Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Климат и гидрология 23 страница
Однако то, что станицы первоначально были объединениями казаков, а не населенными пунктами, подтверждает и новейшая история. Так, казаки, ушедшие после гражданской войны из родных мест, образовывали и в СССР и за рубежом станицы. Были настоящие казачьи станицы в Маньчжурии, были станицы в Болгарии, где казаки старались жить на земле по заветам и обычаям предков. Но больше всего станиц возникало в больших городах, где казаков объединяло не совместное проживание, а судьба... Так появились Пражская станица, Монреальская, несколько парагвайских и австралийских станиц, станицы в Аргентине, Бразилии... И даже общеказачья станица в Канаде. Следуя этой неписаной традиции, казаки в России, занесенные в недобрые времена далеко от родных куреней и рек, свои землячества, возникшие в местах нетрадиционного проживания, упорно именуют станицами.
ХОЗЯЙСТВО И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ жал надел казаку от сева до уборки урожая, после чего возвращался в станичное владение. Вторую часть составлял войсковой запас, откуда нарезалась земля для нужд растущего населения и казакам за заслуги. Но и эта земля была собственностью станичного общества. И только промытые солончаки, засыпанные овраги и другие восстановленные земли были личной собственностью казачьей семьи и потомственным достоянием. Поэтому, скажем, пай донских казаков составлял 30 десятин, но в центральных малоземельных станицах надел мог равняться 7 десятинам. Пай не продавался и уйти из станичного владения не мог. Надел сдавали в аренду, но только на срок владения им. Поняв, что так земли быстро истощаются, срок владения наделом увеличили. В малоземельном Терском войске офицерские и казачьи паи были равными. В беспредельном по пахотным возможностям Уральском войске равенство поддерживалось тем, что пахоту начинали по команде, все вместе, и вместе по команде заканчивали. Преимущество определялось количеством разрешенных плугов: казаку — один, хорунжему — два, есаулу — четыре и т. д. Иногородние земли не имели и брали ее в аренду у казаков. Случалось, что постоянно отвлекаемые на службу казаки жили беднее своих арендаторов. Правовое неравенство порождало ненависть между казаками и иногородними, которая выплеснулась в изуверские формы во время гражданской войны. К этому времени казаки в большинстве своем были совершенно разорены и 38 Главные хлеборобы нынешней России — казаки — стали пахать землю сравнительно поздно. Известно правило, которое существовало еще в XVIII веке: «А ег-да кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить». Однако это касается только казаков и не означает, что в казачьих землях не возделывали пашни. Хлеб сеяли и убирали иногородние, в том числе крепостные, принадлежавшие богатым казакам. Когда же земледелие стало основным источником существования казаков, они быстро установили порядок землепользования. Вся земля станичного или хуторского юрта делилась на три неравные части. Первая — паевые земли, которые распределялись между всеми казаками — гражданами станичного общества. Пай — это право С Коса с греблей для укладывания в волок скошенной пшеницы на определен- Виноградный пресс. ное кругом ко- Приготовление вина личество земли, на Кубани. XIX век которое каждый казак получал пожизненно. Пай не наследовался, если казак умирал. Вдова-казачка и казачий сирота имели право на полпая. Не следует путать пай и надел. Надел — это земля, которую получал казак в пользование в соответствии со своим паем. Первоначально надел нарезался казакам ежегодно — земля по качеству была разной. Делалось это для того, чтобы среди казаков не было имущественного неравенства. Принадле- ждали от новой власти облегчения условий жизни. Почти четверть казаков не имели к 1916 году тяглового скота, но снаряжались на фронт за свои, семейные, деньги. Вот почему казаки-фрон товики первоначально поддержали революцию. Кроме хлебопашества в казачьих областях процветали все сельскохозяйственные производства: садоводство, пчеловодство, виноградарство и виноделие. Пчельник с колодами Особо следует сказать о рыболовстве, которое было не только самым передовым в мире, но и весьма необычным. Славились терские, донские и особенно уральские рыбаки. Они превратили рыбную ловлю в настоящее производство. Уральское войско выкупило у царского правительства целые участки реки Урал. Там оборудовали ловчие ямы и ставили учуг — громадный деревянный гребень для пропуска мелкой и ловли крупной рыбы, на котором плечо в плечо стояли и «багрили» тысячи пудов икряной рыбы казаки-уральцы. Багрение — ловля ры- Ветряная мельница. На крылья натягивался холст. В случае изменения направления ветра мельница поворачивалась на центральной оси Пахота на волах. Тяжелый плуг «сабаш иногда тянули три запряжки волов V *■ А
jK/Ut твШт ж£ *г '." *>
** Знаменитое уральское «багрение» — ловля рыбы, (со старой фотографии). Казаки в чембарах он неделю отбивал по семьсот поклонов в день, стоя по колено в воде. Родовые реки для казаков были живыми существами, и они берегли и почитали их, как стариков-родителей. Снасти для багрения. Внизу — челнок для вязания сетей Уральская станица на «Батюшке Яикушке» После реформ 1874 года земледелие в казачьих областях стремительно совершенствуется. Большое число казаков, пошедших в сельскохозяйственные учебные заведения, возвращаясь домой, приносят самые современные методы землеустройства. Так, передел паев ^/ практически останавливается — теперь он происходит раз в три, пять, а то и в Вентерь — ловушка для рыбы, устанавливаемая на дне рек ч бы из-подо льда воспето в сотнях казачьих песен. Выехав на лед, казаки баграми «тягали осетров» из ловчих ям, пока лед не превращался в мелкое крошево. Но и тогда азартный лов не прекращался, хотя казаки стояли по грудь в ледяной воде. Разумеется, рыбные угодья берегли. Из «Яикушки» — Урала в нерест не поили лошадей. Донские казаки при проходе из Азовского моря в Дон вытаскивали баркасы на берег, просушивали, «шкерили» — выскребали борта, чтобы не занести в Дон инфекцию, заново смолили и только тогда плыли в свои станицы и хутора. Рассказывают, что казака, который плюнул с парома в Дон, жестоко, «без милости» били, а затем, по епитимье, скопившейся в ямах на дне Урала семь лет. Появляется возможность восстанавливать истощенные угодья. В степных войсках принимается программа посадки лесополос как важнейшей защиты от Сухове ев. Начинается строительство системы орошения. Возникают сельскохозяйственные научные станции. Раньше, чем во многих странах Европы, среди казаков появляются выдающиеся селекционеры, ихтиологи, животноводы. Даже истребление казачества в советский период не смогло прервать научную традицию, возникшую среди казаков-хлеборобов. Сын хуторского атамана кубанский казак П. П. Лукьяненко вывел на основе сортов народной селекции знаменитую пшеницу «Мироновская 808», которой сегодня засевается четвертая часть всей хлебородной нивы мира. --'Т- Ш / ЖИВОТНОВОДСТВО И КОНЕВОДСТВО. ОХОТА Донской охотник на дичь ар»
Конный пастух — шибай О дна из самых древних профессий, которой владели казаки, — пастушество. Это только когда деревенский мальчонка водит корову на веревке, скармливая ей траву на обочинах, кажется, что занятие это простое. Даже деревенский пастух — призвание. Он должен быть «легок на ногу», внимателен — должен сразу увидеть заболевшее животное и отделить его от стада, обязан знать, где какая трава, где водопои. Он должен быть храбр и привычен к одиночеству, потому что он один против волчьих стай и других напастей, силен и вынослив... А теперь помножьте это на тысячные стада, которые составляли основу богатства и хозяйства казаков. Чабан у кибитки, которая фактически почти не изменилась со времен кочевников Пастушество требовало огромных знаний, обучения, потому оно всегда было занятием тяжелейшим и сугубо мужским. Женщин приглашали только на сезонные работы — сакман: овечий окот, стрижка и доение кумыса. Все остальное делали мужчины. Одно лишь перечисление специальностей пастухов говорит о том, как развито было животноводство. Чабан (главный пастух овец) с «чепигой», который выхватывает из отары овец. Той самой, древней, превратившейся затем в посох у духовных пастырей в христианских церквях. Помощники: «атарщик» (отарщик) ведет отару на перегоне, личман считает овец, стригали стригут овец, дояры... а далее профессии производные и зависимые от работы чабанов и пастухов: сыровары, сыроделы, шерстобиты, валяльщики... Это овцеводство. А вот отгонное скотоводство: «шибай» (кит. «повелитель волков») — то же, что и ковбой, только, пожалуй, американский ковбой — ребенок против казака, который гнал, например, тысячные стада из Монголии в Иркутск через тайгу, пустыни и горы. «Прасол» — человек, собиравший скот у частных владельцев. «Боер» — забойщик скота, мясник и кожевник... А кроме коровьих стад были верблюды, особых пород пуховые козы. Были огромные стада свиней, которые, например, уходили в дубовые рощи и возвращались оттуда к хозяевам с бесчисленным приплодом. Всех их нужно было перегонять с пастбища на пастбище, отбивать у хищников, сохранять от «баранты» — скотокрадов, доить, стричь, забивать, обрабатывать и готовить к транспортировке кожи... Но самыми уважаемыми людьми были коневоды. Коннозаводство было высшей математикой, искусством и высочайшим мастерством, где казакам не было равных. О казачьих конях сведения на первый взгляд противоречивы: то утверждается, что казаки ездили на маленьких злых и мохнатых лошадях, то, что казачьими коня ми любовались на всех смотрах... Так вот, казаки в разные времена и в разных войсках ездили на разных конях. Общим было только одно: кони были местных пород. Столетиями как величайшую ценность казаки пригоняли из всех походов самых дорогих и резвых коней и улучшали умелым коневодством местные породы. Уже триста лет назад казачье коневодство опиралось на науку и на самое современное по тем временам коннозаводство. Но самое главное: прекрасно оснащенное и организованное войсковое профессиональное коннозаводство опиралось на широчайший опыт народного коневодства. Не только в каждой станице были свои табуны, но и каждая семья имела своих коней. На протяжении веков многими поколениями строжайшим образом велась селекционная работа. Казаки с детства на память заучивали родословные своих коней и прекрасно планировали воспроизводство. В результате к XX веку они сумели сохранить такое конное богатство, какого не было во всем мире. Они не только улучшили местные породы, но вывели десятки новых, так что во время первой мировой и гражданской войн казаки сидели на совершенно других конях, чем во времена Наполеона и Булавина. Ре Табун зоводских лошадей на водопое. Голова табунщика повязана «назатыльным> > платком, чтобы солнце не сожгло шею
{yto *^у^ в'фокусе были собраны лучшие сибирского охотника, подбитые мехом нерпы чтобы не скользили наза- Сибирский охотник в тайге у зимовья Казак-семиреченец охотится на сайгаков зультаты коневодческой работы придирчиво оценивались на атаманских, станичных и полковых смотрах. Но самым строгим оценщиком была война: она отбирала лучших, она приливала новую кровь в конские породы. Правда, казаки платили за это собственной кровью. Первой типично казачьей лошадью считается лошадь черноморской породы, выведенной запорожскими казаками. В ней как черты скифских, кавказских, по ловецких, татарских, азиатских и европейских пород. Когда работа была завершена, на конях этой породы сидели не только казаки, но in и в£ я легкая кавалерия. %44м} Почему же она перестала суще-.у. ствовать? Не перестала. Но „ /, ^(жконница всего мира «выросла», и на смену черноморским коням пришли кони донской породы. Это тоже порода народной селекции. Она прославилась в войне 1812 года, когда 60 тысяч донских казаков, сидя на этих удивительных конях, проделали беспримерный по тяжести поход от Немана до Москвы и затем до Парижа. Донские кони неприхотливы, послушны, «тебенюют» — выкапывают Это на- траву из-под снега, стоящий военный конь. Казаки горных войск — кубанцы и терцы — ездили на конях горских пород, среди которых особенно ценились кони кабардинской породы. Уральцы использовали башкирскую породу, якутский полк — тех коней, которые выдерживали чу- довищные морозы, ветры и снежные заносы. В отличие от регулярной кавалерии, где кони в каждом эскадроне подбирались по мастям, казачьи сотни были «разно-маетны». Всякие разговоры о недостатках казачьей кавалерии смолкали, когда дело доходило не до парадов, а до боя. Казачий конь, питаясь соломой с крыш да сухарями, которые из своего скудного пайка отдавал казак, носил всадника, припрягался к телегам, а при необходимости тянул пушки. Кони делили судьбу казаков — последние при параде и при награде и первые в бою. Втрое больше под седлом, чем армейские, и в пять раз, чем гвардейские. Конь казаку — отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь сто раз жизнь спасает.
Такъ, на земли, занимаемой теперь донскими казаками, жили задолго до Рождества Христова— скивы и сарматы —дише народы, и среди нихъ имели свои торговые города—греки. Потомъ, много л$тъ -шла война и скиеовъ сменили хозары. Они жили нисколько стол^тШ по берегамъ Дона, ихъ потеснили— печеити, а печенътовъ сменили половцы. Въ то время, когда и печенеги и половцы занимали земли теперешпяго войска Донского, впервые стали приходить туда руссше. Н'аконецъ, половцевъ сменили татары. Во время владычества на Дону татаръ, на Донъ идутъ одиночные смелые руссте люди, которые селятся тамъ, силою удержит ваются въ донскихъ степяхъ и прлучаютъ назваше казаковъ. Это случилось приблизительно въ 1600 г. после Рождества Христова. После этого года въ русскихъ лътописяхъ мы находимъ уже упоминаше о донскихъ казакахъ. Такою боевою жизнью въ течете почти двухъ ты-сячъ лъть жилъ Донъ, сменяя на своихъ берегахъ скиеовъ и сарматовъ — хозарами, хозаръ — печенегами, печенеговъ—половцами, половцевъ—татарами, татаръ—донскими казаками... Кто былъ до скиеовъ и сарматовъ, — а наверное кто-нибудь былъ, — намъ въ точности не известно. Время не сохранило ничего, напоминающаго о народахъ, быв-шихъ прежде скиеовъ, а древше историки мало пишутъ о земле Донской до владычества на ней скиеовъ.
Волнонаемные и заключеные на страительстве Волжской ГЭС Введение
Сооружение Сталинградской ГЭС стало одним из крупнейших событий в экономическом развитии СССР в 50-е гг. XX в. Оно вобрало в себя политические реалии эпохи, а также опыт сооружения крупных промышленных объектов, накопленный в 30—40-е гг. Соответственно, комплектование стройки кадрами проходило с учетом особенностей того времени. Как и на других подобных объектах — Волго-Донской канал, Куйбышевская ГЭС и др. — на ней был сформирован неоднородный по своему составу контингент строителей, состоящий из вольнонаемных и заключенных. В этой связи изучение такого опыта, являющегося типичным, позволяет дать характеристику целому периоду в использовании трудовых ресурсов в СССР при сооружении крупных объектов, относящихся к 30— 50-м гг. XX в., отличающемуся использованием одновременно большого количества и вольнонаемных, и заключенных. В то же время специфика рассматриваемого периода сооружения Сталинградской ГЭС (ее начальный этап, 1950—1953 гг.) состоит в том, что это было завершение четвертьвекового периода использования на строительстве большого числа заключенных, поскольку после масштабной амнистии 1953 г. заключенные хотя и привлекались к сооружению важных народно-хозяйственных объектов, но не составляли значительного удельного веса в составе рабочих кадров крупных строек. Изучение опыта комплектования стройки кадрами предполагает рассмотрение принципов и способов привлечения вольнонаемных рабочих на стройку. Также не менее важным является вопрос закрепления строителей. И в связи с этим особый интерес представляет изучение организации труда и жилищно-бытовых условий на Сталинградгидрострое, так как именно они являлись наиболее важным фактором удержания рабочих. Это же было и одним из факторов выполнения планов строительных работ заключенными. В целом изучение такого комплекса вопросов позволяет выявить взаимосвязи между способами формирования стройки кадрами, составом строителей и результатами труда, а также позволяет установить влияние жилищно-бытовых условий и уровня организации труда на его результаты. Раскрытие всех этих аспектов в конечном счете дает возможность сформулировать вывод об эффективности использования на строительстве Сталинградской ГЭС труда как вольнонаемных, так и заключенных в условиях административно-командной системы в СССР. Данная тема до настоящего времени является мало изученной. Научно-исследовательских работ по этой проблеме практически не издавалось. По отдельным аспектам темы имеются материалы (книги, статьи, очерки) исторического и публицистического характера, в которых сильно проявляется элемент субъективного восприятия '. В предлагаемой работе, напротив, изложение основано преимущественно на архивном материале, свободном от политических и авторских пристрастий. _4-
|