Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Климат и гидрология 9 страница
[править] История упоминаний В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке. Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V века Иордана. Там, среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э. упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей)[32]. Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами никогда не называли их общим этнонимом. «В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „< …> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“»[33] На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали также академик А. А. Шахматов[34] и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою»[35] Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание: К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины[36] Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян): К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.[37] То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги: С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев[38]. Как известно Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием[39]. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович: вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии… Там же: …Пришла мордва с Пургасом к Новгороду и отбились от них новгородцы; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану».[40] Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем: …В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар — мордовского князя Пургаса[41] . В работе Пашуто В. Т. также мокшане и мордва упомянуты как разные народы: Бату был бы и рад закончить поход, но ему не дали этого сделать: Великий хан Угедэй требовал продолжения завоеваний, да и соратники джехангира не желали целиком уступать ему славу полководца, хотели проявить себя в будущих кампаниях. В течение 1239 г. Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный. Но откладывать большой поход он больше не мог, и в конце лета 1240 г. вторгся в Южную Русь. Собственно, Русь ему покорять было ни к чему, но через неё лежал путь в Венгрию, куда бежал половецкий хан Котян, с которым у монголов были давние счёты — ещё со времен войны Чингис-хана с Хорезмом[42] . Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске: < …> достоверно известно, что мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома образовались после распада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию.[43] . О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства: Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, однако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев[44] . Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным народами привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств[45], в то время как мокшанский царь Пуреш являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война.[46]. В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки[24]. [править] Современное бытование Согласно результатов переписи 1926 г. на территорииях Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян — 795 тыс., в Барнаульском округе 1, 4 тыс. мокшан и 1, 4 тыс. эрзян, также 5, 2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима.[47]. По данным переписи населения 2002 года уже 843 350 человек назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 чел. соответственно[48]. В самой Мордовии 283, 9 тыс. чел. назвали себя мордвой, в том числе 47, 4 тыс. и и 79, 0 тыс. — соответственно мокшей и эрзей. Эти противоречивые данные были получены вследствие того, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин»[49][50], это правило вновь возродилось в Республике Мордовия в рамках кампании, предшествующей переписи 2010, когда власти республики настоятельно рекомендовали указывать национальность «мордва»[51]. В 2011 году власти Мордовии оказывали давление на портал finnugor.ru за упоминание мокша и эрзя, как отдельных народов, требуя использовать только термин «мордва»[52][53]. Одной из причин противоречивости данных 2002 называют ошибки в переписи[54][55]. Во внимание также следует принимать оторванность многих общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их предки происходили из Мордовии[56]. По данным микропереписи 1994 года в Мордовии: 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % — эрзей и лишь 3 % сказали, что они — мордва. В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы — 69 %, а остальные 31 % — мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99, 8 %[56]. По мнению директора Иститута этнологии и антропологии РАН В. А. Тишкова причиной преобладания в итогах микропереписи субэтнонимов эрзя и мокша на территории Мордовии стало некорректное интервьюирование респондентов переписчиками, которые минуя вопрос об этнониме, сразу спрашивали о субъэтнической принадлежности. Преобладание же за пределами Мордовии этнонима «мордва», по его мнению, связано с большей корректностью переписчиков в этих регионах[49]. Результаты Всероссийской переписи 2010 года однако не вызывают уверенности в корректности её проведения[57], по её итогам за период с 2002 по 2010 численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз. [править] Правильное[58] употребление экзоэтнонима Мордвиì н — ед. ч., м. р. Мордоì вка — ед. ч., ж. р. Мордваì — о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя) [править] Устаревшие варианты экзоэтнонима мордовцы, мордвины[59] [править] Численность Общая численность мордвы (мокшан и эрзян) в конце XVI века составляла около 150 тыс. чел.[60], в 1719 г. — 107 тыс. чел., по данным III ревизии в 1764—221, 1 тыс. чел., по данным IV ревизии в 1781—279, 9 тыс. чел., по данным V ревизии в 1796—345, 5 тыс. чел., по данным VIII ревизии в 1835—480 тыс. чел., по данным X ревизии в 1858—660-680 тыс. чел.[60]. Согласно Переписи населения Российской империи 1897 г. численность говорящих на финских наречиях (мордовском) составила 1023, 8 тыс. чел [61]. К началу XX века они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. общая численность мокшан и эрзян оценивалась в 1200 тыс. чел., согласно переписи 1926 г. на территорииях Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян — 795 тыс., в Барнаульском округе 1, 4 тыс. мокшан и 1, 4 тыс. эрзян, также 5, 2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима.[47] Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.[62] Регион Общая численность мокшан и эрзян Процент от населения региона Пензенская губерния 376.983 17, 1% Самарская губерния 251.374 10, 4% Ульяновская губерния 178.988 12, 9% Саратовская губерния 154.874 5, 3% Сибирский край 107.794 1, 2% Северо-Кавказский край 88.535 0, 3% Уральская область 88.484 0, 3% Нижегородская губерния 84.920 3, 1% Башкирская АССР 49.813 1, 9% Татарская АССР 35.084 1, 4% Казакская АССР 27.244 0, 4% Чувашская АССР 23.958 2, 7% Оренбургская губерния 23.602 3, 1% В 1937 г. общая численность мокшан и эрзян — 1249 тыс., в 1939 г. — 1456 тыс., в 1959 г. — 1285 тыс., в 1979 г. — 1191, 7 тыс. чел. По переписи 1989 г., численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1153, 9 тыс. чел. (большинство проживали в Советском Союзе), из них в РФ — 1072, 9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313, 4 тыс. чел., что составляло 32, 5 % населения республики. В 1989 г. проводился раздельный учёт эрзян и мокшан, а также учет назвавшихся этнонимом «мордва», что позволило также получить приблизительные данные о численности мокшан и эрзян. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296, 9 тыс. чел.[63], численность эрзян — 517, 5 тыс. чел.[64] По данным Российской переписи населения 2002 общая численность проживающих в России мокшан и эрзян составляла 843, 4 тыс. чел., в том числе в Мордовии — 283, 9 тыс. чел. (32 % населения республики)[65]. В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне - в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области. [править] История [править] Этногенез
Карта финно-угорских племён до прихода славян
Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. В I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на северу и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными[66] С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян. «По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [" От Скифии до Индии". Стр. 99.] [править] Средневековье и новое время В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка стоит на статье с 22 июня 2011.
Население Восточной Европы по Геродоту Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 до н. э.[67][68]. Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка мордва испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян. Согласно археологическим данным, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне — бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. К юго-востоку от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются историческими землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский район Тульской области), Мордово (Мордовский район Тамбовской области), Мокшан (Мокшанский район Пензенской области), Мордвиново (Сасовский район Рязанской области) и т.д. Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года, когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «поганскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода. К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226—1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. В 1237—1239 годах эрзянская земля была полностью разорена Батыем. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу (1241). В 1377 году эрзяне помогли ордынскому царевичу Арапше (Араб-шаху) неожиданно напасть на реке Пьяне на нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича, тем самым способствовав их разгрому и разорению татарами Нижнего Новгорода. Вслед за этим эрзяне предприняли грабительский набег на окрестности Нижнего Новгорода, но на пути домой были разбиты Борисом Константиновичем, князем городецким. Зимой 1377/78 годов Борис с суздальской и московской помощью предпринял удачный ответный поход в земли мордвы (эрзян)[69]. Русская колонизация и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно, начиная с конца XIV века. В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Степана Разина, а позже, и мокшане и эрзяне — в восстании Емельяна Пугачёва. Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в половине XVIII в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению (Алена Арзамасская). Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в.(«Кузьма Алексеев»). Мокша и эрзя всё более подвергалась обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских. Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в уу. Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа. [править] Антропологическое описание В большей степени мордва являются представителями европеоидной расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп[70]. Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы. Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы, для которого характерны мезокефалия, относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. У некоторых групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается северопонтийский тип центральноевропейской расы, характерный также для русских Поволжья. Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы[71]. Такие антропологические характеристики сближают мордовское население с населением, оставившим Пьяноборскую археологическую культуру[72]. И.Н. Смирнов в конце XIX века описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, с смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины)[73]. [править] Языки Основная статья: Мордовские языки Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане — мокшанский, эрзяне — эрзянский, оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных. Считается признанным существование некогда единого мордовского праязыка, который лишь в середине I тыс. н.э. распался на мокшанский и эрзянский. Лингвистами подмечено, что в языке эрзя преобладают заимствования из русского языка, а в мокшанском – из тюркских (в основном татарского, чувашского)[72]. Оба мордовских языка распадаются на ряд диалектов и смешанных говоров, локализованных в различных районах проживания мордвы. Мордовская письменность существует со второй половины XVIII века, и в настоящее время используют кириллицу, алфавит мордовской письменности совпадает с русским. [править] Традиционная культура В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка стоит на статье с 22 июня 2011. [править] Комплекс одежды
Мордовский крестьянин в традиционной одежде, Симбирская губерния, втор. пол. XIX века. Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан, похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе ещё и по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок. [править] Хозяйство В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большею разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый). К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились ещё многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права. [править] Народные верования Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти приуроченные к христианским праздникам[74]. [править] Всероссийский съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Начиная с 1992 года проходят Всероссийские съезды мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Съезд, согласно принятого устава, является высшим представительным собранием мокшан и эрзян, проживающих на территории Республики Мордовия и в других субъектах Российской Федерации. Делегаты съезда должны были избираться «в соответствии с нормой представительства: от 5 тысяч мордовского (мокшанского и эрзянского) населения - один делегат» - от республики Мордовия и всех мест компактного проживания мокшан и эрзян за её пределами. Первый съезд 14-15 марта 1992г. состоялся по инициативе обществ «Масторава» и «Вайгель». Только на первом съезде было принято 10 документов (в том числе о статусе народов для мокшан и эрзян, вывода из ИТУ Мордовии заключенных других государств, сокращение общей численности заключенных в Дубравлаге, участия мокшан и эрзян в в международных политических организациях и др.) Второй и последующие съезды проходили под патронажем правительства РМ. На втором съезде вновь выставлялось требование в частности о статусе национальностей мокша и эрзя, о принятии Государственным собранием РМ Закона о языках, с закреплением статуса государственного за мокшанским, эрзянским и др. [75] [править] Примечания 1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Всероссийская перепись населения 2010 года 2. ↑ По переписи 1989 г. в РСФСР было 1 072 939 мордвы([1]) 3. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
|