Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятники 2 страница






 

Изысканность облика и наличие мотивов владпмиро-суздальского зодчества неоспоримо свиде-

тельспнют об этом. Собор интересен сочетанием псковских архитектурно-композици­онных и декоративных приемов с московскими. Так, восьмигран­ный постамент под центральной главой, обработанной кокошниками, напоминает аналогичную часть псковского Троицкого собора середины XIV века. Но этот архлтектурно-конструктивный прием, оформления верха здания в виде двухъярусной пирамиды кокошников, имеет общее с ранне-московским зодчеством. Завершающий главы фриз с характерным «поребриком» имеет орнаментальные мотивы псковских памятников. Четыре квадратных в плане внутренних столба близки и псковским, и раннемосковским. Московские (а также и владимирские) черты сказались как в завершающем трехглавии (пятиглавие появилось лишь в XVI веке, в связи с постройкой приделов при Иване Грозном, что в корне изменило весь идейно-художественный замысел собора), так и в колончатом фризе (боковые приделы с галлереями относятся к XVI веку) и внутренних хорах. Применение высокого подклета в Благовещенском соборе было продиктовано расположением жилых помещений дворца во втором этаже, откуда в собор вел переход. Из своего дворца великий князь мог прямо пройти в дворцовую церковь. Устройство высокого подклета стало вскоре одним из излюбленных приемов московского зодчества.

Отмеченная еще Ф. Ф. Горностаевым оригинальная обработка глав быстро сделалась типично московским декоративным приемом (арочки, поочередно опирающиеся то на колонки, расположенные по бокам окон, то на кронштейны). Этот мотив был заимствован из крыльца Успенского собора. Разработка этого приема в позднейших постройках, как, например, в церкви Вознесения в Коломенском, привела к необычайно Эффектным решениям. Чисто русское свободное обращение с архитектурными формами, не связанными строгими законами симметрии, дает о себе знать и в других деталях Благовещенского собора. Так, восточные главы теснее, чем западные, приставлены к центральной главе. С пристройкой приделов XVI веке собор немало утратил от былой стройности и изящества Cилуэта, хотя выиграл в отношении живописности.

 

Ризположенская церковь возведена в 1484—1486 гг. как и собор Благовещенский строили псковские и московские мастера. Согласно летописи, церковь ризоположения строили те псковичи, которые отказались продолжать постройку развалившегося Успенского собора, возведенного Кривцовым и Мышкиным. Церковь — неболь­ших размеров, на подклете, одноглавая. В плане она представляет собой типичный для раннемосковской культовой архитектуры квадрат с тремя апсидами с вос­тока и четырьмя несущими своды перекрытия квадратными пилонами внутри. Это традиционный, поставленный на высокий подклет куб с кровлей по зако­марам. К южному входу храма с площади ведет высокое крыльцо, а с северной и западной сторон примыкают паперти, над которыми во второй половине XVII в. надстроили галереи. Подклет и стены церкви сложены из кирпича и лишь некоторые ее детали выполнены из белого камня. Снаружи стены расчленены лопатками на три не равные прясла среднее из них вдвое шире боковых. Как и в Благовещенском стен завершающиеся килеобразными закомарами, причём средняя закомара значительно выше. Такая композиция завершения здания создаёт впечатление торжественной приподнятости и устремлённости в высь. Верх главы храма украшен фризом из полукружий, треуголных впадин (бегунца) и поребрик. С южной стороны церкви сохранился белокаменный перспективный портал входа, подобный порталам Благовещенского собора, церкви Рождества Богородицы в кремле и Успенского собора в Звенигороде на «городке», килевидные архивольты которого опираются на ряд колонок, перехваченных «дыньками». Колонки портала увенчаны сноповидными капителями со жгутовой перевязью. С трех сторон, под окнами, церковь опоясана фризом из терракотовых баля­син. Как бы утопленные в толщу степы, балясины фриза стоят на слегка выступаю­щей «полочке», ниже которой тянется полоса покрытых орнаментом терракото­вых плиток. По псковски пониженные апсиды храма опоясаны той же террако­товой полосой и украшены килевидной аркатурой, опирающейся на тонкие полу­колонки со сноповидными капителями. Интерьер Ризположенской церкви как в плане, так и по высоте выдержан в пропорциях кратных отношений (1: 2: 4), где модулем является сторона углового квадрата плана.

3а долгий период своего существования храм претерпевал немало изменений. Во второй половине XVII в. сделана четырехскатная крыша. После троицкого пожара 1737 г. церковь возобновлял архитектор И. Мичурин, перекрывший ее поверх существующих в ней сводов предохранительным сомкнутым сводом тол­щиной в один кирпич. Видимо, тогда же глава храма получила луковицеобраз­ную форму, зарисованную архитектором Кваренги. Надо полагать, что глава вазообразной формы появилась в начале XIX в.

церковь Ризноложеняя (1484-1485). Прототипом д.новой постройки явился тот же собор Андроникова монастыря. Можно думать, что москвичи зорко следили за преемственностью архитектурных форм, не допуская значительных отклонений от установившихся московских традиций.

 

Ком­позиционное построение Ризположенской церкви здесь впервые было осуществлено контрастное расчленение объема здания. Угловые деления храма значительно ниже централь­ных. Последние, кроме того, выделены декоративной аркатурной вставкой и килевидными закомарами. Небольшие окна южного фасада, обрамленные строгими и простыми наличниками, размещены, согласно древней традиции, непосредствен­но над терракотовым поясом, родственным поясу Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря, работы тех же мастеров. Убранство апсиды в виде тяг применялось в зодчестве Любопытен прием внутри откосов угловых окон одним общим арочным проемом.

Практическая целесообразность в расположении архитектурной декорации, нашедшая впервые столь значительное место в Ризположенской церкви (украшены лишь южный фасад и апсида), постепенно завоевывает при­знание и скоро становится характерной чертой русского зодчества. Высокий подклет храма выгодно подчеркивает формы этого небольшого, но изящного одноглавого здания.

(1635—1636 гг.) возводится в Кремле трех­этажный каменный Теремной дворец Мастера каменных дел, используя железные связи для частичного восприятия рас­пора, уменьшили толщину стен. Они улучшили вентиляцию и отопление поме­щений, усовершенствовали оконные ра­мы и увеличили размеры проемов. Структура Теремного дворца сохра­няет черты хоромных построек. Первый этаж располагался на плоской кровле террасе по обычаю хозяйственного назначения. На второй — главный этаж, где находи­лись царские покои, вела с террасы «золотая» лестница. Третий этаж дворца состоял из большого помещения — те­рема древнерусского «чердака», который стоял, в свою очередь, на плоской кровле — гульбище. Все три этажа Те­ремного дворца соединяла внутренняя лестница. Была предусмотрена связь и с парадными палатами: Грановитой, Золо­той, Набережной. Основной жилой этаж включал ряд палат, расположенных друг за другом. Хором-«государевой статьи» помещений-«стаей» приобретает официальный характер анфилады, замы­кающейся опочивальней монарха. Придворные ожидали царя в первой палате — приемной; за ней следовала «комната», гостиная и кабинета. В третьей палате стоял царский трон, а в четвертой находилось государево ложе. К опочивальне примыкала малень­кая домовая молельня. Ступенчато-ярусное построение объ­емов, пространственное обособление отдельных частей, живописность крылец и силуэта с высокой крышей терема и островерхими завершениями рундуков сохраняли принципы деревянного хором­ного зодчества. Показателен для худо­жественного мировоззрения XVII в. и иллюстрации освоения русскими мас­терами европейских архитек­турных приемов главный фасад Терем­ного дворца. Его плоскость равномер­но расчленена лопатками и завершена карнизом с изразцовым фризом. Лопатки классических форм и оконные наличники образуют метрический строи ордерной системы, но в нем ощущается преемственность с народным зодчеством, окна второго этажа сгруппированы по три, что отвечает планировки помещения среднее из трех окно, как в избах с вентральным красным оконцем, имеет нарядный наличник. Особенно харак­терно для функционального мышления Русских зодчих наиболее богатое об­рамление, с выносными колонками нa консолях, среднего окна палаты, где восседал на троне земной владыка.

Так, московский Теремной дво­рец, построенный в 1635—1636 гг. Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым, был только жилой частью Кремлевского дворца, связанной с офи­циальной частью (Грановитая, Золотая и Набережная палаты) с помощью открытой Боярской площадки, находящейся на уровне их главных вторых этажей. Сам Теремной дворец, надстроенный над двухэтажным зданием конца XVI в., связан с Боярской площадкой открытой лестницей с узорной золоченой решеткой наверху. За ней нахо­дилась вторая терраса, ведущая на восток в дворцовую церковь Спаса за золотой решеткой, на запад вдоль южного фасада в подклет дворца, а по переднему «золотому» крыльцу — во второй жилой этаж. Внутрен­няя лестница вела оттуда на террасу, ок­ружающую верхний этаж — большую ком­нату, покрытую сомкнутым сводом с рас­палубками. Живописность силуэта здания и его крылец с нарядной обработкой фасадов с пилястрами в каждом простенке, резными белокаменными наличниками окон с висячими гирьками и изразцами в ши­ринках парапетов террас.

декоративному началу в светском строи­тельстве, прослеживается в решении Теремного дворца в Московском Кремле Он был достроен в 1635-1636 гг. Б.Огурцовым, Т.Шарутиным и Л.Ушаковым под «смотрением государева мастера Антипы Константинова» на высоком белокамен­ном подклете и первых двух этажах. Как фрагмент дворцового комплекса, он соединен переходами с ранее построенными приемными палатами - Грановитой и представляет собой личные апартаменты царя. Они связаны высокой на­ружной лестницей с Боярской площадкой Кремля и представляют собой анфиладу из равновеликих архитектурно-конструктивных ячеек, перекрытых сомкнутыми сводами с люкарнами. Объемно-планировочная структура здания близка к «клетской» схеме деревянных жилых домов. Конструкции кирпичных сводов с распалубками, пере­крывающие каждые из четырех ячеек принадлежат рубежу XV-XVI вв., но высокое чердачное пространство с островерхими рундуками принадлежит по силуэту историческо­му деревянному зодчеству. XVII веку всецело принадлежат декор интерьеров и фасадов дворца. Стены палат покрывает сплошной ковер росписей фантастическими цветами. На сводах его границами служат ребра пересечений лотков и распалубок. Фасады рас­членены метричным шагом окон палат (по три на каждое помещение) и белокаменны­ми пилястрами псевдоордерных очертаний. Чрезвычайно характерно для XVII в. компилятивное решение наличников окон: их треугольные разорванные фронтоны и псев­доордерные пилястры принадлежат европейскому барокко, а резьба по полю пилястр и «антаблемента», наряду с устройством «гирьки» в середине его пролета, народной резь­бе по дереву. Народному тяготению к многоцветности отвечает не только основной цве­товой контраст композиции (белокаменные детали на красной стене), но и многоцвет­ные изразцовые вставки, идущие вдоль всего карниза дворца. Зодчество середины XVII века полностью порывает со строгостью архитектурных форм предшествующего столетия: симметрии - противостоит асимметрия, тектоничности-атектоничность, крайне умеренному применению декоративных элементов их изоби­лие. Наиболее наглядно эти особенности зодчества XVII в. можно просдедить на примерах композиции трех московских бесстолпных храмов - Троицы в Никитниках (1628-1653 гг.), Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652 гг.) и Успения на Гончарах (1654 г.).

 

Так, московский Теремной дво­рец, построенный в 1635—1636 гг. Б. Огур-цовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым, был только жилой частью Кремлевского дворца, связанной с офи­циальной частью (Грановитая, Золотая и Набережная палаты) с помощью открытой Боярской площадки, находящейся на уровне их главных вторых этажей. Сам Теремной дворец, надстроенный над двухэтажным зданием конца XVI в., связан с Боярской площадкой открытой лестницей с узорной золоченой решеткой наверху. За ней нахо­дилась вторая терраса, ведущая на восток в дворцовую церковь Спаса за золотой решеткой, на запад вдоль южного фасада в подклет дворца, а по переднему «золотому» крыльцу — во второй жилой этаж. Внутрен­няя лестница вела оттуда на террасу, ок­ружающую верхний этаж — большую ком­нату, покрытую сомкнутым сводом с рас­палубками. Живописность силуэта здания и его крылец с нарядной обработкой фасадов с пилястрами в каждом простенке, резными белокаменными наличниками окон с висячими гирьками и изразцами в ши­ринках парапетов террас. Подобные налич­ники и размещение полуколонок имеет и кремлевский Потешный дворец — дом боярина И. Милославского начала 1650-х гг., расширенный в 1668 г. для при­дворного театра, находившегося близ до­мовой церкви.

В жанре светских «палатных» построек XVII в. наиболее известен Теремной дворец в Московском Кремле (1635-1636). Его строили для первого царя но­вой династии Романовых — Михаила Федоровича (1613—1645) В Теремном дворце нет главного фасада, он, как ларец-поставец или драгоценный сундучок одинаково причудлив со всех сторон. Каждая стена — это ширма, простенок подобно картине в резной раме. Здание возводили русские зодчие Важен Огур­цов. Трофим Шарутин, Ларион Ушаков «под смотрением государева мастера» Антипы Константинова. Мастера пользовались не архитектоническим, а ком­пилятивным методом, произвольно сочетая разнородные мотивы, многие из которых почерпнуты из неархитектурных источников. Ярусная композиция здания с высокой кровлей верхнего «теремка» воспро­изводит традиционные деревянные хоромы. Сам «теремок», или чердак, распо­лагается на плоской террасе, образующей обходную галерею — гульбище. На второй, главный этаж, где находились царские покои, вела «Золотая лестница». Резные белокаменные детали дворца и порталы «с гирьками» сочетаются с за­падноевропейскими ордерными элементами, аттические базы дополняются орнаментом «плетенки», ширинки (квадратные ниши) — глазурованными полихромными изразцами. Резьба усиливалась яркой раскраской. Кровля двор­ца ранее была вызолочена и украшена прорезным золоченым гребнем — фле-роном с «репьями».Примечательно описание нового архитектурного стиля Москвы из путевых записок 1656 г. архидиакона Павла Алегшского: «Что касается их палат, нахо­дящихся в этом городе, то большая часть их новая, из камня и кирпича, и пост­роена по образцу немецких франков, у которых научились теперь строить мос­ковиты... Множество окон и колонн с резьбой... обильная раскраска разноцвет­ными красками снаружи и внутри, напоминающая мозаику».7

 

В 1635—1636 гг. Михаил Федорович построил в Кремле для своих детей каменный Теремной дворец. Крем­левский Теремной дворец протянулся от Грановитой палаты до церкви Рождества Богородицы. Подклеты с открытыми галереями, возведенные в 1499—1508 гг. архитектором Алевизом Фрязиным и частично во второй половине XVI в. Строили дворец каменных дел подмастерья: Бажен Огурцов, Антип Кон­стантинов, Трефил Шарутин и Ларя Ушаков. Жилые хоромы дворца, поставленные с отступом от наружных стен Мастер­ских палат, образуют вокруг открытую террасу (или гульбище), наиболее широкая часть которой — между дворцом и Верхоспасским собором — называлась Перед­ним каменным двором. Верхний, или «чердачный», ярус дворца также окружен открытой площадкой. Дворец имел ступенчатый силуэт, где верхние этажи как бы вырастают из нижележащих, сообщая всему зданию харак­терную для русского зодчества того времени ярусность. Теремной дворец, где этажи возведены с отступом от наружных стен на сводах нижележащих этажей, сближается с деревянными хоромами, а расположение жилых помещений дворца в виде поставленных рядом клетей, каждое в три окна, убедительно говорит о влиянии деревянного жилого строительства на развитие каменного. С южной стороны Теремного дворца, на уровне алевизовского подклета, к восточной его части примыкала простиравшаяся до Грановитой палаты площадка — Постельное крыльцо, или Боярская площадка. Со двора, среди которого стоял храм Спаса на Бору, на Боярскую площадку вела широкая По­стельная лестница- т. е. жилых хором.

Почти с середины Боярской площадки, под прямым углом к Постельной лест­нице, шла Золотая лестница; по ней поднимались этажом выше к жилым хоро­мам, выходившим восточным фасадом на Передний каменный двор. Подклеты Теремного дворца были заняты хозяйственными поме­щениями. Второй ярус подклета, на уровне с Малой Золотой палатой, под жилыми хоромами, занимали Мастерские палаты, где изготовлялись и хранились наряды, белье и одежда для царя и царской семьи. Для входа в помещения Мастерских палат служила окружавшая его терраса, устроенная на уступе подклетного этажа, возведенного Алевизом Фрязиным. В третьем этаже дворца, находились служебные помещения, временные покои царицы, детей и помощников царя. Постоянные покои царицы и царских детей стояли вне Теремного дворца, в деревянных хоромах. В четвертом этаже Теремного дворца жил царь. Вход с Переднего Каменного двора, или Верхоспасской площадки, по лестнице с гранеными пилонами, подвесными гирьками и ползучими арками. Площадки, или «рундуки», перекрыты шатрами. Крыльцо украшено позолотой и рос­писью. В его архитектурных формах объединились приемы композиции деревянных и каменных крылец, главной части архитектуры древнерусского жилища. Переднее золотое крыльцо памятник архитектуры середины XVII в., в 1838—1848 гг. вошло во внутренние помещения Большого Кремлевского дворца; оказавшись перерезанным перекры­тием, несколько утратило художественную выразительность. Небольшие, почти одинаковых размеров, с окнами на юг, жилые горницы дворца, каждая в три окна, перекрыты пологими сомкнутыми сводами с распалубками. Окантовка распалубок лепными гуртами сделана в середине XIX в. Первое помещение царских покоев от входа назывались Проходными сенями, за ними следовала Передняя, или Крестовая палата, а затем Престольная комната с царским местом в ней. В Проходных сенях (Передней) собирались бояре, ожидав­шие царя. В Крестовой палате происходили совещания, пли " сиденье царя с бояры», иногда в ней принимали и иностранных послов. В Престольной царь выслушивал доклады бояр и чинил суд. Чет­вертой комнатой была опочивальня, а при ней не­большая молельня. Вдоль палат с северной стороны расположены подсобные помещения. Пятый этаж, или «чердак», именовавшийся так­же «Теремком златоверхим», окружен открытой тер­расой, или Верхним каменным двором. Теремок пос­троен Михаилом Федоровичем в 1637 г. для царевичей Алексея и Ивана. К западной торцовой стороне Те­ремка примыкает круглая «смотрильная» башенка с окнами из разноцветных стекол. На противополож­ной восточной стороне Теремка высится шатер, пере­крывающий устроенную здесь в лестницу, ведущую с четвертого яруса на Верхний каменный двор к Теремку. Теремок вмещает обширный зал, в котором играли царевичи, а иногда в нем заседала и Боярская дума. Высокая крыша Теремка была расписана «сусальным золотом, серебром и разными красками». Полагают, что кровля была позолочена, так как в начале XVIII в. верхний этаж Теремного дворца называли Золотым теремком, отчего и самый дворец назван Теремным. Ярусная композиция Теремного дворца, асимметрия плана и фасадов, красивые наруж­ные крыльца и лестницы — все это создавало образ живописного и радостного сооружения. Праздничная нарядность дворца усилена богатой обработкой фа­садов: белокаменными резными наличниками оконных проемов, многоцветными изразцами, вставленными в карнизы, парапеты «гульбищ» и лестниц. Строители Теремного дворца, будучи знакомы с архитектурными формами Запада, ввели в обработку фасадов пилястры. Они разместили их во всех про­стенках между окнами. Над окнами двух верхних этажей сделаны чередующиеся треугольные и «разор­ванные» фронтоны. Здание завершено карнизом пол­ного профиля. Эти детали гармонично увязаны с типичной русской композицией здании. Широко использован мотив двойной арки с подвесной гирькой. Он встречается в пролетах Перед­него Золотого крыльца, в обработке оконных проемов дворца, на рундуках лест­ниц и т. д. Оригинальной белокаменной резьбой выделяется восточный фасад Теремка, со стороны главного входа в него. Резной декор был ярко рас­крашен, сверкал и радовал глаз. Внутреннее убранство палат Теремного дворца было выполнено вновь при реставрации в 30—40-х годах XIX в. Узорчатые оконницы с разноцветной слюдой заменены дубовыми рамами с цветными стеклами; покры­тые резьбой подоконники, полихромные изразцовые печи сделаны по образцам XVII в. Полы во дворце были выложены вначале дубовым кирпичом и шашками, поверх которых стелился войлок, а по нему зеленое или красное сукно. Вдоль стен стояли лавки-скамьи, покрытые тюфячками, а сверху суконными полавочниками с яркими каймами. С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых церквей, церковь Екатерины, Верхоспасский собор, церкви Распятия и Воскресения Словущего. Первой из них в 1627 г. возведена церковь Екатерины на месте сгоревшей деревянной. Она своими апсидами выходит к Ризположенскому собору. Обходная галерея ее устроена с севера и запада, а с юга к ней примыкает лестница, веду­щая мимо Малой Золотой палаты в терема. Церковь Екатерины строил зодчий Джон Талер, и она принадлежала к хоромам цариц и царевен. Застроенная со всех сторон еще в XVII в., она не выделяется из общего объема теремных церквей. В 1635 г., одновременно с постройкой теремов, возвели храм Спаса Нерукотворного (Верхоспасский собор) с приделом Иоанна Белгородского (Иоанна Предтечи). Строили собор каменных дел мастера, возводившие Теремной дворец, — Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин и Л. Ушаков. В 1663 г. зодчий Никита Шарутин чинил Верхоспасский собор. В 1670 г. на лестнице, ведущей с Боярской площадки на Передний Каменный двор, между Теремным дворцом и собором поставили железную раскрашенную под золото решетку, отчего храм стал «Спас за Золотой решеткой». Это была домовая церковь царей. Строительные работы проводились в теремных церквах в 1680— 1681 гг. Над церковью Екатерины придел во имя Евдокии перестроен и переименован в церковь Воскресения Словущего, а над приделом Верхоспасского собора построена церковь Распятия, из которой был сделан выход на хоры церкви Воскресения и лестница на Верхоспасскую площадку. Над тремя церква­ми— Спасской, Распятской и Воскресенской -в 1681 г. устроили общий карниз и крышу, поставили на ней одиннадцать глав, которые образуют три пятиглавия. Тогда же с восточной стороны Верхоспасского собора на большой и широкой арке, пристроенной к Малой Золотой палате, надстроили закрытую галерею для свершения крестных ходов вокруг собора. Работы по перестройке церквей и замечательный майоликовый фриз, или кар­низ, собора и майоликовые шейки глав в 1681 г. выполнял каменных дел подмастерье Осип Дмитриевич Старцев. Верхоспасский собор. С восточной стороны Верхоспасской площадки находится Верхоспасский собор, по­строенный одновременно с Теремами зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Уша­ковым. Цен­ность в соборе пред­ставляют оклад, царские врата иконостаса, выполненные в XVIII в. С наружного фасада Верхоспасский собор вместе с другими церковками Теремного дворца находится под од­ной медной кровлей, увенчанной 11 главками с позолоченными купо­лами. Барабаны глав и фриз укра­шены поливными многоцветными из­разцами, сделанными мастером Оси­пом Старцевым по рисункам резчика XVII в. старца Ип­полита.

Церковь «Распятия». С Верхоспас­ской площадки Теремного дворца лестница ведет в домовую церковь «Распятия», расположенную над Верхоспасским собором. По­строена в 1681 г. В ней интересны древние иконы — «живопись по тафтам». Они представ­ляют собой аппликации из подобранных цветных шелков. Лица, кисти рук и ступни ног фигур написаны красками. Ико­ны выполнены в конце XVII в. изо­графами Богда­ном Салтаповым, Иваном Безминым и Василием Познанским. Резьба по дереву двери из церкви «Распятия» на хоры церкви «Воскре­сения Словущего».

Церковь «Воскресения Словущего» построена в XVII в. Главный вход в нее находится этажом ниже, в так на­зываемом Чугунном коридоре, с северной стороны Верхоспасской площадки. В этой не­большой церкви примечателен дере­вянный резной позолоченный и расписанный красками иконостас, выполненный в начале XVIII в. Де­коративная обработка хоров также этого времени. Перед иконостасом висит паникадило с ча­сами — дар шведского короля Кар­ла XI царю Алексею Михайловичу.

Церковь Екатерины находится под церковью «Воскресения Словущего» соединена с ней каменной ле­стницей. Ее построил мастер Джон Талер в 1627 г. Она была домо­вой церковью цариц и царевен и соединялась деревянными перехода­ми с их хоромами. Церковь переделана в XIX в. и утратила свой древний вид. На во­сточном фасаде ее при реставрации церкви Ризположения в 1950 г. были открыты древние апсиды XVII в. Об­ходная галерея с западной и южной сторон связывает ее с церковью Риз­положения и Золотой Царицыной па­латой

Золотая Царицына палата отно­сится к XVI в. наиболее сохра­нившаяся древняя часть дворца, где царица принимала поздравления от царя и патриарха. Стены и своды покрыты золотом и на­стенной живописью XVIII—XIX вв. Своеобразный вид Золотой Цари­цыной палате придает мощная арка укрепляющая свод, над которым рас­положен Верхоспасский собор. Восточная стена палаты имеет три древних окош­ка, выходящих в проезд между Гра­новитой палатой и церковью Ризоположения. Асимметрия в расположе­нии окон характерна для граждан­ских построек XVI-XVII вв.

 

В 1681 г. с западной стороны Теремного дворца вместо пятиглавой Богородицкой церкви, построенной над церковью Лазаря в 1514 г. Алевизом Новым, возвели существующую одноглавую церковь, барабан главы которой нарядно обработан сухариками, аркатурой с колонками н кокошниками. В середине XIX в., при постройке Большого Кремлевского дворца, эта церковь была обстроена со всех сторон, (снаружи теперь видна только четырехскатная крыша Богородицкой церкви и ее вызолоченная глава на упомянутом барабане.

К концу XVII в. сильно разросшийся комплекс дворцовых зданий Кремля простирался с востока от Благовещенского собора на запад до Боровицких ворот и от бровки кремлевской горы на север до Троицкого подворья. Он делился протя­женным Теремным дворцом на две части с двумя внутренними дворами.

Первый, почти квадратный в плане, расположенный с южной стороны Терем­ного дворца с церковью Спаса на Бору посередине, был парадным и назывался Передним государевым двором. От Боровицких ворот вход и въезд на него осу­ществлялся через Колымажные ворота; другие ворота передние проезжие, или Красные, соединяли Передний государев двор с Соборной площадью длинным проездом, устроенным еще Алевизом Фрязиным в подклете под сенями Золотой палаты. Системой крытых галерей и переходов, не выходя из царского дворца наружу, можно было пройти в покои патриарха, в Чудов монастырь и в Потешный дворец. Переходами дворец соединялся с Ризположенской церковью, Благовещенским собором и с находившимся рядом с ним Казенным двором.

В конце XVII в. Кремлевский дворец представлял собой сложный, функционально оправданный живописный ансамбль, состоявший из различных по назначению многоярусных каменных и деревянных палат и хором с высокими крышами островерхими шатрами.

В 1485 году началось возведение нового Великокняжеского дворца, продолжавшееся с большими перерывами до 1514 года. Ранее всего была построена парадная часть дворца, от которой до наших дней сохранилась построенная в 1487—1491 годах итальянскими зодчими Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари Грановитая палата. Строительством княжеских хором и внутренней стены, отделявшей их от остальной территории Кремля, занимался Алевиз Фрязин; он же перенёс на новое место парадную часть дворца — с южной стороны на восточную, обращённую к Соборной площади. Несмотря на то, что строительством дворца руководили итальянские зодчие, его архитектура полностью сохранила принципы сооружения древнерусских хором: на едином высоком каменном подклете были возведены отдельные каменные и деревянные объёмы. Со строительством в 1505—1508 годах Алевизом Новым Архангельского собора и Боном Фрязиным колокольни Ивана Великого и возведением между ними здания Казенного двора формирование Соборной площади как главной площади Московского Кремля в основном завершилось.

XVIII в. в 1702 году на выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начинается строительство здания Арсенала (Цейхгауза), продолжавшееся до 1736 г. Ухтомский возвёл галерею, в 1768 г. для строительства нового Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова создана государственная организация — Экспедиция кремлёвского строения. была разобрана южная часть кремлёвской стены вместе с Тайницкой и Первой Безымянной башнями. Баженов ставил цель «обновить вид обветшалого града» в соответствии с эстетикой классицизма, оставив отдельные соборы и строения нарышкинского и петровского барокко. В 1775 году строительство дворца отменено, причиной названа осадка Архангельского собора; способствовали этому решению нелюбовь Екатерины II к Москве. 1776—1787 г. по проекту Матвея Казакова было построено здание Сената, ставшее первым крупным сооружением Кремля в стиле классицизма. В те же годы Казаков построил на Ивановской площади Архиерейский дом и готический портик Чудова монастыря. В 1797 г. Казаков составил план реконструкции Кремля, что вызвано коронацией Павла I, план утвердил представление о Кремле как о едином архитектурном ансамбле.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.