Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система реабилитации 4 страница






Что касается должностных обязанностей, то различия между тре­нером-преподавателем и инструктором-методистом по адаптивной фи­зической культуре выражены значительно больше.

Тренер-преподаватель (включая старшего) проводит групповые и индивидуальные занятия с инвалидами и лицами, имеющими отклоне­ния в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп по направлению врача или учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Использует средства и методы физической куль­туры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устра­нение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнеде­ятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивидуальные программы реабилитации и ис­ходные данные физической подготовленности занимающихся и на осно­ве этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, составляет план и подби­рает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществля­ет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его осно­ве коррекцию этого процесса. Способствует социализации занимающих­ся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физи­ческой культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовер­шенствованию занимающихся путем разработки программ для их индиви­дуальных занятий. Разрабатывает годовые и текущие планы теоретической, физической, технической, психологической, волевой и спортивной под­готовки занимающихся. Проводит отбор и спортивную ориентацию наи­более перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся. Создает условия, предупреждающие случаи травматизма во время занятий и исключающие применение допингов. Ведет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы, вносит предложения руководству учреждения по ее совершенствованию.


 

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре (вклю­чая старшего) организует методическую работу образовательных и дру­гих учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивной физи­ческой культуре с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп с целью создания реальных возможностей для их интеграции в общество. Ана­лизирует состояние образовательной, воспитательной, учебно-трени­ровочной, рекреационно-досуговой, оздоровительной и коррекцион-ной работы в учреждении, разрабатывает предложения по повыше­нию ее эффективности. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям по адаптивной физической культуре в комплектова­нии групп для занятий, определении содержания форм, средств и методов физической культуры для работы с занимающимися в соот­ветствии с их индивидуальными программами реабилитации и с уче­том рекомендаций врача или учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Организует активный отдых занимаю­щихся в режиме рабочего дня, учебного и внеучебного времени уч­реждений. Организует и проводит с участием работников учреждения, родителей (лиц, их замещающих), членов семьи занимающихся физ­культурно-оздоровительные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия досугового и оздоровительного характера. Осу­ществляет связи с учреждениями дополнительного образования спор­тивной направленности и учреждениями спорта. Осуществляет про­светительскую работу в области адаптивной физической культуры среди родителей (лиц, их замещающих), членов семьи занимающихся, педагогических работников с привлечением соответствующих специа­листов. Дает предложения руководству учреждения по повышению ква­лификации в области адаптивной физической культуры тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, других специалистов учреждения. Постоянно следит за со­блюдением санитарно-гигиенических норм, обеспечением условий, предупреждающих случаи травматизма во время занятий и исключаю­щих применение допингов. Ведет первичный учет, производит анализ и обобщение результатов работы учреждения.

Многосложность педагогического процесса в области адаптивной физической культуры приводит к необходимости его систематизации, упорядочении и научном обосновании.

Одним из возможных подходов к решению этой проблемы является рассмотрение педагогической деятельности специалиста по адаптивной физической культуре с позиции общей теории управления. Идею ис­пользовать такой подход к анализу педагогический явлений в области спорта высказывали многие ученые (В.М. Дьячков, Ю.В. Верхошанс-кий, В.М. Зациорский и др.). При этом главным здесь является не фор­мальная замена педагогических понятий, а стремление увидеть пробле­му в целом, определить пути рационализации педагогической деятель­ности на основе оправдавшей себя методологии. Разумеется, сам под­ход не отвечает на вопрос «как управлять?», но дает алгоритм действий самого процесса управления.


 

Наука об управлении, получившая название кибернетика, рассмат­ривает такой алгоритм управления любыми сложными динамическими системами, к которым может быть отнесен и педагогический процесс в адаптивной физической культуре.

Под управлением в кибернетике понимают воздействие управляю­щей системы на состояние структурных элементов управляемой систе­мы с целью изменения ее функции в соответствии с поставленной це­лью (Н. Винер).

Для реализации управления необходимо знать исходное состояние управляемой системы, ее конечное состояние (цель управления), сред­ства и методы воздействия на нее и регистрации реакций системы на воздействия, средства и методы коррекции управляющих воздействий.

Информационная блок-схема управления процессом педагогичес­кой деятельности в адаптивной физической культуре представлена на рис. 1.

Информация об исходном состоянии системы (человек с отклоне­ниями в состоянии здоровья) представлена в блоке диагностирования.

До начала любой деятельности в области адаптивной физической культуры необходимо самым тщательным образом изучить все особен­ности человека, собирающегося заняться этой деятельностью.

Для этого надо ознакомиться с индивидуальной программой реаби­литации инвалида или заключением врача, если занимающийся им не является. Выясняется степень того или иного поражения, являющего­ся причиной инвалидности или составляющего основную проблему че­ловека (основной дефект), наличие сопутствующих заболеваний и вто­ричных отклонений, медицинских противопоказаний и ограничений на двигательную активность. Далее с помощью методов врачебно-педагогического тестирования определяется состояние сохранных функций, уровень физического развития и физической подготовленности, осо­бенности основных функциональных систем.

Очень важным вопросом является выявление характерных особенно­стей личности, ее общей направленности, свойств темперамента и др.

Следующим шагом процесса управления педагогической деятель­ностью должен быть шаг описания конечного состояния управляемой системы. Этот шаг отображен блоком цели управления.

В наиболее общем виде цели управления можно сформулировать как формирование ценностей физической культуры личности занима­ющегося, его личностное развитие, социализацию и интеграцию в об­щество, т.е. приобщение к образу жизни, характерному для современ­ных социально-экономических условий.

Определение цели управления должно осуществляться с обязатель­ным активным участием самих занимающихся и (или) их родителей, близких с учетом их представлений о терминальных (конечных) цен­ностях жизни, возможностей профессиональной деятельности, куль­турного развития, семейно-бытовых особенностей и других факторов.

Управляющая система (педагог) на схеме включает в себя три блока — моделирования, педагогических задач и управляющих воз­действий.

 



Блок моделирования предполагает процедуры прогнозирования и планирования динамики индивидуальных показателей, позволяющих решить поставленные цели управления.

Конкретизация цели управления и планирования проводится в бло­ке педагогических задач, которые должны ставиться педагогом на ос­нове анализа и учета текущего состояния лиц с отклонениями в состо­янии здоровья и инвалидов и данных прогноза.

Педагогические задачи должны быть направлены на коррекцию лич­ностного развития всех лиц независимо от характера и степени конк­ретного заболевания; коррекцию сенсорных систем; коррекцию движе­ний и вегативных функций; развитие и совершенствования физических качеств и способностей; коррекцию и развитие координационных спо­собностей; профилактику и коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; освоение жизненно и профессионально важ­ных качеств; коррекцию физического развития и др.

В блоке управляющих воздействий сосредоточены средства, мето­ды, методические приемы обучения, развития и совершенствования человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

При реализации управляющих воздействий вначале необходимо оп­ределить потребности занимающегося, которые будут удовлетворяться в первую очередь, и, в соответствии с этим, выбрать приоритетный вид (компонент) адаптивной физической культуры (адаптивное физичес­кое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, креативные (художественно-музы­кальные) и экстремальные виды двигательной активности.

Исходя из выбранных приоритетов определяются средства, мето­ды, методические приемы обучения, развития, воспитания, коррек­ции, профилактики и т.п.; формы организации занятий; величины ин­дивидуальных психофизических нагрузок — направленность, продолжи­тельность, интенсивность, интервалы отдыха и т.п.

В итоге должна быть составлена программа управляющих воздей­ствий на занимающихся, которая и будет реализовываться в учебно-тренировочном, воспитательном и соревновательном процессах.

Технология воздействия на объект управления предусматривает во­влечение занимающегося в активную сознательную деятельность по са­мосовершенствованию и должна строиться только на основе субъект-субъектных отношений между педагогом и человеком, вовлеченным в занятия адаптивной физической культурой. Другими словами, послед­ний должен быть активным соучастником педагогического процесса.

Сложность объекта управления в адаптивной физической культуре, отягощенного различными отклонениями в состоянии здоровья, вы­двигает на одно из центральных мест блок контроля и коррекции уп­равляющих воздействий.

Контроль за правильностью выполнения двигательных действий, не приводящего к ошибкам; наблюдения за внешними признаками утом­ления (цвет кожи, потливость, частота дыхания и др.) занимающихся; технические средства, позволяющие получить объективную информа­цию о биомеханических, физиологических и других характеристиках

деятельности учащегося, играют очень важную роль в выборе необхо­димых коррекций и реализации процесса управления.

Информация, получаемая в процессе контроля, служит основой для внесения коррекций в блок цели управления и во все блоки управ­ляющей системы: блок моделирования, блок педагогических задач и блок управляющих воздействий (см. рис. 1).

В случае если все процедуры управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре выполнены правиль­но, то в качестве результата управления можно ожидать улучшение качества жизни, поступательное личностное развитие занимающихся, улучшение отношения к ценностям физической культуры, «вплетение» их в аксиологическую концепцию своей жизни. При этом ожидается улуч­шение состояния здоровья, показателей функционального состояния, физического развития и физической подготовленности занимающихся.

 

Контрольные вопросы и задания

1.В каких документах изложены требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре?

2.Раскройте требования к наиболее важным знаниям специалиста по адаптивной физической культуре.

3.Расскажите о должностных обязанностях тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре.

4.Дайте характеристику должностных обязанностей инструктора-методиста по адаптивной физической культуре.

5.В чем сходства и различия должностных обязанностей тренера-преподавателя и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре?

6.Раскройте особенности управления процессом педагогической дея­тельности в адаптивной физической культуре с позиции кибернетики.

 

6.2. Требования к личности специалиста

по адаптивной физической культуре

 

Требования к профессиональной подготовленности и личности спе­циалиста всегда обусловлены спецификой профессиональной деятель­ности. Ниже представлены некоторые психолого-педагогические разли­чия в деятельности профессионала в области физической культуры (ФК) и адаптивной физической культуры (АФК).

1. Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леон­тьев, 1975), а предметом же деятельности специалиста в области АФК — человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и пси­хическими возможностями.


2. Профессиональная деятельность в сфере АФК в большей степени связана с оказанием помощи данной категории людей в формировании положительной самооценки на основе создания для них ситуации успе­ха в двигательной деятельности.

3. В структуре деятельности педагога АФК особую роль приобретает коммуникативный компонент: преимущество речевого (вербального) общения над невербальным при взаимодействии с людьми с деприва-цией зрения, необходимость владения языком жестов при работе с людьми с депривацией слуха и т.д., а также гностический (познаватель­ный) компонент в связи с обязательным контролем изменений в со­стоянии здоровья занимающихся.

4. Для деятельности специалиста АФК характерна более высокая степень психической напряженности по сравнению с деятельностью профессионала ФК.

5. Подбор и использование педагогом АФК подготовительных и под­водящих упражнений в процессе обучения технике двигательных дей­ствий, приемов физической помощи и страховки с учетом реальных возможностей участников группы в зависимости от степени выражен­ности дефекта (физического, сенсорного, психического) является бо­лее сложной, чем в ФК, задачей.

6. Профессионал АФК имеет больше шансов для реализации инди­видуального подхода в связи, как правило, с небольшим количествен­ным составом группы.

7. Необходимо преобладание личностного критерия оценки («сегод­ня лучше, чем вчера») над нормативным и сравнительным в деятель­ности педагога АФК по сравнению с деятельностью педагога ФК.

8. Поощрение усилий и стараний людей с ограниченными физичес­кими и психическими возможностями не в меньшей, а даже в большей мере, чем их реальных успехов, обусловлено тем, что положительной динамики в течение долгого времени может и не быть.

9. Отношения в системе «педагог — врач» более важны для АФК, при этом медицинские знания являются профессионально важными для специалиста в данной области.

Вышеназванные психолого-педагогические особенности деятельно­сти специалиста АФК носят общий характер. Вместе с этим, каждый вид АФК — адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адап­тивная физическая рекреация, физическая реабилитация, креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики и экстремальные виды двигательной активности — предъявляет особен­ные требования к деятельности профессионала.

Например, тренеру важно помочь спортсменам-инвалидам в фор­мировании идентификации с ролью спортсмена, т.е. помочь принять социальную роль спортсмена. Отношение к себе как к спортсмену оз­начает отношение к себе как к уверенному, сильному, несущему от­ветственность за свои успехи и неудачи и т.п., способствует ряду поло­жительных перестроек в личности инвалида (АД. Черемных, 1998). К одной из особенностей его деятельности также относится прерывис­тый характер занятий спортом людьми с ограниченными возможностями


в связи с необходимостью продолжения лечения, выполнения профилактических мероприятий, протезирования и т.д.

Общие и особенные психолого-педагогические черты деятельности специалиста АФК определяют систему профессионально важных зна­ний и умений, т.е. профессиональную подготовленность. Первые попытки описания модели специалиста по АФК предприняты Т.В. Федоровой (1998), однако на сегодняшний день эта проблема находится в стадии решения.

Профессионально важные качества личности — это специфические способности профессионала, устойчивые характеристики специалиста, отвечающие его основной деятельности.

Говоря о личности педагога, в том числе и в сфере АФК, необходи­мо отметить, что «учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог... — это личность, определенный склад характера, осо­бая порода — каждый в своем стиле. Каждый педагог должен опреде­лить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые свои сторо­ны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности, как учителя и воспитателя»1.

Общими профессионально важными качествами личности (незави­симо от специфики труда) являются добросовестность и эмоциональ­ная стабильность, обеспечивающие успешность деятельности по лю­бым критериям (Salgado, 1997), а также интегральное качество психо­логическая устойчивость (hardiness) (S. Kobassa, 1979, 1982).

Добросовестность как проявление целеустремленности, обязатель­ности и настойчивости считается надежным прогностическим призна­ком профессионализма (Barrick& Mount, 1991).

Эмоциональная стабильность как уравновешенность, склонность к спокойствию, самоконтролю связана с продуктивностью и удовлет­воренностью работой. Чем выше уровень стабильности, тем лучше про­дуктивность и выше удовлетворенность. Профессионалы с низким уров­нем стабильности (т.е. высоким уровнем нестабильности или нейротизма), как правило, испытывают значительно меньшую удовлетворен­ность объемом работы, отношениями с коллегами и зарплатой, а так­же переживают гораздо более сильный эмоциональный стресс (Organ, 1975; А. Фернхейм, 2001).

Повышенная нестабильность и неоптимальный мотивационный комплекс педагога взаимосвязаны между собой.

Эмоциональная нестабильность может обусловить снижение удов­летворенности профессией в целом ряде случаев. И наоборот, чем бо­лее деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порица­ния, желанием «не попасть впросак» в связи с низкой удовлетворенно­стью (неудачи, внутриличностный конфликт и т.п.), тем выше уровень эмоциональной нестабильности (А.А. Реан, 1990).

1 В.Н. Сорока-Росинский; цит. по кн.: Елканова СБ. Основы профессио­нального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989. — С. 150—154.


Профессиональная деятельность, в том числе и специалиста АФК, сопряжена с профессиональными стрессами. Высокий уровень психо­логической устойчивости определяет интегративное личностное каче­ство «харди» (hardiness), т.е. смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий, обладающий силой противостояния. Данное качество, вклю­чающее три компонента: принятие на себя безусловных обязательств (commitment), контроль (control) и вызов (challenge), помогает чело­веку успешно разрешать стрессовые ситуации и сохранять при этом здо­ровье (рис. 2).

Контроль как способность противостоять неудачам связан с интер-нальным локус-контролем, т.е. любая трудная ситуация контролируе­ма, а не является ударом судьбы, следовательно, ее можно в чем-то преобразовать в свою пользу. Третий компонент — вызов — предусмат­ривает отношение к любому сложному и неблагоприятному событию в профессиональной и жизненной карьере как к стимулу для развития собственных возможностей, как возможность проявить себя.

Независимо от специфики педагогической деятельности (значит, и в сфере АФК) влияние характера на состояние профессионала возрас­тает при увеличении сложности деятельности: а) на начальном этапе урока (занятия); б) у молодых специалистов по сравнению с более стар­шими и опытными; в) в ситуации конфликта (А.О. Прохоров, Т.Н. Ва­сильева, 2001).

Основными чертами характера, обеспечивающими возникновение и поддержание благоприятных состояний педагога (эмоциональный подъем, увлеченность и др.), являются: дисциплинированность, доб­росовестность, аккуратность, организованность, активность, ответ­ственность, исполнительность. К чертам характера, позволяющим пе­дагогу оптимально чувствовать себя в ситуации конфликта, относятся: толерантность, нежность, заботливость, внимательность, доброта, при­вязанность, ласковость и др.

Профессионально личностные качества специалиста АФК рас­сматривались, прежде всего, в рамках мотивации будущих професси­оналов.

 


Основными мотивами, стимулирующими профессиональное са­моопределение студентов по данной специальности, являются моти­вы личностного престижа, профессионализма, прагматические и по­знавательные мотивы. Высокая выраженность данных групп мотивов (за исключением прагматических) способствует формированию у боль­шинства студентов на первом курсе общей смысловой установки на работу с людьми с ограниченными физическими и психическими воз­можностями. Прагматические мотивы (желание родителей, уклоне­ние от службы в армии и др.) оказывают негативное влияние на ус­пешность обучения студентов, что обуславливает необходимость фор­мирования адекватной профессиональной мотивации (Т.В. Федорова, 1999).

Можно говорить о некоторых профессионально важных качествах личности специалиста АФК.

Личностные качества, необходимые для работы с детьми-инвали­дами, изучались путем опроса 26 студентов 2 курса специализации АФК СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, имеющих небольшой опыт педагогичес­кой практики («студенты»), и 10 сотрудников Детского благотворитель­ного фонда Р. Макдональдс, имеющих опыт работы в проведении заня­тий рекреационного характера («сотрудники»), которые ранжировали десять личностных качеств с точки зрения их важности для собствен­ной профессиональной деятельности (см. таблицу). При этом перечень качеств можно было увеличить или уменьшить, заменить одну черту на другую. Так, «сотрудники» заменили «сочувствие» на «уважение», по­считав это более подходящим определением отношения к «особенным» детям.

В группу наиболее значимых качеств личности вошли терпение, доб­рожелательность и сочувствие / уважение. При этом терпение более важ­ное качество, по мнению «студентов», а доброжелательность — по мне­нию «сотрудников» (1 ранг).

Профессионально важные качества личности специалиста АФК

 

 

Степень значимости Качества личности
«Студенты» «Сотрудники»
Наиболее важные качества(1-3 ранги) · терпение · доброжелательность · сочувствие · доброжелательность · терпение · уважение
Важные качества (4-7 ранги) · эмпатия · уверенность · гибкость · требовательность к себе и другим · гибкреть · уверенность · требовательность к себе и другим · тактичность
Наименее важные качества(8-10 ранги) · общительность • тактичность · стремление · к самосовершенствованию · стремление · к самосовершенствованию · эмпатия · общительность

 


Эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние дру­гого посредством сопереживания вошла в группу важных личность ка­честв у «студентов», а «сотрудники» считают ее наименее значимым (9 ранг). По-видимому, это обусловлено спецификой их деятельности, прежде всего, непостоянством детского контингента.

Тактичность, гибкость как способность действовать в зависимости от ситуации, стремление к самосовершенствованию более важны для «сотрудников», чем для «студентов», хотя в целом они составили груп­пу важных качеств.

Общительность, по мнению и «студентов», и «сотрудников», яв­ляется наименее важной чертой характера.

Уверенность, связанная с положительной самооценкой, в иерар­хии профессиональных личностных особенностей относится к группе важных качеств (5 ранг), что, скорее всего, связано с недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовленности участников ис­следования.

Таким образом, личность профессионала оказывает определенное влияние на его деятельность. Вместе с этим, существует и обратное влияние. Положительное влияние деятельности на личность связывают с формированием индивидуального стиля деятельности, а негативное — с профессиональной дезадаптацией, а конкретно — с профессиональ­ной деформацией (P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская, 1994) и развити­ем синдрома «психического выгорания» (burnout) (Н.Е. Водопьянова, 2001; Г. Крайг, 2001).

Особого внимания заслуживает синдром «психического выгорания», что обусловлено спецификой деятельности специалиста АФК.

Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» («сгорание») понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализа­ции и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение — это главная составляющая, которая проявляется как в сниженном эмоци­ональном фоне, равнодушии к людям (эмоциональная адаптация), так и в эмоциональной несдержанности (эмоциональное пресыщение). Де­персонализация проявляется в изменении отношений с другими людь­ми (зависимость или, наоборот, неприемлемые установки в работе с людьми, стремление унизить и т.п.). Редукция личных достижений свя­зана с негативным оцениванием собственных результатов, себя как про­фессионала либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, т.е. со снижением самооценки (Н.Е. Водопьяно­ва, 2001).

Опасность возникновения данного синдрома у профессионала в сфере АФК достаточно высока, что требует специальных исследований в отношении его развития и путей профилактики и коррекции.


Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику таким качествам личности, как добросове­стность и эмоциональная стабильность.

2. Как вы понимаете интегративное личностное качество «харди»?

3. Какие черты характера важны для педагога по адаптивной физи­ческой культуре?

4. Раскройте различие в ранжировании профессионально важных личностных качеств специалиста АФК «студентами» и «сотрудниками».

5. Что такое синдром «психического выгорания»?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.