Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигательной рекреации






Адаптивная двигательная рекреация, направленная на удовлетво­рение потребности человека с отягощениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении в процессе занятий физическими упражнениями, реализуется самыми различными учреждениями и организациями.

Все они могут быть условно разделены на две крупные группы:

1) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является центральным (основным) направлением работы;

2) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация выступает в качестве дополнительного направления деятель­ности, где основными является адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, физическая реабилитация и др.

К первой группе учреждений и организаций относятся физкультурно-спортивные клубы инвалидов, концентрирующих свою деятельность на проведении занятий физическими упражнениями с целью отдыха, раз­влечения, интересного проведения досуга и т.п. Это общественные орга­низации, не имеющие бюджетного финансирования, а получающие периодические денежные дотации.

К этой же группе относятся аквапарки, боулинг-клубы (центры), бильярдные залы, аттракционы, рекреационные парки и др. Как прави­ло, это коммерческие организации. В некоторых из них предусмотрены группы для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая ин­валидов. С такими группами должны работать специалисты по адаптив­ной физической культуре (инструкторы, преподаватели, тренеры, ин­структоры-методисты и др.). Оплата услуг в таких группах должна про­водиться на льготных условиях.

К первой группе относятся и немногочисленные центры, клубы, занимающиеся подготовкой и проведением спортивных праздников, всевозможных игр, эстафет, «веселых стартов» и т.п. Например, в Санкт-Петербурге уже несколько лет работает физкультурно-спортивный центр Роналда Макдоналдса, который целенаправленно занимается органи­зацией спортивно-развлекательных праздников для детей-инвалидов, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреж­дениях I—VIII видов.

Этот центр по согласованию с комитетами образования и социаль­ного развития, в ведении которых находятся специальные (коррекци-онные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в раз­витии, проводят выездные мероприятия на спортивных базах спецшкол, детских домов-интернатов, психоневрологических интерпатов и др. Со­трудники Центра, имеющие высшее профессиональное образование по адаптивной физической культуре, организуют и проводят спортивноразвлекательные мероприятия с использованием специального красоч­но оформленного оборудования и инвентаря, принадлежащих Центру.

Эти мероприятия проводятся по специально разработанному сцена­рию, предусматривающему торжественные акты (построения, привет­ствия почетных гостей), проведение эстафет и других состязаний, пока­зательные выступления спортсменов, награждения участников и другие аспекты. К проведению таких праздников привлекаются спонсоры.

Помимо основной цели (дать детям с отклонениями в развитии радость участия, общения, возможность получить удовольствие от игр, эстафет и т.п.), предусматривается еще одна цель — провести с педаго­гами образовательных учреждений мастер-классы по осуществлению таких мероприятий собственными силами. Кроме того, педагогам дают­ся консультации по приобретению или изготовлению специального обо­рудования и инвентаря.

Ко второй группе учреждений и организаций, проводящих мероприя­тия адаптивно-рекреационного характера, относятся:

— специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых помимо уроков адаптивного физического воспитания по утвержденным в уста­новленном порядке программам предусмотрены физкультурно-оздоро­вительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учеб­ных занятий, физкультурные минутки, физкультурные паузы, допол­нительные занятия (в том числе рекреационного характера) во второй половине дня; спортивные праздники и др.;

— образовательные учреждения дополнительного образования де­тей в области адаптивной физической культуры, где помимо учебно-тренировочных занятий адаптивным спортом проводятся и занятия по адаптивной двигательной рекреации;

— реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреж­дения здравоохранения и социального обеспечения, в которых реали­зуются занятия по физической реабилитации, лечебной физической культуре, а также по адаптивной двигательной рекреации.

Такие рекреационные занятия должны проводить специалисты ле­чебной физической культуры после прохождения курсов повышения квалификации по адаптивной двигательной рекреации.

Помимо организаций и учреждений, работающих постоянно, адап­тивная двигательная рекреация реализуется в структурах, работающих временно. К таким структурам относятся летние и зимние оздорови­тельные лагеря для детей-инвалидов и их здоровых сверстников (брать­ев, сестер, близких друзей и др.).

В летних и зимних лагерях большое внимание уделяется рекреаци­онным мероприятиям в режиме дня. Свежий воздух, водоем (летом), природа создают особую атмосферу для отдыха, получения удоволь­ствия от движений, игр, эстафет, «веселых стартов», различных теат­рализованных представлений и т.п.

В штатное расписание персонала летних и зимних оздоровительных лагерей должна обязательно включаться ставка для специалиста по адап­тивной физической культуре, в обязанности которого входит и органи-


зация рекреационных занятий (включая организацию самостоятельных занятий) с детьми-инвалидами.

Объединение в одну группу детей-инвалидов и их здоровых сверст­ников создает хорошие предпосылки для социализации детей с откло­нениями в развитии, их интеграции в общество, способствует преодо­лению психологических комплексов.

 

Контрольные вопросы, и задания

1. Перечислите основные учреждения и организации, в которых адап­тивная двигательная рекреация является основным направлением ра­боты.

2. Каковы, на ваш взгляд, перспективы учреждений и организаций, целенаправленно занимающихся реализацией адаптивной двигательной рекреации?

3. В каких учреждениях и организациях должны проводиться занятия по адаптивной двигательной рекреации помимо основной их деятель­ности?

4. Какие формы адаптивной двигательной рекреации, используемые в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, вам известны?

5. Составьте сценарий спортивного праздника для детей-инвалидов.

6. Раскройте возможности организации адаптивной двигательной рекреации в летних и зимних оздоровительных лагерях.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.