Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 17. Эпоха Просвещения






В этот период внимание мыслителей привлекают такие, начавшие ранее формироваться, основные ори­ентации или архетипы, как эмпиризм и рационализм.

В эмпиризме (греч. — опыт) чувственные восприятия опыта признаются единственными и доста­точно надежными результатами достоверного знания, которые рациональное (понятийно-логическое, теоре­тическое) мышление может упорядочивать, перераба­тывать, не добавляя ничего нового, В рационализме абсолютизируется понятийно-логическое (дискурсив­ное) мышление, способное открывать сущностные, за­кономерные связи предметов, для знания которых эм­пирические данные опыта не считаются сколько-нибудь значимыми.

Эмпиризм разрабатывался в трудах английских мыслителей Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.

Ф. Бэкон был деистом — непоследовательным материалистом, признававшим, что мир и его законы созданы Богом, который в дальнейшем в изменения мира не вмешивается. Ф. Бэкон критиковал схоластику. Он считал, что в познании надо исключить искажающие истину призраки (или идолы), как некоторые стереотипы восприятия и оценки явлений.

В работах Т. Гоббса ориентация на эмпирическое выражена с позиций последовательного материализма. Дж. Локк обращал внимание на роль чувств (на латинском — sensus) — ощущений, восприятий — в эмпирическом познании - сенсуализм. Он считал, что нет ничего в знании (в разуме, в мышлении), чего прежде не было бы в чувствах. Такую позицию называют сенсуализмом. Представители эмпиризма интересовались также вопросами общественной (социальной) жизни.

Т. Гоббс учил о естественном состоянии первобытных людей как «войне всех против всех». Со временем многие люди пришли к выводу о необходимости часть своих суве­ренных прав передать некоему третьему лицу, которое будет следить за тем, чтобы люди взаимно не истребили друг друга: Таким третьим «лицом» стало государство, или, по Гоббсу, могущественный Левиафан (сказочное, упомянутое в Библии, чудовище), обеспечивающее мирную жизнь граждан.

Дж. Локк разделял взгляд на юридическое равенство как равенство возможностей разных личностей. Он считал, что личность от рожде­ния обладает тремя основными правами: на жизнь, сво­боду и на собственность. Эта тройственная правовая формула Локка вошла в конституции ряда буржуазных государств.

Яркими представителями рационализма Нового времени были: французский философ, математик и физик Р. Декарт, голландский мыслитель Б. Спиноза, немецкий философ, математик и инженер Г. Лейбниц.

Декарт признавал одновременное существование двух независимых друг от друга субстанций: 1) материальной с основным свойством (атрибутом) — протяжением 2) нематериальной субстанции, атрибут которой мышление. Такую позицию называют дуализмом. Как ученый-физик Декарт был материалистом, а как философ оказывался идеалистом.

Б. Спиноза как пантеист считал, что бог повсю­ду, он равен природе, а природа есть причина самой се­бя. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза провел лингвистический (языковый) анализ ряда тек­стов Ветхого Завета и впервые показал, что отдельные книги, главы, или разделы ветхозаветной Библии напи­саны не теми авторами, именем которых книги названы. За свои свободолюбивые настроения Спиноза был от­лучен от церкви и изгнан из иудейской общины Ам­стердама.

Г. Лейбниц в «Монадологии» развил учение о не­материальных единицах бытия — монадах, своего рода «духовных атомах». Монады являются основой вещей. Монады активны и автономны, не имеют «окон и две­рей» для получения и передачи сведений о своем со­стоянии. Тем не менее, они вступают в упорядоченные соотношения, определяемые божественной «предуста­новленной гармонией». Сложные предметы образуются благодаря взаимодействию простых монад. Между мо­надами и образуемыми ими предметами возникают от­ношения иерархии (подчиненности), которым соответ­ствует «лестница существ». На ее вершине находится высшая монада — Бог. В «Теодицее» (Богооправдании) Лейбниц доказывал, что мы живем в лучшем из миров. Положение это неоднократно подвергалось сомнению и ироничной критике (в частности Вольтером в его «Философских повестях»).

Идеи Просвещения нашли выражение в творче­стве французских мыслителей, деистов Вольтера (Франсуа Мари Аруэ) и Ж.Ж. Руссо. Великий вольно­думец и насмешник Вольтер выступал против сослов­ного неравенства, остро критиковал монархию, цер­ковь, клерикализм (от лат. clericalis — церковный) как ориентацию на усиление влияния церкви и духовенства. Деист Ж.Ж. Руссо, как и Вольтер, был идеологическим предтечей Великой французской революции, Руссо выступал за равную частную собственность всех граждан (эгалитаризм), высказал диалектические идеи о переходе от одних фаз исторического развития к другим, противоречивости общественного развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.