Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество возможных сравнений, вероятность ошибки 1 типа и уровни значимости для наиболее часто встречающегося в литературе количества сравниваемых групп






Количество сравниваемых групп        
Количество попарных сравнений        
Вероятность случайного выявления статистически значимых различий (ошибка 1 типа) для множественных попарных сравнений, %          
Критический уровень значимости 0, 0500 0, 0170 0, 0085 0, 0051
  Количество сравнений с контрольной группой        
Вероятность случайного выявления статистически значимых различий (ошибка 1 типа) для множественных сравнений с контрольной группой, %          
Критический уровень значимости 0, 0500 0, 0253 0, 0170 0, 0127

 

Читатель может встретиться с проблемой множественных сравнений в следующих случаях:

  1. Наличие нескольких сравниваемых групп (например, сравнение средних уровней артериального давления у врачей, учителей и чиновников).
  2. Проверка нескольких независимых статистических гипотез на основании данных одной выборки (например, изучение взаимосвязи между употреблением витаминов А, В, С и Е и раком молочной железы).
  3. Анализ подгрупп (например, сравнение результатов двух видов лечения для группы испытуемых с последующим анализом в подгруппах пациентов с разными степенями тяжести заболевания).

 

Во всех приведенных примерах исследователи должны принимать во внимание проблему множественных сравнений и рассчитывать новые критические уровни значимости. Для большей убедительности в необходимости изменения критического уровня значимости можно привести пример, опубликованный для демонстрации важности проблемы в США еще в 1980 году [7]. Исследователи провели симуляцию изучения эффективности двух различных методов лечения ишемической болезни сердца. Они случайным образом разбили всех пациентов на две равные группы, но несмотря на то, что все пациенты получали одно и то же лечение, данные были обработаны так, как будто бы одной группе назначалось лечение А, а другой – лечение Б. При сравнении эффективности «двух видов лечения» различий обнаружено не было, что неудивительно, так как все пациенты получали одно и то же лечение. Затем исследователи разбили каждую из групп пациентов еще на 6 по количеству пораженных коронарных артерий (1, 2 или 3 сосуда) и сократительной способности миокарда левого желудочка (выше или ниже определенного критического уровня). Анализ выявил, что результаты лечения не различались в пяти подгруппах, а в подгруппе пациентов с наиболее тяжелой формой заболевания лечение А было более эффективно (р = 0, 025). Если бы исследование было настоящим, то исследователи могли бы предположить, что лечение А эффективнее лечения Б для наиболее тяжелых случаев заболевания, и сделать соответствующие практические выводы. Но в действительности-то обе группы получали одно и то же лечение! Разбивка групп на лечение А и Б было искусственным и использовалось только для проведении статистического анализа. Пример наглядно демонстрирует, что при делении выборки на подгруппы и проведении множественных сравнений мы значительно увеличиваем вероятность ошибки 1 типа, то есть обнаружения различий там, где их на самом деле нет. При проведении 6 сравнений (см. таблицу) вероятность ошибки 1 типа возрастает до 26 %! Если изменить критический уровень значимости до 0, 0085, как это следует делать при проверке 6 гипотез, то различия между лечением А и Б, полученные в подгруппе пациентов с наиболее тяжелой формой заболевания (р = 0, 025) не будут статистически значимыми, что позволит сделать вывод об отсутствии различий между двумя видами лечения, что будет верно, так как в действительности все пациенты получали одно и то же лечение.

Если читатель знает о количестве проведенных сравнений в исследовании, то сделать заключение о правомочности выводов авторов не составит труда. Однако часто встречаются ситуации, когда исследователи проверяют огромное количество гипотез или сравнивают «все со всем, авось что найдется», а к публикации представляют только те результаты, для которых были получены статистически значимые различия. Порочность такой практики опять же следует из вышеприведенных формул: если провести 100 сравнений, то вероятность получить статистически значимые различия (p < 0, 05) хотя бы в одном из них в результате чистой случайности составляет 99, 4 %. Если представить результаты только одного сравнения, то читателю остается только поверить автору о наличии статистически значимых различий. Если бы исследователь сообщил, что всего сравнений было 100, то читатель мог бы самостоятельно рассчитать необходимый для такой ситуации критический уровень значимости (0, 0005). Чтобы избежать подобных ситуаций, исследователи должны придерживаться простых правил:

1. Планировать детальный анализ исследования до начала сбора данных.

2. Представлять план анализа в письменном виде руководителю проекта.

3. При проведении анализа данных строго следовать плану исследования.

4. Докладывать результаты проверки всех статистических гипотез, а не только тех, где нулевая гипотеза была отвергнута.

 

Эти правила давно стали рутинной практикой на Западе. Например, протоколы всех проводимых рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) подлежат обязательной регистрации, а результаты, полученые в ходе этих испытаний, оцениваются с учетом соответствия фактически применяемых методов анализа с методами, которые исследователи изначально планировали использовать. В настоящее время практически невозможно опубликовать результаты РКИ в международных рецензируемых журналах, если протокол исследования не был предварительно зарегистрирован.

Чтобы избежать проблемы множественных сравнений при анализе средних трех и более групп, следует применять дисперсионный анализ. Основы дисперсионного анализа были разработаны в 20-е годы ХХ столетия английским биологом и генетиком сэром Рональдом Фишером (1890–1962), который по праву считается одним из основателей современной статистической науки. Существует много видов дисперсионного анализа, детальное описание которых представлено в литературе. В данной статье рассматривается самый простой вариант – одномерный (однофакторный) дисперсионный анализ для независимых групп (One-way ANalysis Of VAriance, ANOVA) в ходе которого проверяется нулевая гипотеза о равенстве средних для трех и более независимых групп. Как следует из названия, основным элементом анализа является дисперсия. Теоретические знания о том, как «работает» данный критерий изложены в большинстве пособий по статистике [1, 2], поэтому здесь будет представлено лишь практическое применение дисперсионного анализа с помощью SPSS, однако перед тем, как приступить к анализу данных, необходимо проверить необходимые условия для его применения:

1. Количественный тип данных, причем желательны непрерывные, а не дискретные данные.

2. Независимые выборки.

3. Нормальное распределение изучаемого признака в популяциях, из которых отобраны выборки.

4. Равенство дисперсий изучаемого признака в популяциях, из которых отобраны выборки.

5. Независимые наблюдения в каждой из выборок.

 

Рассмотрим одномоментное поперечное исследование, в ходе которого сравнивались средние значения систолического артериального давления в трех профессиональных группах (врачи, учителя, чиновники). В качестве нулевой служит гипотеза об отсутстви различий между средними значениями артериального давления в изучаемых группах. Файл с данными (Human_Ecology_3_2008) доступен на сайте журнала: https://www.nsmu.ru/nauka_sgmu/rio/eco_human/. Перед тем как начать проверку гипотезы с помощью однофакторного дисперсионного анализа, следует проверить, можно ли применять этот критерий в данной ситуации. Артериальное давление является непрерывной количественной величиной. Группы являются независимыми, так как один и тот же человек в один момент времени не может быть отнесен к более чем одной категории рода занятий. Для проверки условия нормальности распределения в каждой из групп с помощью описательной статистики, графических методов и статистических критериев, в меню Analyze следует выбрать «Descriptive statistics», затем «Explore». В открывшемся диалоговом окне слева будет список переменных, из которых следует выбрать те, для которых планируется провести проверку распределения (в данном случае переменную AD). Кроме того, чтобы изучить распределение в обеих группах, следует в окно «Factor List» поместить группировочную переменную «RZ» (рис. 1). После выбора меню Plots лучше в «Descriptive» убрать флажок «Stem and leaf» и отметить гистограмму (Histogram), как показано на рис. 2. В меню Boxplot можно отметить «Factor level together» для получения «ящичных диаграмм» и поставить флажок на «Normality plots with tests». В меню Spread vs. Level with Levene Test надо отметить «Untransformed» для проверки условия равенства дисперсий.

Рис. 1. Диалоговое окно «Explore» для определения зависимых переменных (Dependent List) и группировочных переменных (Factor List)

Pис. 2. Диалоговое окно «Plots» для оценки распределения данных с помощью графиков и статистических критериев, а также для проверки равенства дисперсий

 

Общие сведения о группах (количество наблюдений и пропущенные значения) представлены на рис 3. Полученные данные описательной статистики для каждой из групп представлены на рис. 4. Исходя из данных асимметрии и эксцесса видим, что распределения лишь незначительно смещены, однако для окончательного решения о возможности применения дисперсионного анализа следует оценить гистограммы и квантильные диаграммы, а также результаты применения статистических критериев для проверки распределения (рис. 5).

 

Рис. 3. Данные об общем количестве наблюдений и количестве пропущенных величин

 

Поскольку результаты применения критерия Shapiro-Wilk показывают, что нулевую гипотезу об отсутствии различий между распределением в каждой из групп и нормальным распределением отвергнуть нельзя (p = 0, 927; р = 0, 797 и р = 0, 881), что не противоречит результатам графической оценки (графики не представлены), можно считать, что данные в обеих группах подчиняются закону нормального распределения. Кроме того, достигнутый уровень значимости (величина р) для критерия Levene (рис. 6) составил 0, 390, что не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу о равенстве дисперсий в изучаемых группах. Таким образом, все необходимые условия для применения однофакторного дисперсионного анализа выполняются.

Для применения однофакторного дисперсионного анализа следует открыть диалоговое окно «One-Way ANOVA», которое открывается при помощи меню Analyze ® Compare Means ® One-Way ANOVA (рис. 7). В область «Dependent List» переносится зависимая переменная, средние значения которой планируется сравнить. В данном примере это переменная «AD». В область «Factor» помещается группировочная переменная, то есть переменная, которая будет использоваться для разделения всей выборки на группы. В данном примере это переменная «RZ». В диалоговом окне «Options» следует отметить «Descriptive» для получения данных описательной статистики, «Homogeneity of variance test» для проверки условия равенства дисперсий, а также «Means plot» для графического изображения средних арифметических для каждой из групп (рис. 8). Запуск анализа осуществляется нажатием на кнопку «ОК» в правом верхнем углу диалогового окна «One-Way ANOVA» (рис. 7).

 

 

Рис. 4. Описательная статистика для переменной «AD» в изучаемых группах

 

Рис. 5. Результаты проверки нормальности распределения данных в каждой из групп с помощью критериев Kolmogorov-Smirnov и Shapiro-Wilk

 

 

Рис. 6. Результаты проверки равенства дисперсий с помощью критерия Levene

 

Рис. 7. Диалоговое окно «One-Way ANOVA»

 

Рис. 8. Диалоговое окно «Options»

 

Результаты применения дисперсионного анализа представлены на рис. 9 и 10: на рис. 9 – общее количество наблюдений в каждой из групп (N), средние арифметические значения (Mean), стандартные отклонения (Std. Deviation), стандартные ошибки средних арифметических (Std. Error), 95 % доверительные интервалы для средних (95 % Confidence Interval for Means), а также минимальные (Minimum) и максимальные (Maximum) значения; на рис. 10 – результаты проверки равенства дисперсий с помощью критерия Levene.

 

Рис. 9. Описательная статистика для сравниваемых групп

 

Рис. 10. Результаты проверки равенства дисперсий с помощью критерия Levene

 

Результаты проверки гипотезы о равенстве средних представлена на рис 11. Во втором столбце представлены общая вариабельность признака (Total Sum of Squares), а также ее составляющие – внутригрупповая (Within Groups Sum of Squares) и межгрупповая (Between Groups Sum of Squares) вариабельность.

Рис. 11. Результаты дисперсионного анализа

 

В данном примере 4, 6 % всей вариабельности артериального давления обусловлено межгрупповыми различиями (502, 7 / 10 815, 7 = 0, 046). В третьем столбце представлено количество степеней свободы, которое используется для рассчета межгрупповой и внутригрупповой дисперсии. Разделив первое на второе, получим число F (названное в честь Фишера), которое равно 1, если верна нулевая гипотеза об отсутствии межгрупповых различий. Таким образом, буквальный смысл дисперсионного анализа заключается в сравнении межгрупповой и внутригрупповой дисперсии признака и при их равенстве делается вывод об отсутствии межгрупповых различий между средними. В данном случае F = 251, 4 / 101, 1 = 2, 486. При сравнении числа F с табличными значениями для имеющегося количества степеней свободы рассчитывается вероятность получения выявленных различий между дисперсиями, если нулевая гипотеза верна (величина р). В данном примере р=0, 088, то есть нулевую гипотезу об отсутствии различий между групповыми средними отвергнуть нельзя. Значит, можно сделать вывод об отсутствии статистически значимых различий между средними значениями артериального давления в изучаемых группах. Представляя результаты дисперсионного анализа, рекомендуется указывать значение F c указанием количества степеней свободы и достигнутый уровень значимости (для данного примера F2, 102 = 2, 486; p = 0, 088).

Получили бы мы такие же результаты при попарном сравнении групп? При проведении трех сравнений с использованием критерия Стьюдента были получены три величины р: 0, 569; 0, 126 и 0, 046. Последнее значение было получено при сравнении артериального давления врачей и чиновников. Если бы мы проводили только одно сравнение, то можно было бы считать различия статистически значимыми, но поскольку всего проводилось три сравнения, то критический уровень значимости должен быть не 0, 05, а 0, 017. Достигнутый уровень значимости (0, 046) превышает новый критический уровень (0, 017), значит, различия не могут считаться статистически значимыми, что не противоречит результатам дисперсионного анализа.

При интерпретации результатов дисперсионного анализа всегда следует помнить, что, во-первых, выявление статистически значимых различий говорит только о том, что различия между средними существуют, но не говорит о том, какие из групп различаются между собой. Во-вторых, несмотря на название метода, результаты дисперсионного анализа не говорят о различиях между дисперсиями в изучаемых группах. Это проверяется с помощью критерия Levene, причем равенство дисперсий является одним из необходимых условий применения дисперсионного анализа.

Что делать, если условие равенства дисперсий не выполняется (результаты применения критерия Levene показывают наличие статистически значимых различий между дисперсиями в изучаемых группах)? Для таких случаев существуют критерии Brown-Forsythe и Welch, которые можно выбрать в диалоговом окне «Options», (см. рис. 8). Интерпретация результатов аналогична таковой для дисперсионного анализа.

Что делать, если дисперсионный анализ покажет наличие статистически значимых различий между средними трех или более групп? Следующим шагом будет проведение апостериорных сравнений для обнаружения, между какими группами имеются различия. Для апостериорных сравнений SPSS предлагает 18 критериев (рис. 12). Какой из них выбрать?

Рис. 12. Диалоговое окно для выбора апостериорных сравнений

Апостериорные сравнения представляют собой попарные сравнения изучаемых групп для обнаружения различий между ними. Подобные сравнения могут быть проведены с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок, что выглядит по меньшей мере странно, учитывая все сказанное выше о проблеме множественных сравнений. Однако отличие от простых попарных сравнений заключается в том, что при проведении апостериорных сравнений рассчитываются новые критические уровни значимости для удержания ошибки 1 типа в пределах 5 % как показано в таблице. Наиболее простым и наиболее популярным способом коррекции ошибки 1 типа является поправка Бонферрони (Bonferroni), при проведении которой традиционный уровень ошибки 1 типа делится на количество сравнений для получения нового критического уровня значимости. Так, если имеется 3 сравнения, то новый критический уровень должен быть 0, 05 / 3 = 0, 017. Поправка Бонферрони хорошо контролирует ошибку 1 типа, но вместе с тем является очень консервативной и приводит к уменьшению статистической мощности критерия и повышению вероятности ошибки 2 типа, то есть вероятности принятия решения об отсутствии различий там, где они на самом деле есть. Либеральные критерии, в свою очередь, завышают вероятность ошибки 1 типа, то есть вероятность принятия решения о наличии различий там, где их нет. Таким образом, при выборе статистического критерия для апостериорных сравнений необходимо принимать во внимание, как критерии контролируют ошибки 1 и 2 типов и как они работают при несоблюдении необходимых условий применения дисперсионного анализа.

Критерий LSD (Least Significant Difference), или критерий наименьших значимых различий, совсем не контролирует ошибку 1 типа и поэтому для проведения адекватных сравнений непригоден. Критерий S-N-K (Studentized-Neuman-Keuls) также слишком либерален. Поправка Бонферрони дает хорошие результаты при небольшом (до 5) количестве сравнений. При проведении большего числа сравнений лучше пользоваться критерием Тьюки (Tukey). Критерии Данна (Dunn) и Шеффе (Scheffe) обладают несколько меньшей статистической мощностью, чем критерий Тьюки. Наилучшее сочетание мощности и контроля за ошибкой 1 типа предлагает критерий REGWQ (Ryan, Einot, Gabriel, Welsh Q-критерий), который можно рекомендовать как критерий выбора при необходимости сравнить большое количество групп, но только если объемы групп и дисперсии изучаемого признака в группах равны.

Если количество наблюдений в сравниваемых группах отличается незначительно (например, n1 = 35, n2 = 39, n3 = 32), то рекомендуется применять критерий Габриэля (Gabriel). Если же объемы групп различаются более существенно, то тогда лучше использовать GT-2 критерий Хохберга (Hochberg’s GT-2 test). Несмотря на то, что эти критерии допускают разные объемы групп, дисперсии изучаемого признака в группах не должны отличаться. Если же в результате применения критерия Levene обнаружены различия дисперсий, то выводы о различиях между средними следует делать только по результатам применения критерия Welch или критерия Brown-Forsythe (см. рис. 8). Апостериорные сравнения в таких ситуациях рекомендуется проводить с использоваеним критерия Games-Howell, однако следует помнить, что этот критерий может быть слишком либеральным при малых группах, а также когда группы неравны по объему. Если необходимо проводить сравнения нескольких групп с контрольной группой, то для этого SPSS предлагает критерий Даннетта (Dunnett’s test). Подробнее о выборе критерия для апостериорных сравнений можно прочитать в пособии Toothaker [8].

Результаты апостериорных сравнений в SPSS выглядят как на рис. 13. В рассматриваемом примере проведение апостериорных сравнений не является необходимостью, так как значимых различий между средними значениями артериального давления между группами выявлено не было, однако рис. 13 убедительно показывает, насколько разные результаты можно получить при применении разных критериев. Так, согласно критерию LSD имеются статистически значимые различия между врачами и чиновниками (р = 0, 035), в то время как, согласно критерию Бонферрони, нулевую гипотезу об отсутствии различий отвергнуть нельзя, что соответствует результатам дисперсионного анализа.

Помимо апостериорных попарных сравнений всех групп или сравнения всех групп с контрольной SPSS дает возможность проводить плановые сравнения нескольких групп. Данная функция особенно удобна, когда необходимо провести анализ трендов (если группы можно расположить в логической последовательности) или сравнить лишь некоторые из групп, а не каждую с каждой. Представим на момент, что артериальное давление в данном примере изучалось не в трех профессиональных, а в трех возрастных группах, где первая группа включала в себя самых молодых, а третья – самых старших участников исследования. В такой ситуации можно оценить тренд или ответить на вопрос, имеется ли зависимость между возрастом и артериальным давлением.

Рис. 13. Результаты применения критериев LSD и Bonferroni для апостериорных сравнений

 

Для анализа трендов и проведения плановых сравнений нужно открыть диалоговое окно «Contrasts» (рис. 14) в основном окне дисперсионного анализа (см. рис. 7). Для оценки тренда следует отметить «Polynomial» и выбрать линейный тренд или тренды второго (Quadratic), третьего (Cubic), четвертого (4th) или пятого (5th) порядков.

Рис. 14. Диалоговое окно «Contrasts»

 

Результаты дисперсионного анализа вместе с анализом тренда представлены на рис. 15. Помимо уже известных результатов об отсутствии статистически значимых различий между групповыми средними (р = 0, 088) во второй строке представлен результат анализа тренда, который говорит о том, что можно отвергнуть нулевую гипотезу об отсутствии линейного тренда (р = 0, 035). Таким образом, можно было бы сделать вывод о наличии линейного тренда между возрастом и артериальным давлением. Поскольку в нашем примере в качестве группирующей переменной используется номинальная переменная «Род занятий», выводы о наличии или отсутствии тренда смысла не имеют. Оценка плановых сравнений в деталях описана в литературе [6] и здесь не рассматривается. Многомерный дисперсионный анализ, при котором анализируется более одного фактора, а также дисперсионный анализ для повторных наблюдений, который следует применять, если группы не являются независимыми, будут рассматриваться в последующих выпусках «Экологии человека».

Рис. 15. Результаты дисперсионного анализа с оценкой тренда

 

Что делать, если надо сравнить три или более независимые группы, в которых данные не подчиняются закону нормального распределения? Такие ситуации весьма нередки в медицинских исследованиях и часто сочетаются с малыми объемами выборок. В таких ситуациях следует либо трансформировать имеющиеся данные с помощью различных арифметических преобразований до достижения нормальности распределения [4], после чего можно будет применять дисперсионный анализ, либо применять критерий Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis H-test), иногда еще называемый непараметрическим дисперсионным анализом. Критерий Краскела-Уоллиса рассчитывается с использованием не фактических значений переменных, а их рангов, поэтому является методом выбора при сильно скошенных распределениях. Так же, как и дисперсионный анализ, критерий Краскела-Уоллиса поможет выяснить, имеются ли различия между группами, но не сможет показать, между какими из групп эти различия существуют. При обнаружении статистически значимых различий между группами с помощью критерия Краскела-Уоллиса далее следует проводить апостериорные сравнения с помощью критерия Манна-Уитни, рассмотренного в предыдущем выпуске журнала [3]. Следует помнить, что, поскольку SPSS не дает возможности автоматически проводить апостериорные сравнения с помощью непараметрических методов статистики, исследователям самим необходимо рассчитывать новые критические уровни значимости исходя из представленных выше формул или как показано в таблице.

Для использования критерия Краскела-Уоллиса в SPSS необходимо открыть диалоговое окно «Tests for Several Independent Samples», которое открывается при помощи меню Analyze ® Nonparametric Tests ® К Independent Samples (рис. 16). В поле «Test Variable List» помещается изучаемая переменная (AD). В поле «Grouping Variable» помещается группировочная переменная (RZ). Для определения сравниваемых групп следует открыть диалоговое окно «Define Range» (рис. 17) и задать минимальное и максимальное значения, с помощью которых кодируются сравниваемые группы (в данном случае «1» и «3»). Далее в меню Options можно выбрать «Descriptive» для получения данных описательной статистики (рис. 18).

Рис. 16. Диалоговое окно «Tests for Several Independent Samples»

Рис 17. Диалоговое окно «Several Independent Samples: Define Groups»

Рис.18. Диалоговое окно «Several Independent Samples: Options»

 

Результаты сравнения групп с помощью критерия Краскела-Уоллиса представлены на рис. 19. В нижней таблице представлены значения критерия Краскела-Уоллиса, обозначеннЫе в таблице как Chi-Square, количество степеней свободы (df) и достигнутый уровень значимости различий (Asymp. Sig.). Результаты показывают, что, хотя средний ранг значений артериального давления в группе чиновников был выше, чем в остальных группах, статистически значимых различий между группами нет. Если бы различия были обнаружены, следовало бы проводить попарные сравнения групп при помощи критерия Манна-Уитни с новым критическим уровнем значимости: 0, 05 / 3 = 0, 017.

 

 

Рис. 19. Результаты сравнения артериального давления в группах врачей, учителей и чиновников с помощью критерия Краскела-Уоллиса

 

Можно ли было применять непараметрический критерий Краскела-Уоллиса в этой ситуации (данные подчиняются закону нормального распределения)? Да, но, как видно из достигнутого уровня значимости, критерий Краскела-Уоллиса имеет несколько меньшую статистическую мощность, чем дисперсионный анализ, поэтому при нормальном распределении и выполнении прочих условий дисперсионный анализ является методом выбора. Некоторые исследователи не рекомендуют применять параметрические методы (в том числе и дисперсионный анализ), если объем каждой из групп составляет менее 30 наблюдений, даже если выборочные данные имеют нормальное распределение [5]. Можно ли использовать дисперсионный анализ при отклонении распределения от нормального? При наличии больших выборок с равными дисперсиями дисперсионный анализ достаточно устойчив к небольшим отклонениям распределения от нормального, особенно при равных объемах выборок. При малых выборках применение дисперсионного анализа для скошенных распределений может привести к сильно искаженным результатам, поэтому рекомендуется в такой ситуации применять критерий Краскела-Уоллиса.

В следующем выпуске будут рассмотрены статистические критерии для анализа парных наблюдений.

 

Список литературы

 

  1. Банержи А. Медицинская статистика понятным языком: вводный курс / А. Банержи. – М.: Практическая медицина, 2007. – 287 с.
  2. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. – М.: Практика, 1998. – 460 c.
  3. Гржибовский А. М. Анализ количественных данных для двух независимых групп / А. М. Гржибовский // Экология человека. – 2008. – № 2. – С. 54–61.
  4. Гржибовский А. М. Типы данных, проверка распределения и описательная статистика / А. М. Гржибовский // Экология человека. – 2008. – № 1. – С. 52–58.
  5. Chang Y. H. Biostatistics 101: Data presentation. / Y. H. Chang // Singapore Medical Journal. – 2003. – N 6. – P. 280–285.
  6. Field A. Discovering statistics using SPSS / A. Field. – SAGE Publications, 2005. – 779 р.
  7. Lee K. L. et al. Clinical judgment and statistics. Lessons from a simulated randomized trial in coronary artery disease / K. K. Lee, J. F. McNeer, C. F. Starmer et al. // Circulation. – 1980. – Vol. 61. – N 3. – P. 508–515.
  8. Toothaker L. E. Multiple comparison procedures. Sage University paper series on quantitative applications in the social sciences, 07-089 / L.E. Toothaker. – SAGE Publications, 1993. – 104 p.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.