Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Геоконфликтология: понятийно-терминологический аппарат
В середине ХVIII века, французский экономист и философ Анн Робер Тюрго, отметил наличие связей между физико, культурно-географическими факторами и политическими процессами. Однако только через 150 лет, в качестве самостоятельного научного направления, в конце XIX, выделяется Политическая география [12]. Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов. Политическая география находится на стыке разных дисциплин, тесно связана со многими общественными науками, в первую очередь – с политологией, историей, социологией, международным и государственным правом, что делает её довольно интегрированной в общественную жизнь. В то же время, данная наука входит в систему географических наук, так как имеет целью изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов и взаимосвязей между их элементами. Происхождение политической географии лежит в происхождении экономической географии, и ранние практики были заинтересованы, главным образом, с военными и политическими последствиями отношений между физической географией, государственными территориями и государственной властью. В особенности была тесная связь с региональной географией с её вниманием к уникальным особенностям областей и экологическим детерминизмом, с её акцентом на влияние физической среды на деятельность человека[12]. Эта ассоциация нашла выражение в работе немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 году в его книге «Politische Geographie» развивал понятие жизненного пространства (жилая площадь), явно связывал культурный рост государства с территориальной экспансией. Политическая география изучает: а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов, б) изменения политических границ, в) особенности государственного устройства, г) политические партии, группировки и блоки, д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний Все они могут рассматриваться на разных уровнях - глобальном, региональном, государственном, локальном. Направлением политической мысли, а также концепцией, о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений называется геополитикой или географической политикой[10]. Также можно сказать, что геополитика – это наука о больших пространствах, о глобальных политических, экономических, и других процессах, и искусстве управления ими.
Рисунок 1 - Предмет и объект изучения Политической географии [12].
Геополитика как определяющая успешности политической деятельности (мирной и военной) географическими, историческими, социально-психологическими, этнографическими, экономическими факторами, как взаимосвязь политического и пространственно-социального существует давно. Еще ученые Древнего мира заметили естественную связь политической деятельности (под которой они в первую очередь понимали деяния правителей) и пространства Земли, где эта деятельность разворачивалась [14]. Действительно, разве можно планировать и тем более осуществлять политические мероприятия, не зная протяженности, площади, рельефа, растительности, климата, рек — как водных преград и путей сообщения, моря — как особого географического фактора в политике и т. д.? Возможно ли добиться победы в войне или даже в одном сражении, не зная и не используя хотя бы основные характеристики пространственного фактора и конкретной местности, на которой будут сражаться противостоящие армии, не владея информацией об экономической мощи страны и военной силе армии? Тем более нельзя рассчитывать удержать за собой захваченную территорию, не имея представления о ее населении — каковы его количество, плотность, другие демографические характеристики, о свойствах национального характера. Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства. Геоэкономика, в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. Термин «геополитика» употребляется в двух значениях: в узком (как наука) и широком (как политическая практика)[14]. В узком значении геополитика предстает как научная дисциплина, обладающая собственным методом и изучающая зависимость государственной политики от географических факторов. В широком смысле это понятие обозначает сознательно проводимую или спонтанно формирующуюся политику государств в той степени, в которой она связана с географическими и территориальными факторами. Термин «геополитика» состоит из двух частей: «гео» и «политика». «Гео» означает – земля, территория, географическое вообще, т.е. влияние географических факторов на политику государства. Основными среди этих факторов считаются: 1) территория; 2) географическое положение политического субъект; 3) протяженность границ, их положение на естественных или искусственных рубежах; 4) наличие рек как водных преград и путей сообщения; 5) положение страны по отношению к морю, протяженность береговой линии и условия для судоходства; 6) климат (холодный, умеренный, жаркий, засушливый и т.д.); 7) почвы (насколько они благоприятствуют развитию сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности); 8) недра, их богатства, способность обеспечивать экономический рост и социальные запросы населения; 9) население, его численность, плотность, социальный состав и другие характеристики;
Рисунок 2 - Геополитическое положение России [31].
Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством территориальных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над территорией — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами территории и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей [14]. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее, региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть следуя от общего к частному. В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и территориальными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов [12]. Существуют целые геополитические научные школы. Самыми крупными являются: 1.) Немецкая (Хаусхофер, Ратцель, Шмитт) 2.) Французская (Видаль де ля Блаш, Ив Лакост, Эмерик Шопрад) 3.) Английская (Маккиндер) 4.) Американская (Мэхен, Спикмэн, С. Коэн, С. Хантингтон, Бжезинский, Фукуяма) 5.) Российская (Н. Я. Данилевский, Л. И. Мечников, А.Е. Вандам, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, П. Н. Савицкий, А. Г. Дугин) При этом у каждой школы свои, отличающиеся от других, концепции развития геополитического пространства. Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география». Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог Рудольф Челлен под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 году опубликовал книгу «Политическая география» (нем. Politische Geographie). Наряду с Челленом классиками геополитической науки считаются британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер, американский историк морской стратегии А. Мэхэн, германский географ, зачинатель политической географии Ф. Ратцель, германский исследователь К. Хаусхофер, американский исследователь международных отношений Н. Дж. Спикмэн [14]. Можно отметить, что в послевоенный период геополитика в основном сумела преодолеть навязанную ей роль служанки агрессивной идеологии и политики, выйти из-под сомнительной опеки одиозных диктатур и если не стать самостоятельной наукой, то хотя бы оказаться в одном ряду с другими политологическими дисциплинами. Со второй половины XX века предметом рассмотрения геополитики стали прежде всего такие явления и понятия стратегической географии, как холодная война, военно-стратегический паритет, позже также — глобализация, многополярный мир, а также в широкий обиход вошли понятия сверхдержава, великая, региональная, ядерная, космическая, экономическая, спортивная держава применительно к государствам, выделяющимся по комплексу или отдельной характеристике и имеющим влияние на другие страны [14]. В СССР геополитика долгое время (до конца 1980-х годов) считалась лженаукой. Большая советская энциклопедия определяет геополитику как «буржуазную, реакционную концепцию, использующую извращённо истолкованные данные физической и экономической географии для обоснования и пропаганды агрессивной политики империалистических государств» [38] В целом, можно отметить, что геополитическое пространство - это область земного шара, в которой осуществляются жизненно важные внешние связи государства. В этом пространстве государство стремится сколотить союзы, подчинить «неугодных», не допустить в него конкурента. В совместном геополитическом пространстве лидерство захватывает наиболее сильная страна, которая рано или поздно превращается в надзирателя и даже властителя над остальными народами. Тогда для оправдания гегемонии выдвигаются уже явно не географические доктрины естественных языковых или географических границ, общности исторических судеб, расовой близости, сходства психологии и характера и т.п. Это известные доктрины пангерманизма, панславизма, пантюркизма, иллиризма, арийской расы, панисламизма, арабского единства, евразийства, и др [14].
Геоконфликтология – область географического знания, которая формируется в современном научном мире. Совсем недавно, эта область была неизвестна, и скорее рассматривалась как составная часть социологической, географической и политической науки. Только в начале XXI века, данная область была выделена в самостоятельную научную дисциплину, и постепенно приобретает все черты отдельного научного знания. Геоконфликтология занимается изучением совокупности географических, политических и др. факторов, которые влияют на возникновение, развитие и последствия политических и военных конфликтов [2]. Предметом геоконфликтологии является выявление предпосылок и факторов интегрального геопространства, которые обуславливают возможность возникновения и характер политического, либо военного конфликта. Современные общественно-географические исследования в качестве объекта научного анализа рассматривают социогеосистемы различных иерархических уровней, что позволяет комплексно изучать территории с присущими им особенностями социогеопроцессов, в том числе и политическими процессами [2]. При анализе причин возникновения и развития геоконфликтных ситуаций, всецело используются общественно-географические методы и подходы. Проблема политического конфликта - одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами. Однако прежде, чем ставить вопрос об управлении политическим конфликтом, следует для начала разобраться в его сущности как определенного социального явления. Политический конфликт — это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной системой и политическим неравенством (иерархией) включенных в нее индивидуумов и групп. Понятие политического конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, политический статус социальных групп, доступ к принятию общезначимых решений, устройство властных институтов, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми — словом, за все то, что составляет власть и политическое господство [2]. Подобная схема соблюдается в отношениях между государствами, особенно ярко проявляя себя в конкурентной борьбе за исчерпаемые природные ресурсы.
Рисунок 3 – Объект и субъект политических конфликтов [14].
Различают три основных типа политических конфликтов: 1) Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» вокруг дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т. д.) 2) Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем. 3) Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом [12]. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты — государства и их коалиции), государственным (субъекты — ветви власти, политические партии и т. д.), региональным (субъекты — региональные политические силы), местным. Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы (в разных ветвях государственной власти, институтах федеральной власти и субъектах федерации), но занимающие различные позиции [12].
Рисунок 4 - Виды внутриполитических конфликтов [14].
Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Субъектами оппозиционных конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, с другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае являются существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы, поэтому конфликты подобного рода называют радикальными. Урегулирование конфликтов подразумевает: 1) предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, беспорядками и т. п.); 2) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их; 3) формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности в отношении сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы). Существуют четыре основных способа разрешения конфликтов: - соглашение в результате совпадения мнений всех сторон; - соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; - соглашение, навязанное одной из сторон конфликта; - застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой [10]. Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но нельзя не учитывать и сопутствующие факторы: наличия в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.
|