Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов композиционного ритма.






 

Основной принцип классификации видов композиционного ритма – количество компонентов в фазе. По первому принципу можно выделить четыре вида ритма.

1. Однокомпонентный (моноритм).

2. Двухкомпонентный (четный ритм).

Фаза четного ритма состоит из соотношений и сопоставлений двух компонентов А и Б. Существует четыре основных соотношения:

А.

- А и Б равноправны, но А – начальна, Б – вторична;

- Б подкрепляет А до контраста;

- А - единичное, Б – общее;

- А – сильнее, Б – слабее.

Б.

- Б носит подчиненный характер от А (это принцип завершаемого развития);

- Б противоположно в единстве смысла А.

В.

- А выполняет функцию вступления, Б – осуществляет главное воплощение.

- Б – развитое дополнение, когда главное воплощается в А.

 

3. Трехкомпонентный (не четный ритм). Фазы нечетного (триадного) ритма исходят из трех основ:

А.

- Чередование трех функций I: M: T.

Б.

- Воплощение триады «тезис – антитезис – синтез» или близких по структуре смысла вариантов: «драматизм – лирика – героика», «действие – сопротивление – преодоление» и т.д.

В.

- Воплощение триады «особенности – различия – дополнения».

 

4. Многокомпонентный (множественный).

Фаза множественного ритма состоит из последования ряда компонентов, т.е. не замкнутости. Порядок и смысловая направленность возникают каждый раз заново. Существует три основных принципа классификации последования.

Первый принцип имеет четыре вида ритма, которым соответствуют как композиционные принципы развития (фабула0, так и воплощение принципа триады «монолог – диалог – полилог»:

- Первый – одноэлементный (монодраматургия, монолог), его функциональная основа – самодвижение;

- Второй – двухэлементный (парный, диалог), предполагает сопоставления двух различий: характеров, целей, мотивов, предлагаемых обстоятельств; различие доходит до контраста, а далее и до конфликта;

- Третий – трехэлементный (триадный, сложно-действенный диалог);

- Четвертый – многоэлементный (множественный полилог) – смена средств выразительности, психологических состояний, жанров, атмосфер, обстоятельств, пристроек и приспособлений.

Существует закономерность, обусловленная психологией восприятия: многоэлементность в любом виде стремится к внутренней группировке, создающей двух или трехэлементные образования более высокого порядка.

Второй принцип последования – количество фаз, объединяемых в одно композиционное целое. Следует различать однофазный, двухфазный и многофазный ритм.

Третий принцип основан на действии качественной стороны драматургически – экспрессивных функций и непосредственно связан с понятием контраста. В системе композиционных ритмов третий принцип носит добавочный, детализирующий характер. Создает разновидности, зависящие от типо-образно-смысловых соотношений между проблемой и линиями развития характеров персонажей, от общей направленности сквозного действия, типа изложения (жанра, стиля), предполагаемых обстоятельств и структуры характеров действующих лиц спектакля.
§ 11

РАЗДЕЛЫ И ФАЗЫ КОМПОЗИЦИИ

 

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Вступление (вводная фаза) – краткая элементарная по структуре и не обособленно композиционно-начальная фаза, непосредственно вводящая в смысл действия, манеру исполнения, способ подачи сценической истории, зрителя; несет в себе эмоционально-интонационное предвосхищение или композиционное значение тезиса.

Одна из специфических функций вступления – создание психологической подготовки к восприятию сценической истории, т.е. несет в себе сигнальную функцию. Сигнальные выразительные средства вступления не ограничены лишь коммуникативным значением. Кроме призыва к вниманию, кроме значений, соответствующих выражениям: слушайте, смотрите, будьте готовы, сосредоточьтесь, приготовьтесь и т.п., а так же эмоционального настроения – «сейчас начнется..!» - эти средства, что самое главное, должны заключать со зрительным залом некое соглашение о мере условности, о способе существования сцены и зала, о жанровом эмоциональном отношении к происходящему в дальнейшем.

Другая функция вступления – введение зрителя в художественный мир спектакля (экспрессивная функция), изложение ощущения художественной идеи режиссера, образа спектакля.

Вступление служит так же функцией создания интонационного источника первого впечатления от проблемы, тенденции, атмосферы, а так же излагает информацию о месте и характере событий, перипетий и борьбы.

Вступление может нести драматургическую функцию эпиграфа как афористически сжатое воплощение режиссерской идеи, а так же функцию пролога. Вступительный тип изложения строится кратко с не развернутостью сюжетных деталей, атмосферы, взаимодействий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.