Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и предложения. 1.5.1. Ценовая эластичность товара (эластичность по цене) – мера реакции величины спроса на товар при изменении его цены на 1%






1.5.1. Ценовая эластичность товара (эластичность по цене) – мера реакции величины спроса на товар при изменении его цены на 1%

Товары-заменители – повышают эластичность спроса. Чем больше товар необходим, тем менее эластичен на него спрос.

Изменение спроса резкое изменение более чем на 1% на 1% менее чем на 1% остался прежним
Качество спроса совершенная эластичность эластичность единичная эластичность неэластичность совершенная неэластичность

1.5.2. Эластичность спроса по доходу – мера реакции величины спроса при изменении дохода покупателя

Вид товаров Мера реакции величины спроса при изменении дохода покупателя Коэффициент эластичности спроса по доходам
«низшие» товары (хлеб, крупа, макароны) чем выше доход, тем ниже спрос отрицательный
нормальные товары чем выше доход, тем выше спрос положительный
товары первой необходимости спрос не зависит от дохода равен нулю

1.5.3. Перекрёстная эластичность спроса - мера реакции величины спроса на товар, которая вызвана изменением цен на другой товар

Вид товаров Мера реакции величины спроса на товар, которая вызвана изменением цен на другой товар Коэффициент эластичности спроса по доходам
взаимозаменяющие при повышении цен на другой товар спрос растёт; при снижении - падает положительный
взаимодополняющие при повышении цен на другой товар спрос падает, при снижении - растёт отрицательный
нейтральные товары не связаны между собой равен нулю

1.5.4. Ценовая эластичность предложения – показывает, на сколько изменится величина предложения при изменении цены товара на 1%

Изменение предложения Качество предложения Факторы, влияющие на эластичность предложения
более чем на 1% эластично § чем меньше период времени, тем менее эластично предложение, т.к. продавец не успевает среагировать на изменение цены § чем больше свободных ресурсов и запасов произведённой продукции, тем выше эластичность § характер производства может не позволять быстро изменять предложение.
менее чем на 1% неэластично

2. Аксиома рационального потребления: потребитель стремится извлечь для себя максимальную полезность (т.е. приобрести больше предпочитаемого товара) в условиях ограниченности дохода

Общая полезность (total utility \TU) – удовлетворение, которое потребитель получает при потреблении всего имеющегося у него количества благ данного вида. Она растёт до определённого уровня, когда наступает полное насыщение благом. Предельная полезность (marginal utility \ MU) – прирост общей полезности, возникающий при увеличении объёма потребления данного блага на единицу (полезность последней доступной потребителю единицы блага). Закон убывающей предельной полезности – по мере роста объёма потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. После достижения полного насыщения благом предельная полезность становится отрицательной. Цена спроса на товар равна стоимостной оценке потребителем его предельной полезности. Потребитель выбирает тот товар, который обладает большей предельной полезностью в расчёте на 1 рубль. Но чем больше он покупает этого товара, тем меньше становится его предельная полезность, и потребитель переключится на другой товар. Этим достигается максимум удовлетворения потребностей в условиях имеющегося дохода, а предельные полезности товаров уравниваются.
Кривая безразличия – графическое изображение всех возможных комбинаций двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Если на график нанесено несколько кривых безразличия – карта безразличия. На карте безразличия предпочтительнее тот набор товаров, кривая безразличия которого выше располжена. Предельная норма замещения –максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого при неизменном уровне полезности. Чем больше у потребителя товара, тем большим его количеством он готов пожертвовать ради приобретения дополнительной единицы другого. § если одно из благ обладает нулевой полезностью, то кривая безразличия будет представлять собой прямую, параллельную той оси, которая обозначает товар, обладающей нулевой полезностью. § если блага абсолютно равноценны, то кривая безразличия будет представлять собой прямую с отрицательным наклоном.
Бюджетное ограничение – покупательская способность потребителя, определяемая величиной его дохода; графическим выражением является бюджетная линия (АВ).Отклонение вправо от бюджетной линии невозможно, т.к. превышает бюджет. Отклонение влево означает, что потребитель не израсходовал весь имевшийся доход и не достиг максимальной полезности. § при изменении дохода потребителя бюджетная линия сдвигается вправо (при увеличении дохода) или влево (при уменьшении дохода) § при изменении цен меняется угол наклона бюджетной линии (при росте цен угол наклона увеличивается, при снижении цен – уменьшается)  
При снижении цены одного из товаров возникают: § эффект замещения –т.е.возможность заменить часть дорогого товара более дешёвым § эффект дохода –у потребителя остаётся «лишний» доход, который можно потратить на приобретение другого товара. Равновесие потребителя – ситуация, в которой потребитель максимизирует полезность от потребления товаров при существующем бюджетном ограничении. Графическим выражением является совмещение кривой безразличия и бюджетной линии. Точка потребительского равновесия (Е) – образуется при пересечении бюджетной линии с самой высоко расположенной из кривых безразличия.    
           





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.