Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 45. Непосредственное и рациональное познание, их основные формы






Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта.

Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук.

Ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые авторы выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный - живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстрарецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность), и интрорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Эти способности называются способностью к чувственному отражению действительности.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия - системе свойств предмета. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия невозможны без ощущений.

Ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает и преломляет воздействие предмета через " призму" человеческого сознания.

Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. В деятельности отдельные ощущения обретают реальную значимость. Благодаря многократной работе механизмов восприятия в человеческом сознании и памяти удерживается целостный образ предмета, причем даже тогда, когда данный предмет непосредственно не присутствует. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного восприятия -представление.

Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции.

Эмоции - это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или " общий тип" определенного рода явлений, синоним понимания сути дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих существенных признаках. Понятие является исходным моментом движения мысли, создающей " стартовые условия" всего мыслительного процесса. Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает мыслительный процесс.

Суждение - это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, связь между предметами, а также факт их существования.

Умозаключение - это логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.

В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и рационального познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

Понятием " сенсуализм" обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к " внешнему опыту", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, " внутренний опыт". Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализму направлениями являются эмпириокритицизм и позитивизм.

Эмпиризм - это направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта - эмпирии. С методологической точки зрения - это принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль.

Основателем гносеологического эмпиризма в философии Нового времени, который развивался в тесной связи с прогрессом в области экспериментального естествознания, является Д. Локк, основателем методологического эмпиризма Ф. Бекон. Главным представителем эмпиризма в XIX в. является Д.С. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

Рационализм - это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа с субъективной стороны -разум, мышление, рассудок, а с объективной стороны - разумность, логический порядок вещей. В XVII - XVIII вв. складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольф. И. Кант попытался устранить противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.

В марксистской гносеологии был сформулирован тезис о взаимодействии, взаимопроникновении чувственного познания, эмпирического опыта и понятийного рационального мышления. В ней чувственное и рациональное познание не рассматриваются как некоторые абсолютно самостоятельные, изолированные способности познающего человека, наоборот, утверждается, что в реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность и теоретическая деятельность как особый вид умственного труда, специально направленная на создание знания и образование понятий. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и связана со всеми формами практической деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.