Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь. Акцентуация — ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии






АКЦЕНТУАЦИЯ — ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии. В зависимости от преобладания тех или иных черт характера выделяют разные виды акцентуаций.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность, одновременное существование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т. п.).

АНТИСОЦИАЛЬНОСТЬ — отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

АСОЦИАЛЬНОСТЬ — безразличие к правилам, существующим в обществе (социальным нормам) или непонимание этих правил. В отличие от антисоциальности, при этом отсутствует стремление к противодействию нормам.

АУТИЗАЦИЯ — снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими.

ВАНДАЛИЗМ — одна из форм антисоциального поведения: разрушение или повреждение материальных ценностей.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, оказывающая наибольшее влияние на психическое развитие ребенка данного возраста.

ВЫТЕСНЕНИЕ — один из механизмов психологической защиты: способность “убирать” из сферы сознания травмирующие переживания.

ВЯЗКОСТЬ — см. Эмоциональная ригидность.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ — распространение какого-либо процесса на самые разные области (сферы).

ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ — формирование защитных механизмов, внешне противоположных чертам, для компенсации которых они предназначены. Так, гиперкомпенсация заниженной самооценки и неуверенности в себе может достигаться демонстрацией сверхвысокой самооценки и самоуверенности.

ГИПЕРОПЕКА — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют.

ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ — поведение, не соответствующее социальным нормам.

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания.

ДЕПРЕССИЯ — стойкое снижение настроения, неспособность испытывать положительные эмоции. При депрессии резко падает активность. Субдепрессией называют не столь выраженное снижение настроения.

ЖИЗНЕННАЯ СФЕРА — определенная сторона жизни, относительно независимая от других сторон. В качестве отдельных сфер принято выделять семейную, школьную, сферу межличностного общения. Этот перечень часто дополняют и другими сферами. Для личности наиболее важны те сферы, в которых она самореализуется, достигает успеха (сферы поддержки) и, напротив, те сферы, в которых она чувствует себя наименее уверенно (сферы психологической нагрузки).

167

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — склонность к совершению необдуманных действий под влиянием случайных внешних обстоятельств или столь же случайных собственных мыслей и эмоций, отсутствие или недостаточность планирования действий и самоконтроля.

ИНТРОВЕРТНОСТЬ — замкнутость, высокая избирательность в общении.

ИНФАНТИЛИЗМ — незрелость, “детскость”. Понятие инфантилизма относится, по преимуществу, к личностному и эмоциональному развитию. Отставание от возраста в умственном развитии принято характеризовать другими терминами. Особое явление — психофизический инфантилизм, который характеризуется замедленным развитием организма в целом. В его основе лежат физиологические отклонения от обычного темпа созревания.

ИСТЕРОИДНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ — сочетание высокого уровня демонстративности и склонности к вытеснению травмирующих переживаний.

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ — см. Познавательные процессы.

КОМПЕНСАТОРНОЕ (ЗАЩИТНОЕ) ФАНТАЗИРОВАНИЕ — погружение в фантазии и мечты, благодаря которым смягчаются переживания, связанные с неудовлетворенностью тех или иных потребностей.

КОМПЕНСАЦИЯ — психологические механизмы, помогающие преодолеть неблагоприятные особенности собственной психики. В частности, существуют различные механизмы компенсации повышенной тревожности. Они помогают эффективному принятию решений, несмотря на те трудности, которые порождает тревожность.

КОНФОРМНОСТЬ — стремление быть “таким как все”, отсутствие собственного мнения и некритичное подчинение мнению большинства.

КРИТИЧНОСТЬ — осознание своих трудностей и проблем.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — система отношений ребенка с окружающими его людьми, определяющая становление его индивидуальных особенностей.

НАВЫК — автоматизированное (привычное) действие или цепочка действий. Обычно человек плохо осознает или вовсе не осознает, как осуществляется навык (попробуйте описать словами, как вы завязываете шнурки!). Навыки приобретаются в результате обучения и тренировки. Двигательный навык — это целесообразное движение или последовательность движений. Умственный навык — автоматизированное умственное действие. Навыки общения — привычные способы установления и поддержания контакта с другими людьми.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ — симптом, возникающий при многих видах психических и неврологических нарушений. Они появляются при астении (нервном истощении), органическом поражении мозга, эмоциональных расстройствах (в частности, повышении тревоги). Одно из самых частых нарушений — неустойчивость внимания, проявляющаяся в частых отвлечениях от основной деятельности, перескакивании с одного занятия на другое.

168

НЕВРОЗ — пограничное психическое расстройство: состояние, характеризуемое снижением продуктивности деятельности и эмоциональными нарушениями (депрессией, тревогой и т. п.).

НЕГАТИВИЗМ — противодействие требованиям. В периоды возрастных кризисов — это способ утвердить свою самостоятельность, “взрослость”. Кроме того, негативизм может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. В некоторых случаях негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам (негативное самопредъявление).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — кольцевая взаимосвязь между двумя или несколькими факторами, когда фактор А влияет на фактор Б, а фактор Б, в свою очередь, оказывает влияние на фактор А.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА возникают из-за нарушений развития плода во внутриутробном периоде, в результате родовых травм, асфиксии, перенесенных сотрясений мозга, мозговых инфекций, отравлений, нарушений кровоснабжения мозга и по некоторым другим причинам. Точно установить причину органического поражения мозга бывает крайне трудно. Одним из наиболее частых симптомов органического поражения мозга является снижение моторного контроля, то есть нарушения в работе нервного аппарата, управляющего движениями. Это приводит к нарушениям крупной моторики (ходьбы, бега, прыжков и т. п.) и мелкой моторики (движений кисти и пальцев при письме, рисовании, работе с инструментами). Часты сенсомоторные нарушения. При органических поражениях мозга обычны также нарушения памяти, внимания и некоторых других психических функций.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ — стремление делать все на высшем уровне, определяемое или очень высоким уровнем притязаний, или чрезмерным чувством ответственности. Часто, доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю работу. Из-за неоправданной траты сил и времени на мелочи, главное нередко упускается.

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ — психические отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (КОГНИТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ — психические процессы, направленные на познание окружающего мира. К познавательным процессам принято относить восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, внимание.

169

ПРОЕКЦИЯ — приписывание своих представлений, переживаний и стремлений другим людям, каким-либо персонажам и даже неодушевленным объектам. Использование принципа проекции лежит в основе многих личностных тестов.

ПРОСОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — положительная установка по отношению к обществу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — устойчивые психологические особенности ребенка, которые формируются и поддерживаются реакциями окружения.

ПСИХОПАТОПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, характеризующееся импульсивностью, нарушением общепринятых норм.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ — телесные (соматические) заболевания, вызванные психологическими причинами.

РЕЗОНЕРСТВО — склонность к рассуждениям, морализированию, подробному рассказу о своих реальных или предполагаемых действиях. В тех случаях, когда такие рассказы явно преобладают над самими действиями, говорят о вербализме. Резонерство характерно для тревожных людей, для которых принятие решений и практические действия затруднены различными опасениями.

РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление. На мышечной релаксации (расслаблении мышц) основаны многие психологические техники, ведущие далее к эмоциональной релаксации (успокоению), обеспечивающие восстановление энергии при психическом истощении и т. п.

РИГИДНОСТЬ — см. Эмоциональная ригидность.

САМОКОНТРОЛЬ — сознательное управление своим поведением. При высоком уровне самоконтроля ребенок действует целенаправленно, доводит работу до конца, не отвлекаясь на случайные раздражители. Самоконтроль требует хорошо развитой функции планирования, то есть умения заранее наметить основные этапы работы.

СЕНЗИТИВНОСТЬ — повышенная чувствительность.

СЕНСОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ — нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий. В частности, часто страдает координация глаз — рука (зрительная регуляция мелкой моторики).

СИМПТОМ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ) — отдельное проявление, которое может служить признаком тех или иных психологических особенностей человека.

170

СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ — телесные (не нервные и не психические) заболевания.

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ — хорошее владение социальными нормами, адекватность поведения ситуации. Снижение социализированности возникает как вследствие психических нарушений (психопатия, аутизм и пр.), так и в результате неправильного воспитания. В частности, для нормальной социализации необходимы достаточно теплые, эмоционально насыщенные отношения маленького ребенка с близким взрослым (обычно в этой функции выступает мать). При высокой социализированности характерно умение легко устанавливать контакты с людьми, избегать конфликтов. Однако чрезмерно выраженная склонность к избеганию конфликтов часто служит показателем гиперкомпенсации — недостаточной исходной социализированности (гиперсоциальность).

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — система отношений ребенка определенного возраста с обществом, определяющая ход психического развития.

СПОСОБНОСТИ — психологические качества, обеспечивающие успешность деятельности. Общие способности важны для самых разных видов деятельности (таковы способность к логическому мышлению, память, хорошая концентрация внимания и т. п.). Специальные способности важны лишь для определенных видов деятельности (например, существуют математические, музыкальные, художественные, языковые специальные способности).

СТРЕСС — состояние активизации, возникающее при необходимости адаптироваться к изменению ситуации. В развитии стресса выделяют три стадии. На первой из них происходит перестройка, направленная на мобилизацию ресурсов организма. Основное психологическое проявление этой стадии стрессового состояния — повышение тревоги, то есть готовности к реакции на возможную угрозу. На второй стадии достигается максимальная сопротивляемость неблагоприятным условиям. На третьей стадии наступает истощение, сопротивляемость падает, повышается вероятность развития различных заболеваний. Люди различаются по степени устойчивости к стрессу: один и тот же фактор может вызывать стресс у одного человека (то есть являться для него стрессором) и не вызывать его у другого. Степень устойчивости к стрессу определяет также соотношение разных стадий стресса по длительности и интенсивности (у одного человека первая стадия длится долго и повышение тревоги очень велико, у другого как продолжительность, так и выраженность этой стадии значительно меньше; у одного быстро наступает истощение, у другого долго продолжается состояние максимальной сопротивляемости).

171

СУБДЕПРЕССИЯ — см. Депрессия.

ТЕСТ — Набор заданий, выполнение которых позволяет оценить психологические особенности человека.

ТРЕВОГА — ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, т. е. нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям (ситуативное повышение тревоги). В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Состояние тревоги может продолжаться очень долго вследствие хронически неблагоприятной ситуации или из-за определенных личностных особенностей. В этих случаях наступает истощение, нарушается нормальная деятельность. Острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.

ТРЕВОЖНОСТЬ — личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги. Ситуация, которая человеком с низкой тревожностью воспринимается как вполне рядовая, при высокой тревожности вызывает стресс. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи. Боясь ошибиться, такой человек постоянно пытается контролировать себя (“тревожный гиперконтроль”), что нарушает нормальное осуществление автоматизированных действий.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — это та степень успешности, на которую человек претендует. Один и тот же результат воспринимается как успех или неудача в зависимости от того, как он соотносится с уровнем притязаний (ученик с высоким уровнем притязаний считает четверку неудачей, а с низким — рассматривает тройку как большой успех). При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой недостижимые задачи, при заниженном — чрезмерно легкие. Наиболее неблагоприятно сочетание высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой: ребенок считает недостойным выполнить работу недостаточно хорошо, но полагает себя неспособным выполнить ее на должном уровне. В итоге он вообще ничего не делает.

ФОБИЯ (навязчивый страх) — боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и проч. Фобии легко возникают при сочетании высокой тревожности (склонности к опасениям, беспокойству) с депрессивными тенденциями (пессимистическим взглядом на мир, склонностью к снижению настроения).

172

ФРУСТРАЦИЯ — состояние неудовлетворенности значимой потребности.

ШИЗОИДНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ — склад личности, характеризующийся интровертностью, низкой конформностью, оригинальностью мышления.

ЭГОЦЕНТРИЗМ — неспособность встать на позицию другого человека, понять его точку зрения.

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ — общительность, склонность к широким контактам.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ (ЭМОТИВНОСТЬ) — легкая смена настроения, кратковременность и неустойчивость переживаний. При высокой эмоциональной лабильности яркие переживания могут возникать по мало значимому поводу и проходить без всякой видимой причины. Чем младше ребенок, тем у него, вообще говоря, выше эмоциональная лабильность, однако из этого правила есть исключение: для подростков характерна более высокая лабильность, чем для младших школьников. Для взрослого человека высокая эмоциональная лабильность — признак инфантильности.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ — состояние повышенной готовности к действию, сопровождаемое ощущением, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Эмоциональная напряженность возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Если эмоциональная напряженность продолжается слишком долго, то возникает истощение и возможны различные срывы: бросание предметов, слезы, крик и т. п. В состоянии эмоциональной напряженности легко возникают ссоры и конфликты. Особо высокая эмоциональная напряженность, не имеющая видимых причин, иногда служит признаком начинающегося психического заболевания.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РИГИДНОСТЬ (“вязкость”, ригидность аффекта) — склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях, особенно — неприятных. Изменение ситуации часто не приводит к соответствующему изменению настроения и переживаний. При эмоциональной ригидности легко возникает злопамятность и мстительность. Решения, принимаемые эмоционально ригидным человеком, в большей мере определяются его прошлым опытом, чем сиюминутной ситуацией. Обычно эмоциональная ригидность сочетается с ригидностью в деятельности, то есть трудностью переключения с одной деятельности на другую, тенденцией к длительному осуществлению однотипных действий.

173






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.