Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «ПЕТРОКОМ» по закупкам товара






 

Ассортимент реализуемых «ПЕТРОКОМ» товаров состоит из четырех видов товаров: крупы, сухофрукты, мясные и рыбные консервы. Данные виды товаров имеют разновидности в зависимости от характеристик. По сравнению с 2012 годом в 2013 году ассортимент был расширен. В частности, в 2012 году в торговый ассортимент
ООО «ПЕТРОКОМ» не входили консервы из мяса цыпленка, что, по-моему, являлось упущением руководства, так как это товар пользуется большим спросом. Также в ассортименте было увеличено число наименований круп, появились как ходовые модели, так и менее распространенные, но востребованные покупателями. В 2014 году ассортиментный перечень остался без изменений. Предлагаемый ООО «ПЕТРОКОМ» товарный ассортимент представлен в таблице 2.3 за период с 2012 по 2014гг. Как видно из таблицы 2.3, торговый ассортимент ООО «ПЕТРОКОМ» узкий – 4 вида товаров

 

Таблица 2.3 – ассортимент товаров, предлагаемых ООО «ПЕТРОКОМ»
в динамике за 2012 – 2014гг.

Вид товара Разновидность товара 2012 год 2013 год 2014 год
Крупы Из пшеницы №3 - + +
Из пшеницы № 1 + + +
  Из ячменя №1 + + +
  Гречневая крупа - + +
  Ядрица 1-го сорта + + +
  Пшено шлифованное - + +
  Рис + + +
  Рис экстра + + +
  Рис высшего сорта + + +
  Рис 2-го сорта + + +
  Крупа из овса плющенная + + +
  Хлопья геркулес + + +
  Артек + + +
  Горох полированный + + +
  Греча + + +
  Толокно - + +
  Дикий рис + + +
  Чечевица + + +
  Рис “Басмати” + + +
Мясные консервы Свинина в собственном соку + + +
Говядина в остром соусе + + +
Рыбные консервы Печень трески + + +
Бычек в томате + + +
  Сельдь в пряной заливке + + +
Сухофрукты Курага - + +
Яблоко - + +
  Вишня - + +
  Груша - + +
  Ананас - + +
  Киви - + +
  Чернослив   + +

 

Расширение ассортимента в 2013 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Судя по значительному увеличению товарооборота в 2014 году, данная мера была оправдана и дала соответствующие финансовые результаты.

Торговый ассортимент ООО «ПЕТРОКОМ» всегда полный и стабильный. Это достигается вследствие реализуемого на предприятии метода работы, когда основанием для закупки товаров служат, прежде всего, заявки покупателей плюс резервный запас, рассчитываемый по итогам реализации за предыдущие периоды, что возможно благодаря хорошо налаженным связям с поставщиками.

Закупка товара осуществляется по мере необходимости – определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса.

На складе ООО «ПЕТРОКОМ» ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет руководству в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. При этом также учитывается небольшая площадь склада.

Такой метод определения потребности в закупаемых товарах при грамотной реализации создает предпосылки к эффективному управлению товарными запасами. Эффективность управления товарными запасами определяется, прежде всего, показателями оборачиваемости запасов (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – анализ оборачиваемости товарных запасов (ТЗ)
ООО «ПЕТРОКОМ» (2012 – 2014гг.)

Показатели 2013 год 2014 год Отклонение В % к 2013 г.
Товарооборот, млн.р. 101, 4 257, 5 + 156, 1 253, 94
Средние остатки ТЗ, млн.р. 2, 75 2, 15 - 0, 60 78, 18
Коэффициент оборачиваемости ТЗ 36, 87 119, 77 + 82, 9 324, 84
Оборачиваемость ТЗ в днях 9, 76 3, 01 - 6, 75 30, 84

 

Анализ показывает увеличение скорости оборачиваемости товарных запасов почти в 3 раза, что, безусловно, повлияло на рост товарооборота в 2014 году. Однако нельзя судить об эффективности управления запасами только лишь по скорости оборачиваемости. Необходимо также проанализировать расходы, связанные с закупочной деятельностью, определить насколько они обоснованы и рентабельны.

 

В связи с тем, что ООО «ПЕТРОКОМ» согласно договорам с поставщиками производит доставку товаров на свой склад самостоятельно, основная статья расходов при осуществлении закупок товаров – транспортные расходы. При этом прямые расходы по хранению сравнительно невелики, так как реализуемый товар не требует специфических условий хранения и методов перемещения, однако значительные затраты связаны с оплатой аренды склада.
В таблице 2.5 представлен анализ расходов ООО «ПЕТРОКОМ» по осуществлению закупок.

 

Таблица 2.5 – анализ структуры, динамики и рентабельности расходов ООО «ПЕТРОКОМ» на закупку товаров (2012 – 2014гг.)

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.    
В абс. выр. В % к 2012г. В абс. выр. В % к 2013г.
Транспортные расходы, млн.р. 0, 61 0, 56 - 0, 05 91, 8 0, 78 + 0, 22 139, 29
Расходы на хранение, в т.ч. аренда склада, млн.р. 1, 8 1, 6 - 0, 2 88, 89 2, 6 + 1, 0 162, 5
Общая сумма расходов по закупке товаров, млн.р. 2, 41 2, 16 - 0, 25 89, 63 3, 38 + 1, 22 156, 48
Рентабельность расходов по закупке товаров, % 58, 09 55, 56 - 2, 53 95, 64 136, 09 + 80, 53 244, 94

 

Снижение расходов на закупку товаров в 2013г. на 0, 25 млн.р. (10, 37 %) и их рост в 2014г. на 1, 22 млн.р. (56, 48 %) обусловлено в первую очередь динамикой оптового товарооборота в этот период.

Проведенный анализ говорит о достаточно эффективной деятельности ООО «ПЕТРОКОМ» по формированию ассортимента. Как показала практика, расширение ассортимента благоприятно сказалось на финансовых результатах деятельности ООО «ПЕТРОКОМ», что говорит о целесообразности расширения ассортимента в будущем. Более быстрый темп роста товарооборота, нежели расходов на закупку, и высокая рентабельность данной статьи расходов говорит об отсутствии необоснованных затрат, что положительно характеризует деятельность предприятия в этом направлении. Уменьшение средних остатков товарных запасов и ускорение их оборачиваемости в 2014 году указывает на повышение эффективности коммерческой деятельности по управлению товарными запасами на предприятии.

ООО «ПЕТРОКОМ» осуществляет закупку товара для последующей оптовой продажи только у Русских поставщиков. Закупка товаров у поставщиков осуществляется на основе договоров купли-продажи, которые заключаются в простой письменной форме и заверяются подписями и печатями сторон. Предметом данных договоров является купля-продажа товара, стороны – Продавец и Покупатель. Типовой договор купли-продажи с поставщиками ООО «ПЕТРОКОМ» содержит следующие основные условия – момент перехода права собственности на товар к Покупателю, цель приобретения товара, ассортимент, количество, цена товара и порядок расчетов, качество товара и условия доставки, срок действия договора, а также реквизиты сторон. При определении ассортимента, количества и цены приобретаемого товара стороны в договорах ссылаются на протоколы согласования цен. Способ и сроки оплаты: в течение 30 дней с момента получения товара, однако возможна и предварительная оплата. Согласно договорам ООО «ПЕТРОКОМ» с поставщиками доставка товара осуществляется за счет Покупателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

При каждой отдельной поставке по договору ассортимент, количество и цена товара согласовывается в Протоколе согласования договорной цены на товарно-материальные ценности. Данный Протокол содержит наименование товара, единицу измерения, количество, цену единицы продукции изготовителя, оптовую надбавку поставщика, цену реализации и стоимость без НДС. Отпуск товара производится по товаротранспортным или товарным накладным – ТТН-1/ТН-2 (см. Приложение), где указывается дополнительно сумма НДС и стоимость с НДС. Оплата осуществляется согласно ТТН/ТН.

Основным поставщиком является – Росрезер.

Для оценки эффективности коммерческой деятельности ООО «ПЕТРОКОМ» по закупкам товара проведем анализ динамики объема закупок в целом и по каждому поставщику в частности в период с 2012г. по 2014г. (таблица 2.6). В 2013 году произошло снижение активности предприятия – объем закупок снизился на 32, 2 млн.р. (26, 43 %) по сравнению с 2012 годом.

 

Таблица 2.6 – динамика объема закупок ООО «ПЕТРОКОМ» за 2012 – 2013гг.

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.    
по сумме, млн.р. в % к 2012г. по сумме, млн.р. в % к 2013г.
1. ООО «Первомайский» 39, 37 26, 87 -12, 5 68, 25 78, 63 51, 76 292, 63
2. ООО «Приволжский» 30, 46 25, 76 -4, 7 84, 57 62, 24 36, 48 241, 61
3. Росрезерв 45, 72 33, 63 -12, 09 73, 56 91, 51 57, 88 272, 11
4. Прочие 6, 25 3, 34 -2, 91 53, 44 6, 52 3, 18 195, 21
Итого: 121, 8 89, 6 -32, 2 73, 56 238, 9 149, 3 266, 63

 

Однако в 2014 году наблюдается значительное увеличение объема закупок. Так, общий объем закупок в 2014 году составил 238, 9 млн.р., что превышает значение предыдущего года в 2, 5 раза (на 149, 3 млн.р.). Наибольшее увеличение – закупки у Росрезерва (на 172, 11 %), наименьшее – у ООО “Приволжский”(на 141, 61 %).

Проведем анализ структуры закупок ООО «ПЕТРОКОМ» по поставщикам
(таблица 2.7).

 

 

Таблица 2.7 – структура закупок ООО «ПЕТРОКОМ» за 2012 – 2014 гг.

Поставщик 2012 год 2013 год Отклонен. от 2012г. 2014 год Отклонен. от 2013г.
уд. вес, % уд. вес, % по уд. весу, п.п. уд. вес, % по уд. весу, п.п.
1. ООО «Первомайский» 32, 32 29, 99 -2, 33 32, 91 2, 92
2. ООО «Приволжский» 25, 01 28, 75 3, 74 26, 05 -2, 70
3. Росрезерв 37, 54 37, 53 0, 00 38, 30 0, 77
4. Прочие 5, 13 3, 73 -1, 40 2, 73 -1, 00
Общий объем закупок 100, 00 100, 00 Х 100, 00 Х

 

 

По данным таблицы 2.7 видно, что структура закупок достаточно стабильна. Так, в период 2012 – 2014гг. наибольший удельный вес в общем объеме закупок занимает Росрезерв (37, 54 – 38, 30 %). Это связано не столько с бó льшим объемом закупок, сколько с более высокой ценой товаров, закупаемых у данного поставщика, по сравнению с ценами на другие товары, приобретаемые у других поставщиков (ООО “Приволжский”– сухофрукты; ООО " Первомайский" – крупы). Доля закупок у ООО " Первомайский" в 2013 году снизилась на 2, 33 процентных пункта, у ООО " Приволжский", напротив, повысилась – на 3, 74 п.п.

В 2014 году произошло обратное – удельный вес ООО «Первомайский» вырос на 2, 92 п.п. и составил 32, 91 %; ООО " Приволжский" – снизился на 2, 70 п.п. и составил 26, 05 % от общего объема закупок. Удельный вес закупок у прочих поставщиков остается незначительным (5, 13 – 2, 73 % в 2012 – 2014 гг. соответственно), как правило, это разовые поставки, часть таких договоров заключалась в случае возникновения затруднений у основных поставщиков.

Основными критериями при выборе поставщиков являются качество товара, цена, способ оплаты и надежность партнера (соблюдение сроков поставки и ответственность при исполнении других договорных обязательств). У всех поставщиков ООО «ПЕТРОКОМ» приобретает товар с отсрочкой платежа в тридцать дней, несмотря на то, что ООО “Приволжский” предлагает скидки в размере 3 % при предоплате за товар. Только в частных случаях по просьбе поставщика может иметь место предоплата, что возможно при наличии денежных средств на расчетном счету предприятия и уверенности руководства в скорой реализации товара.

Росрезер является основным импортером пищевых продуктов определенного вида, поэтому ООО «ПЕТРОКОМ» приобретает данный товар именно у этого поставщика, так как цена ниже и имеется возможность выставления максимальной торговой надбавки при работе с покупателями, приобретающими данный товар для собственного производства.

ООО “Первомайский” и ООО «Приволжский» реализуют товар по сравнительно низким ценам, так как приобретают его у импортеров и изготовителей. Данные организации зарекомендовали как надежные партнеры, поставляющие товар качественный, в соответствующем количестве и в указанный срок.

В связи с ростом объема закупок в 2014г. возросла кредиторская задолженность ООО «ПЕТРОКОМ» на 56, 9 млн.р. (более чем в 19 раз), так как предприятие имеет отсрочку платежей в 30 дней по условиям договоров с поставщиками. По данным бухгалтерской отчетности на конец 2014 года просроченной задолженности ООО «ПЕТРОКОМ» не имеет.

Таким образом, отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны ООО «ПЕТРОКОМ», говорит о достаточно эффективном ведении предприятием договорной работы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.