Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические формы гуманизма






Представления о гуманизме и наполнении его конкретным социально-историческим содержанием менялись от эпохи к эпохе. Зачатки такого отношения к человеку возникли еще в предыстории человеческого общества - в первобытнообщинном строе. Человек всегда требовал уважения к себе, к своей чести и достоинству. Но мера этого уважения и также социальные гарантии, являющиеся основой того, что такое уважение есть социальный принцип, всегда были разными. В предыстории человека ростки гуманизма выражались прежде всего в представлениях о ценности человеческой жизни и отказа от посягательства на нее. Хотя в эту, а во многом и другие эпохи данный запрет всегда нарушался. Однако уже в родовом строе в разных системах табуирования (табу - запрет на совершение каких-либо действий), которые выступали формами социальной регламентации, этот запрет имел место.

Наиболее зримо он нашел свое выражение в известных библейских заповедях, согласно которым преступлением против общества было преступление против человека. Эти запреты формулировались как запретительные императивы типа «Не убий...», «Не укради у ближнего...», «Не возжелай имущества eгo...». В этих социальных регламентациях нашло свое отражение усиление внимания к человеку как к основе социальной справедливости.

В античной философии, в основе которой лежал принцип космоцентризма, человек рассматривался как микрокосм, малая часть великого Космоса. Согласно этому принципу жизнью микрокосма и космоса управляют одни и те же законы и посягательство на них невозможно. Духовный мир человека, его социальная сущность - все это было погружено в общие законы мироздания. Но такие качества, как мужество, духовность, справедливость, добродетели распространялись только на свободных граждан. Рабам, завоеванным народам, составлявшим большинство населения древнего мира, в этих качествах было отказано.

Гуманистические взгляды средневековых мыслителей были связаны с религиозными представлениями. Любовь к человеку, уважение ближнего, справедливость и равенство - все это рассматривалось через призму любви к Богу, Эта же любовь проповедовалась как необходимость умерщвления плоти, возвышения духа, главным наполнением которого должны были быть усмирение гордыни, почитание Бога, стремление слиться с ним. В соответствии с этим гуманизм понимался как растворение человека в Боге, слияние с ним.

Только в эпоху Возрождения оформляется воззрение, согласно которому человек ставится центр картины. Ренессанс во многом возродил античные традиции, но сделал это с новым содержанием. Новая идеология также оттолкнулась от идей первенства человеческой природы, торжества человечности как естественного качества, присущего человеку самому по себе, независимо от божественного предвидения. Но в представлениях деятелей Возрождения изначальная человечность есть уже не только и не столько продукт природы (Космоса его законов); это уже продукт социальных отношений. А они пронизаны культурой, искусством, философией, идеей торжества человеческого разу. Согласно этому, гуманизм становится выражение и идейной основой всех форм духовной культуры. Эта идеология возвышает человека и наполняется смыслом человечности и человеколюбия все стороны общественных отношений, что сказывается и нам самих общественных отношениях. Они, во всяком случае, в идеалах своего развития, опираются на ценность человека как на цель и смысл своего совершенствования. Стержневой идеей Возрождения становится идея переустройства человеческого общества в соответствии с идеалами гуманизма. Философы сочиняют трактаты-утопии, описывающие государственное устройство общества, построенного по правилам человеколюбия. Наряду с этим появляются социальные идеи, которые утверждают, что подлинной. Человеколюбие можно реализовать лишь на принципах социалистического устройства общества. Так возникают манифесты социалистов-утопистов. В них выражается протест широких народных масс против нечеловеческих условии жизни, нещадной эксплуатации, унижения человека человеком. Социалисты считали, что стоит частную собственность заменить общественной, как сразу будут преодолены невежество, зависть, вражда, бедность, соперничество и другие болезни общества. Идеи утопического социализма были дополнены идеями коммунизма, призванными выразить взгляды и чаяния пролетариата. Эти идеи были связаны с потребностью переустройства общества, уничтожения пропасти между основным производителем (рабочим классом) и средствами производства. Сопутствующими идеями та­кого переустройства являлись идеи всеобщего равенства, просвещения, эмансипации. Утверждение такого общественного строя предполагалось революционным, насильственным путем посредством уничтожения буржуазной государственной машины. В соответствии с этим, такой гуманизм получил название революционного гуманизма. Известно, что практическая реализация его принципов привела к таким социальным метаморфозам, в которых от подлинного общечеловеческого гуманизма мало что осталось. Это, в конечном счете, вылилось в диктатуру одного класса над другим, гражданские войны, массовые репрессии, господство тоталитарной идеологии, несовместимой с принципами гуманизма.

Это дает возможность сделать один важный социально-философский вывод: гуманизм, будучи олицетворением основных общечеловеческих социальных ценностей, не может быть адекватно выражен, основываясь на принципах классово-идеологической предвзятости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.