб может располагаться в любом удаленном от центра районе или пригороде, где цена на аренду значительно ниже. Эти клубы часто находятся в небольших помещениях, не очень приспособленных для занятий фитнесом изначально, но вследствие усилий, прилагаемых хозяевами, достаточно комфортабельны и удобны, хотя, конечно, не имеют и близко того оборудования, что есть в залах премиум-класса. Но это компенсируется высоким профессионализмом инструктора и крайне бережным отношением к клиенту. Другим несомненным плюсом небольших фитнес клубов является их относительная дешевизна, а, следовательно, доступность. Как было сказано выше, эти клубы могут позволить себе работать там, где арендная плата значительно ниже, чего не могут позволить себе фитнес клубы премиум-класса. Также на цене отражается минимальная потребность таких клубов в инструкторах, они чаще обходятся двумя специалистами, один из которых и является хозяином.

Таблица 4. Сегментирование цен на клубную карту и насыщенность сегментов

Ценовой сегмент Стоимость занятий в год, руб. Насыщенность рынка, %
Премиум-сегмент (VIP) 50 000 - 80 000  
Средний сегмент 20 000 - 50 000  
Доступный сегмент (нижний) Менее 20 000  

 

Спрос на фитнес услуги существенно увеличился только в последние пять-десять лет, когда изменилась культура потребления, стало модно вести здоровый образ жизни, хорошо выглядеть. Если говорить о насыщенности рынка, то в крупных и развивающихся городах эти показатели значительно различаются. Это в основном обусловлено финансовой обеспеченностью горожан. При этом полностью обеспечен спрос на фитнес клубы премиум-класса в столицах. Это объясняется тем, что российская фитнес индустрия развивается во многом аналогично английскому рынку, который тоже начинался с верхнего сегмента, с очень дорогих клубных карт (около 40–45 % сетевых брендов развивается именно в премиум-классе, так как наибольший спрос на здоровый образ жизни наблюдается у деловых людей в возрасте 21–35 лет, готовых заплатить за комфортные условия и профессионализм сотрудников).

В России VIP-сегмент уже заполнен более чем на 70–90 %, однако при этом потребитель VIP-услуг довольно нестабилен и нелоялен. Двумя этими факторами и объясняются высочайший уровень конкуренции в VIP-сегменте и не очень большой потенциал для его роста. Жесткая конкуренция в этом сегменте уже сейчас подталкивает клубы к использованию различных маркетинговых ходов, будь то уникальные программы тренировок или занятия на эксклюзивном оборудовании. Сегмент клубов для среднего класса пока достаточно свободен, но становится все более привлекательным для инвесторов из премиум-класса с точки зрения расширения бизнеса и повышения его доходности. Расширяя границы бизнеса, фитнес-операторы выходят на middle-сегмент с целью получения новой целевой аудитории. На сегодняшний день на дорогой сектор приходится примерно три четверти рынка фитнес услуг в стоимостном выражении. Объясняется данное обстоятельство тем, что изначально все игроки на рынке фитнес услуг устремились попасть в дорогой сегмент, так как именно для данного сектора в начале 1990-х гг. сформировались потенциальные клиенты, способные и желающие платить за свое здоровье и красоту. И по сей день компании этого сегмента остаются верны своим дорогим и требовательным клиентам.

Во втором сегменте рынка фитнес-услуг цены колеблются в диапазоне 280–600 долл. за год. Степень насыщения этого сектора равна 50–60 %. Эластичность и емкость сегмента при этом довольно высока. Данный сегмент ориентирован прежде всего на формирующийся средний класс. Именно в этом секторе рынка и идет основная борьба за конечного потребителя, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса.

В нижнем секторе отсутствует культура фитнеса. Доступный (нижний) сегмент обслуживается бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами. Такие комплексы специализируются только на одном виде физической подготовки (на шейпинге или тренажерных тренировках) и могут принять весьма ограниченное число клиентов. Как правило, они работают по принципу разовой или абонементной системы оплаты, без клубного членства. Стоимость одного занятия – 50–300 рублей. Такие заведения, понятно, куда доступнее, чем фитнес-центры, но на сервис здесь рассчитывать не приходится. Поэтому емкость составляет 60%.

Таблица 5. Структура рынка фитнес услуг

Сегмент Занимает место на рынке фитнес услуг, %
Премиум-сегмент (VIP)  
Средний сегмент  
Доступный сегмент (нижний)  

 

Таким образом, в общей структуре рынка спортивных услуг фитнес-клубы занимают примерно 40 % и обслуживают дорогой (28 %) и средний (12 %) сегменты. Остальные 60 % рынка приходятся на доступный (нижний) сегмент, который обслуживается бывшими советскими спортивно-оздорови-тельными центрами и физкультурными комплексами [2].

Региональный рынок фитнес-услуг можно условно разделить лишь на два сегмента: премиум и нижний. Причем, в отличие от крупных городов, годовая карта в регионах стоимостью 500 долл. и соответствует самому дорогому ценовому сегменту. Что касается нижнего сегмента, здесь представлены местные студии шейпинга, тренажерные залы и пр., где час занятий стоит 50–300 рублей. Следует отметить, что на сегодняшний день средний ценовой сегмент еще не сформировался. Соответственно, насыщенность рынка премиум-сегмента – 20–25 %, а нижнего сегмента – 50–65 %.

Анализируя спрос на фитнес-услуги, стоит упомянуть о таком явлении, как цикличность (сезонность). Это обстоятельство означает, что в разное время года число клиентов значительно варьируется: пиковые периоды приходятся на осенне-зимний и особенно весенний сезоны, а в летнее время наблюдается существенный отток потребителей фитнес услуг.

Для компенсации снижения спроса на фитнес услуги в летний период, когда многие потенциальные и реальные потребители отправляются в отпуск и путешествия, фитнес клубами используется тактика продажи годовых абонементов. Оплачивая авансом или в рассрочку стоимость абонементов, потребители тем самым понижают коммерческие риски производителей фитнес услуг, поднимают прибыльность и стабильность их работы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.