Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Вторая переработанная редакция

    3. Журнал Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789)

    Журнал Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» стал родоначальником отечественных изданий для юного читателя. Журнал учитывал специфику аудитории, поэтому ориентировался на определенные возрастные границы: дети от шести до двенадцати лет.

    Он был

    1. еженедельником (по типу издания) (составлял компелект из двадцати книжек);

    2. бесплатным

    3. приложением к газете «Московские ведомости»

    4. выходил с 1785 по 1789 год.

    Концепция журнала. В основу концепции журнала легли педагогические воззрения Новикова, которые непосредственно связаны и вытекают из его просветительских идей. Непосредственно педагогические взгляды изложены в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.). (В хрестоматию или приложение к учебному пособию пример выдержки из статьи).Они сводились к тому, что

    1) процветание государства, благополучие народа зависит от «доброты нравов», а привить «добрые нравы», «добродетель», «народную гордость», уважение к другим можно посредством достойного воспитания.

    2) в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства».

    3) Только добрый, счастливый человек, по мнению Новикова, становится полезным Отечеству гражданином.

    4) Достойное воспитание - это воспитание физическое, нравственное и интеллектуальное – «просвещение или образование разума».

    Направление журнала и его задачи. Т.о., по мнению основателя, журнал должен «Распространять науку, добрые обычаи, обогащать ум», «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан», с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Т.е. решались с помощью журнала воспитательные, познавательные и развивающие задачи.

    Просветительские функции определили характер журнала. Это энциклопедизм. Отсюда содержание журнала: научные (познавательные) статьи по разным отраслям знаний, беседы о явлениях природы. Редакция так обозначила эту содержательную часть: «для обогащения ума» журнал будет содержать пьесы физики, натуральной истории, географии». Для этого использовались литературно-художественные произведения, научно-популярные, занимательные и общепознавательные статьи, переводные материалы, очерки по различным отраслям науки («О побуждении диких животных к сохранению жизни», «О системе мира», «Путешествие Васко да Гамы в Индию» и др.). (Найти пример пары статей из журнала в приложение).

    Воспитательные функции решались в большинстве своем за счет художественных произведений. Это повести, рассказы, басни, комедии, шутки, написанные эмоционально и живо, и что не маловажно, хорошим русским языком. В обращении к читателям в первом номере журнала эта часть содержания обозначалась так: моральные и нравоучительные пьесы, «чтение таких пьес послужит к рождению во младых сердцах ваших таких чувствований, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему творцу и добрыми гражданами вашего Отечества» (1785 Ч.1).

    В журнале не было открытого, грубого дидактизма. Назидание облекалось в форму обращения к маленькому читателю или в поучительную шутку, прозрачную аллегорию. Хотя нравоучительные статьи печатались и с вполне морализаторскими названиями: «Плачевные следствия пристрастия к игре», «О скромности», «Детская любовь и благодетельность», «Награждение прилежности и бережливости».

    Как видите, воспитательные функции реализовывались также в нравоучительных рассказах, В них также содержались мысли об уважение к крестьянскому труду, духовному и нравственному превосходству людей простого сословия.

     

    Новиков сумел привлечь к работе талантливых писателей, имевших литературный вкус. Например, одним из редакторов был Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и разума» первую повесть «Евгений и Юлия»). Для журнала отбирались лучшие переводные произведения: Вольтер, Лессинг, Томсон и многие другие.

    <== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
    Вирусhый карциhогеhез | Журналы второй четверти 19 века. С развитием детской периодики приходил опыт, закладывались и развивались традиции




    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.