Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСЕ КЛАССЫ 149 страница






Но надо ценить то, что Валентин Пикуль открыл для нас многие эпизоды истории,

 

сделал их живыми, заполнил интересными образами, помог многим полюбить историю.

И конечно, надо помнить, что в русской и советской литературе очень сильны традиции исторической прозы и поэзии. А. С, Пушкин и Ю. М. Лермонтов, М. Загоскин и

A. К. Толстой, Л. Н. Толстой и Д. Мережков

ский, С. Есенин и А. Н. Толстой, С. Сергеев-

Ценский и А. Борщаговский, Ю. Тынянов и

B. Ян, — эти и многие другие писатели созда

ли блестящие произведения о прошлом нашей

страны. Пусть же будет продолжен их труд.

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Потеряла Россия В России Россию, —

пишет Евгений Евтушенко в стихотворении «Потеря».

Как актуальны эти строки! Не надо доказывать, что общество наше больно, что оно испытывает духовное голодание. И человек ищет пути самовыражения, форму проявления собственного «я». Во все времена люди стремились познать себя, найти свое место в жизни, несмотря на всевозможные общественные катаклизмы. На помощь всегда приходили литература, живопись, музыка..

И вот — душа современного человека. Пустая, неодухотворенная и не осмысляющая себя. Когда в ней происходит борьба, стремление показать миру свое «я», это чаще всего заканчивается поступками бесчеловечными, жестокими. Вспомним слова Вольтера: «Никуда не годится тот, кто годен только для себя». Забывая эти слова, мы оправдываем страшную реальность вокруг нас.

Человек и общество... Эта проблема остается злободневной, насущной на протяжении многих веков.'И настоящий писательтгражда-нин не может обойти ее сегодня. Так, в повести В.Распутина «Пожар» представлен глубокий, талантливый анализ современной действительности. Автор в произведении говорит о бездуховности людей, которые в тяжелую минуту думают не о спасении народного добра, а о личной наживе. Повесть призывает: остановитесь, всмотритесь в себя, так ли мы жи-

 

 

вем. Ведь жизнь дана для осознания себя человеком среди людей: счастливым, добрым, мудрым.

- К этой истине приходит герой рассказа В. Астафьева «Царь-рыба» только перед лицом смерти. И только когда дрожащим голосом он просит прощения за все, что совершил в жизни, царь-рыба отпускает его. И здесь автор призывает нас думать о последствиях каждого своего шага.

Время течет, благие порывы гаснут. А когда мы спохватываемся — поздно. Стоит вспомнить слова Чаадаева, которые еще в XIX веке писал, что Россия создана для того, чтобы весь мир увидел, как не надо жить, и, действительно, судьба России во все времена была тяжелой. Но я верю: наступят лучшие дни, и общество возродится через усовершенствование души каждого человека. И не только красота спасет мир, как утверждал Ф. Достоевский, но и доброта, милосердие, гуманизм.

Мы в туманах таких по колено в крови

набродились.

Хватит, Боже, наказывать нас.

Ты прости, пожалей.

Неужели мы вымерли?

Или еще не родились?

Мы рождаемся снова, а снова —

еще тяжелей.

(Е. Евтушенко)

МОЕ ПОНИМАНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней.

Софокл

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать

 

себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно.

Насколько бедна и бессмысленна была бы наша жизнь, не будь в ней творчества в самом широком понимании этого слова! Можно любую работу выполнять с радостью, делать ее с каждым разом лучше и лучше, внося элемент творчества, частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку. Надо только захотеть, постараться овладеть какой-либо профессией, ибо праздность ведет к деградации. Очень хорошо сказал об этом И. С. Тургенев устами своего героя Базарова. Полемизируя с Павлом Петровичем, Евгений говорит: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки». Так кратко обрисовано главное условие самоуважения и взаимоуважения в человеческом обществе — необходимость трудиться! Действительно, разве может тунеядец, бездельник, лентяй вызывать уважение? Презрение, жалость, желание помочь — но только не уважение.

Красота, если она истинная, всегда самореализуется. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, а по-другому и нельзя, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать. Только раб выполняет работу из-под палки, а свободный человек, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с обществом. Дух захватывает от мысли, что человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить красоту, разлитую вокруг. Она вернется назад сторицей. И наоборот, нельзя безнаказанно множить зло, уничтожать красоту, созданную до тебя предшествующими поколениями.

У России богатая история, которую творили разные люди, что греха таить, но лучшие ее страницы написаны великими предками: Александром Невским, Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, поэтами, художниками, музыкантами и зодчими, создавшими эталон красоты. Я верю, что в XXI веке вырастет и воспитается прекрасный человек, о котором мечтали Пушкин и Лермонтов, До-

 

 

стоевский и Некрасов. Но это случится не по мановению волшебной палочки. Для этого необходимо много и упорно трудиться над собой: быть искренним, идти к людям с открытой душой и сердцем.

Для меня воплощением гармонии и красоты являются литературные герои, созданные фантазией писателей в ту или иную эпоху: Татьяна Ларина и «тургеневские девушки», Наташа Ростова и княжна Марья, Кутузов и Тихон Щербатый, Сотников и Зоська Но-рейко. Да что говорить, есть много литературных героев, на кого я хочу походить, не копируя поведение, жесты, одежду, манеру держать себя. Главное — воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которйй родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало?! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее.

МОЕ БУДУЩЕЕ -МОЯ ПРОФЕССИЯ

 

гениальности и мастерстве. Этот художник любил лето — в его палитре яркое разноцветье, не тускнеющие веками краски. А тут работал аскет, линии его рисунка скупы и безукоризненно точны, нет внешней красивости, но они оамо совершенство, несколькими штрихами создают целый мир.

Привлекает меня и работа театральных художников-декораторов, их мастерство не перестает поражать и восхищать. Вот на сцене появляется заросший старинный сад, озеро с лебедями, древний замок или веселая деревенская улица. Все это сотворили умелые и талантливые руки профессиональных художников.

Но чтобы стать мастером, нужно очень много трудиться, создавать свой стиль, а иначе и не стоит браться за такую сложную и прекрасную работу. Надеяться, что тебя осенит и ты вдруг станешь знаменитым, — не стоит. Надо каждодневно трудиться, оттачивать свой почерк и мастерство, только тогда чего-то сможешь добиться. Но сначала надо определиться. А это очень сложно, хочется попробовать себя во всем. Отец говорит, что я разбрасываюсь. А я ищу свой путь, чтобы выбрать, не пожалев потом, и достичь высот мастерства. О другом не стоит и мечтать.

 

Статую красит вид, а человека — деяния его. Пифагор Самосский

В пятнадцать—семнадцать лет, вероятно, сложно выбрать то единственное дело, которому потом отдашь долгие годы жизни, совершенствуя свое мастерство. Но мне повезло, я с раннего детства знал, что буду художником.

Мои дед и отец — художники. Я люблю наблюдать за их работой. Дед — живописец, а отец — график. Я еще не решил, чему отдам предпочтение, но мне нравится декоративно-прикладное искусство. Я сам делаю шкатулки, а потом расписываю их волшебными узорами или нехитрыми сценками из народной жизни.

Привлекает меня и монументальная живопись, фрески в храмах. Эти величественные творения пережили века и теперь могут многое рассказать нам о своих создателях, их

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СВОБОДА В ТВОРЧЕСТВЕ

ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА

(вариант 1)

Все творчество Джорджа Гордона Байрона проникнуто любовью к свободе. Он был очень свободолюбивым и ненавидел тех, кто притесняет других людей. Особенно хорошо это прослеживается в его произведениях, посвященных освободительной войне греческого народа против турецкого ига.

В те годы, в начале XIX века, Греция на-

 

 

ходилась под владычеством турецкого султана. Греки часто поднимали восстания, чтобы стать независимыми, но они жестоко подавлялись. Байрон сочувствовал грекам и очень хотел, чтобы они стали наконец свободными. Это нашло отражение в стихотворении «Песня греческих повстанцев». Начинается она с призыва:

О Греция, восстань! Сиянье древней славы Борцов зовет на брань, На подвиг величавый. К оружию! К победам! Героям страх неведом. Пускай за нами следом Течет тиранов кровь.

Джордж Байрон говорит, что настоящие герои не боятся смерти. Ведь они погибают за родину, защищая своих близких и родных. Их смерть сделает свободным весь греческий народ.

Байрон призывает греков «с презреньем сбросить» ярмо турецкого ига, смыть с себя «рабское клеймо» и стать навсегда свободными людьми. Он говорит, что греки должны быть достойны своих великих предков: Пусть доблестные тени Героев и вождей Увидят возрожденье Эллады прежних дней.

Древняя Греция часто подвергалась нашествиям чужеземцев. Особенно часто она воевала с персидскими царями-тиранами. Персия была тогда очень большой страной, но так и не смогла победить маленькую Грецию. Не смогла, потому что греки были очень свободолюбивым и сильным духом народом.

И вот Байрон призывает греков вспомнить о своих великих предках, о подвигах великих спартанцев и афинян:

Спарта, Спарта, к жизни новой Поднимайся из руин И зови к борьбе суровой Вольных жителей Афин. Пускай в сердцах воскреснет И нас объединит Герой бессмертной песни Спартанец Леонид.

Леонид был одним из вождей спартанцев, когда персидский царь Ксеркс напал на Грецию. Персов было очень много, но проход

 

в Грецию им закрывали горы. Одна дорога только вела через перевал. Она проходила через Фермопильское ущелье. И вот там Леонид вместе со своими воинами занял оборону.

Они поклялись не пропустить персов, пока живы. Всего их было триста человек. Они долго защищали ущелье, и только предательство помогло персам. Один местный житель показал им обходную тропинку, и они окружили спартанцев:

Ом принял бой неравный

В ущелье Фермопил

И с горсточкою славной

Отчизну заслонил.

И, преградив теснины,

Три сотни храбрецов

Омыли кровью львиной

Дорогу в край отцов.

Спартанцы погибли все до одного. Но они погубили множество врагов и, самое главное, задержали их войско. А за это время греки собрались с силами и смогли в конце концов выиграть войну. Так подвиг всего лишь трехсот спартанцев помог грекам отстоять свою независимость.

Вот о таких славных временах и напоминает Байрон тем, кто живет в его время. Он призывает их быть такими же смелыми и сильными, как их знаменитые предки. Он говорит им, что потомки таких свободолюбивых людей не должны оставаться рабами, они должны быть свободными. Да, свобода не дается легко. За нее часто приходится сражаться и погибать. Но такая смерть не будет напрасной, она сделает многих людей свободными и счастливыми.

И сам Байрон не просто призывал греков к борьбе. Он поддерживал их и своим личным примером. На собственные деньги снарядил корабль с оружием и сам отправился на помощь к греческим повстанцам. Там он и погиб, борясь за свободу Греции. Я думаю, что его судьба оказалась похожей на судьбу великих древнегреческих героев: он погиб за свободу. И его призывы к борьбе за свободу не были пустыми словами. Мне кажется, что так должен поступать каждый уважающий себя человек: не только говорить красивые слова, но и самому делать то, о чем ты говоришь.

 

 

СВОБОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА

(вариант 2)

В творчестве Джорджа Гордона Байрона главное место занимают темы любви и свободы. Многие его произведения посвящены этому. Например, «Песня для луддитов». Луддитами в Англии в начале XIX века называли рабочих, которые боролись за лучшую жизнь для себя.

Простые люди в то время в Англии жили очень плохо. Они много работали (по двенад-цать-четырнадцать часов) и получали очень мало денег. На заводах и фабриках в то время было очень много женщин и маленьких детей. Особенно мне жалко детей. Они не могли учиться и часто даже не умели ни читать, ни писать. С раннего детства им приходилось работать наравне со взрослыми, чтобы они могли элементарно выжить.

И вот луддиты выступали против таких порядков, против владельцев фабрик и заводов. Они выводили из строя машины и организовывали демонстрации, протестуя против тяжелой жизни. Луддитами их называли потому, что у них был легендарный предводитель по имени Лудд. Никто не знает, существовал ли он на самом деле. Но, как и другой народный герой Робин Гуд, он был символом борьбы за свободу. Об этих людях Джордж Байрон и написал свое стихотворение. Начинается оно такими словами:

Как когда-то за вольность в заморском краю

Кровью выкуп вносил бедный люд,

Так и мы купим волю свою.

Жить свободными будем иль ляжем в бою!

Смерть владыкам! Да славится Лудд!

В этих строках Джордж Байрон напоминает рабочим о том, как боролись за свободу их братья в Северной Америке. Тогда, в конце XVIII века, жители североамериканских колоний восстали против власти английского короля и с оружием в руках завоевали свободу. Король послал против них войска, но они победили и основали независимую страну — Соединенные Штаты Америки.

Вот и рабочих Англии Байрон призывает последовать примеру колонистов: взяться за оружие и пойти в бой против угнетателей.

 

Он считал, что люди должны быть свободными или погибнуть в бою за свободу. Но жить рабами нельзя. Нужно бороться со своими угнетателями:

Мы на саван тирану соткем полотна,

За оружье возьмемся потом.

Угнетателям смерть суждена!

И красильный свой чан мы нальем дополна,

Но не краской, а кровью нальем.

Байрон верил, что только с оружием в руках человек может завоевать свободу. И кровь, которую проливают люди, борясь за свою волю, проливается не зря:

Эта смрадная кровь, как живительный ил,

Нашу почву удобрит, и в славный тот день

Обновится, исполнится сил

Дуб Свободы, что некогда Лудд посадил,

И над миром прострет свою сень.

Я так же, как и Джордж Байрон, верю, что дерево Свободы будет расти и набираться сил. Верю, что в конце концов все люди в мире будут жить свободной и счастливой жизнью.

Байрон много выступал и писал в поддержку Греции. В то время эта страна была под властью Османской империи, но греки часто поднимали восстания против турецкого ига. Для них Байрон написал свою знаменитую «Песнь греческих повстанцев».

В этом стихотворении он призывает греков смело бороться за свою свободу и напоминает им о героях Древней Греции. Например, он говорит в ней о подвиге спартанцев под предводительством царя Леонида. Они все погибли в Фермопильском ущелье, защищая дорогу в Грецию. Им персы обещали жизнь и богатство, если они сдадутся, но те гордо отказались. Они предпочли умереть свободными, чем жить рабами. Вот и современных ему греков Байрон призывает быть такими же:

С презреньем сбросьте, греки, Турецкое ярмо, Кровью вражеской навеки Смойте рабское клеймо!.. К оружию! К победам! Героям страх неведом. ■ Пускай за нами следом Течет тиранов кровь.

Мне очень нравится, что Байрон боролся за свободу не на словах, а на деле. Он не

 

 

только призывал греков к борьбе, но и сам отправился к ним на помощь. В то время все прогрессивные люди в Европе выступали в поддержку греков, и многие из них помогали угнетенному народу. Лорд Байрон снарядил на свои деньги корабль с оружием и сам отправился на нем, чтобы поддержать мужественных греческих повстанцев. В бою он и погиб. Погиб, сражаясь за свободу.

БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК

(по стихотворению Роберта Вернса

«Честная бедность», вариант 1)

В стихотворении знаменитого шотландского поэта Роберта Бернса говорится о том, что бедность не является человеческим пороком. Бедный — это не значит плохой. Так же, как и богатство не означает, что его обладатель — это хороший человек.

Если ты беден, но честен, то стыдиться нечего. А тот человек, который стыдится, — «трусливый раб и прочее». Богатство, считает Берне (и я с ним согласна), —.это внутренний мир человека, а не деньги:

...Богатство — Штамп на золотом, А золотой — Мы сами!

Шотландский поэт говорит нам о том, что бедняки часто бывают очень достойными и хорошими людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. А вот тот, кто носит богатые одежды, хорошо ест, тот часто бывает на самом деле «дурак и плут». И Берне призывает нас: «...Судите не по платью».

Кроме того, для Роберта Бернса настоящая знать — это те люди, которые хорошо и честно работают. Те, кто своим трудом приносят реальную пользу. А богачи часто бывают глупы и невежественны. Простые люди должны перед ними склонять головы только потому, что это знать:

Вот этот шут — природный лорд. Ему должны мы кланяться. Но пусть он чопорен и горд, Бревно бревном останется!

 

Так было раньше, в те времена, когда жил сам Роберт Берне. Тогда на самом деле простые люди должны были подчиняться дворянам. Но теперь это не так: мы живем в демократической стране, и перед законом здесь все равны. А человека ценят по его работе, а не по его происхождению.

А в те времена король мог, например, назначить своего лакея генералом просто потому, что ему так захотелось. Но, несмотря на то, что он мог делать что угодно, все-таки король не мог сделать дурака умным или подлеца благородным:

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить честным малым. У человека может быть сколько угодно различных наград или званий, денег и другого имущества, но все эти вещи не могут заменить человеку ум и благородство:

При всем при том,

При всем при том

Награды, лесть

И прочее

Не заменяют

Ум и честь

И все такое прочее!

Но, несмотря на то, что в его времена людей ценили за их происхождение, Роберт Берне верит в лучшее. Он верит, что рано или поздно наступит такое время, когда людей будут ценить за их внутренние достоинства: трудолюбие, ум, совесть, честность: Настанет день, и час пробьет, Когда уму и чести -На всей земле придет черед Стоять на первом месте. Мне кажется, что такое время постепенно наступает, и в нашей стране тоже. Конечно, не всегда и не везде это так, но все-таки во многих демократических странах люди ценят не деньги и не знатность, а настоящие человеческие качества. Лично я (как и Роберт Берне) верю, что рано или поздно, но это произойдет на всей земле. Люди не будут пресмыкаться перед богатыми. Не будут стараться во что бы то ни стало разбогатеть, а будут стремиться стать богаче душевно. Верю, что люди все больше и больше будут заботиться друг о друге, невзирая на происхождение.

 

 

Я очень надеюсь, что мечта Роберта Бернса исполнится. А он мечтал вот о чем:

При всем при том,

При всем при том

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК

(по стихотворению Роберта Бернса «Честная бедность», вариант 2)

Шотландский поэт Роберт Берне в своем стихотворении «Честная бедность» рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью.

В стихотворении противопоставлены бедные, но честные и богатые, но нечестные люди. Он утверждает, что богатство не означает, что его обладатель — это человек честный и благородный. Скорее наоборот: часто богатый человек оказывается глупым и негодяем. Я думаю, что во времена Роберта Бернса (а он жил в XVIII веке) так и было. Тогда всем в Англии заправляли люди богатые и знатные. Они не обязательно были самыми умными, но их деньги и их титулы давали им право управлять страной.

В то же время очень многие умные и достойные люди не могли найти применения своим способностям. Ведь они были бедны и неблагородного происхождения. Вот Роберт Берне и выступает в своем стихотворении с критикой таких порядков:

Мы хлеб едим и воду пьем, Мы укрываемся тряпьем И все такое прочее, А между тем дурак и плут Одеты в шелк и вина пьют И все такое прочее.

Для самого Роберта Бернса настоящая знать — это те люди, кто зарабатывает себе на жизнь своим трудом. Он говорит, что о человеке нельзя судить по платью (и я в этом с ним полностью согласна), а главное, что он умеет делать и какая у него душа. Если че-

 

ловек добрый, если он умный и честный, то не важно, кто он по происхождению и сколько у него денег. И наоборот, сколько бы ни было у человека денег и титулов, они не заменят ему ни ума, ни совести: При всем при том, При всем при том, Хоть весь он в позументах, — Бревно останется бревном И в орденах и в лентах! В то время во многих странах основой социального строя была абсолютная монархия. И король мог делать все, что он захочет. Никто не мог ему ни в чем перечить. Никто не мог критиковать его поступки, потому что он был самым знатным человеком в стране. И он мог назначить на любой пост человека глупого или нечестного только потому, что тот знатен или покорен ему: Король лакея своего Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым. И все вокруг должны подчиняться таким решениям. Простые люди должны были кланяться при встрече с дворянином только потому, что это лорд. И никого не интересовало, что этот лорд может быть «бревно бревном».

Таким людям Роберт Берне противопоставляет умных и честных тружеников. Для него нет никого лучше этих людей. И пусть у них мало денег, но зато они богаты душой. И он призывает этих людей не стыдиться своей бедности, не думать о себе плохо только потому, что у тебя пустой кошелек: Кто честной бедности своей Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее.

Я тоже так думаю. Мне кажется, что, когда бедняк начинает преклоняться перед богатством, это неправильно. Человек так унижает самого себя. Он становится настоящим рабом. Пусть не фактически, но внутри себя, в своем сердце. Он раб денег. Роберт Берне абсолютно прав: никакие деньги, никакие награды, никакая лесть и «прочее» не заменят человеку ни ума, ни чести.

Мне, как и замечательному шотландскому поэту Роберту Бернсу, очень хочется,

 

 

чтобы настал тот день и час, все люди будут равны друг перед другом, когда не будет знатных и неблагородных, не будет бедных и богатых. А на первом месте у всех будет сто-

ять ум и честь!

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

(по балладе Иоганна Вольфганга Гёте

«Лесной царь», вариант 1)

В своей балладе «Лесной царь» великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете рассказывает нам об отношении человека к природе. В этом произведении три главных героя: маленький мальчик, его отец и «лесной царь» — это большой темный лес, через который они скачут.

Отец и маленький мальчик едут домой. Возвращаются они очень поздно, и мальчику кажется, что темный лес с белым туманом — это «лесной царь с седой бородой»:

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой».

«О нет, то белеет туман над водой».

Маленький мальчик боится темного леса. Ему кажется, что лес населен страшными зверями и загадочными существами. Все эти существа для него враги, они все хотят на него напасть.

В те времена, когда Гете писал свою балладу, у простых людей было еще очень много суеверных представлений о лесе. Бабушки рассказывали детям о страшной чаще, в которую нельзя ходить, там водится леший, живут волки и другие хищные звери.

Поэтому маленький мальчик так и дрожал. После бабушкиных сказок ему любой шелест веток от ветра казался голосом лесного царя, который с ним говорит. В каждом шуме, доносившемся из-за деревьев, ему чудилась угроза:

«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».

И как отец ни убеждал сына, что все это только ему кажется, ужас перед таинственной и незнакомой природой оказался сильнее, чем слова родного отца. Мальчик тря-

 

сется от страха, потому что он с самого раннего детства верит в чертей и другую нечисть. Ему кажется, что все эти существа хотят непременно схватить его и причинить ему зло. И он уже не говорит с отцом, а кричит ему:

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». - Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит.

И в конце концов малыш не выдерживает. Страх был так велик, темный холодный лес так его пугал, что мальчик умер прямо на руках у своего отца:

Ездок погоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

Невежество и слепая вера в чудеса и волшебство — вот, как мне кажется, причина трагедии. Немецкий поэт рассказал нам историю на первый взгляд простую, но, как в любом великом произведении, у нее множество прочтений, и говорит он в ней и об этом.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

(по балладе Иоганна Вольфганга Гёте

«Лесной царь», вариант 2)

Иоганн Вольфганг Гете в своей балладе «Лесной царь» рассказал нам о страхе, который испытывают некоторые люди перед неизвестными явлениями природы. Особенно это было распространено раньше, в античное время и в средние века.

Но и во времена Гете еще многие люди боялись природных явлений. Они были очень суеверны, для них все было связано с божественными силами: молния, гроза, буря и многое другое.

Особенно люди боялись леса. В каждой чащобе, по их мнению, водились различные сказочные существа: добрые и злые. Вот и маленькому мальчику, который скакал через лес на лошади с отцом, казалось, что в лесу живет какой-то «лесной царь». И что он хочет его схватить и забрать к себе.

В каждом кустике, в каждом дереве мальчику чудится угроза. Шелест ветра в ветвях

 

 

он принимает за голос «лесного царя». Ребенку кажется, что он всеми способами старается завлечь его к себе:

«Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и'радость сулит».

Кроме «золота и перлов» «лесной царь» обещает ему сладкий сон:

«Ко мне мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».

Несмотря на все уговоры отца, мальчик боится. Ему кажется, что его вот-вот схватят и что отец его не сможет спасти:

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит.

Как ни спешил отец, сын умер у него на руках. Когда они прискакали наконец домой, то было уже поздно.

Суеверный страх человека перед природой делает его слабым и беззащитным. Я думаю, что малыш меньше боялся бы леса, если бы его не пугали с детства страшными историями о нем. Если бы его с детства приучали к тому, что природа не враг, а друг человеку. Тогда бы, я уверена, он пересилил бы свой страх и поверил бы своему отцу. И все было бы иначе.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

(по рассказу Джека Лондона

«Любовь к жизни», вариант 1)

Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это — борьба. В его рассказе «Любовь к жизни» главный герой борется за свою жизнь с природой и зверями. И в конце концов побеждает.

У Джека Лондона очень много рассказов об американском севере, о тяжелой и полной опасностей жизни там. Главный герой одного такого рассказа «Любовь к жизни» вместе со своим товарищем отправился на поиски золота. На обратном пути у них закончились

 

запасы еды и патроны. Они больше не могли добывать пищу и сильно голодали. С каждым днем они теряли все больше сил.

И вот однажды главный герой, переходя через ручей, подвернул ногу. Он стал отставать от товарища, а тот ничем не помог, бросил его и ушел дальше один. Сначала герой рассказа (мы не знаем его имени) упал духом. Ведь он остался один на много миль вокруг, без помощи, с вывихнутой ногой, голодный. «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни'деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — ив его глазах появилось выражение страха».

Но потом он пересилил свой страх, собрался с духом и, превозмогая боль, пошел по следам своего товарища. Он знал дорогу. Она вела к тайнику, в котором были спрятаны снасти для рыбной ловли, патроны и немного еды. Это должно было спасти ему жизнь. Он заставлял себя думать, что дойдет до тайника и что Билл (так звали его товарища) подождет его там. «Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, — оставалось только лечь на землю и умереть».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.