Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание, объект






СУБЪЕКТ

       
   


Система «мир-человек» состоит из следующих элементов:

1. человек как субъект, т.е. носитель сознания и практической деятельности (субъектом может быть как человечество, так и отдельная социальная общность, а также отдельная личность)

2. мир, или универсум (т.е. мир, включающий в себя всё) как объект, на который направлена избирательная активность субъекта.

Между субъектом и миром (объектом) складываются отношения следующих типов:

1. бытийные – это

отношения взаимоположения человека и других предметов, образующих мир, (сущих) в едином целом, называемом «бытие».

Мартин Хайдеггер: «Бытие – это горизонт, внутри которого встречается сущее».

Бытие – это первооснова единства человека и мира, обеспечивающая их сравнимость, сопоставимость, поскольку и человек, и остальной мир (сущее) причастны к бытию.

2. познавательные отношения – те, которые связаны с познавательной деятельностью человека.

3. ценностные – это отношения, выражающие объективную значимость для человека предметов мира, ввиду того, что эти предметы способны удовлетворять различные потребности человека (в том числе и духовные).

4. предметно-преобразовательные, или творческие отношения – это отношения, которые обусловлены способностью и потребностью человека в творчестве, т.е. человек придаёт статус бытия некоторым предметам, привносит в мир то, чего без него в мире быть не могло.

В каждом из названных видов отношений человека к миру философия анализирует только всеобщие характеристики. Всеобщие – т.е. такие характеристики, которые с необходимостью присутствуют в любом и каждом отношении того или иного вида. Например: применительно к познавательным отношениям философия анализирует такие вопросы, как

ü что такое истина и каков её критерий?

ü как соотносятся между собой чувства и разум в процессе познания? и т.п.

Структура философского знания

Структура отношений человека к миру задаёт и внутреннее строение философского знания. В философское знание входят:

1. философская антропология – в широком смысле слова это учение о всеобщих определениях (сущности человека). Если вышеописанная система отношений (схема) ограничена определённой предметной сферой, то можно говорить о существовании в системе философского знания таких разделов как

§ философия права

§ философия искусства

§ философия политики и т.д.

2. онтология – это учение, которое занимается анализом бытия, это учение о принципах бытия и категориях сущего (аристотелевский подход). Центральная категория онтологии – бытие.

3. гносеология – это теория познания.

4. аксиология – это теория ценностей. Она изучает природу и виды ценностей. Сюда входят этика и эстетика как философские дисциплины.

5. культурология – в качестве раздела философии это учение о средствах и способах организации и развития человеческой жизнедеятельности; эти средства и способы в совокупности составляют специфическую реальность, которую называют «второй природой», или культурой.

 

Все структурные блоки философского знания пронизаны стержневой проблемой, которая называется основным вопросом философии. Формулировки этого вопроса самые разные у разных философов.

Классическая для отечественной традиции формулировка этого вопроса принадлежит Фридриху Энгельсу (статья «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»): основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, субъективной реальности к объективной реальности.

Впервые в истории этот основной вопрос философии сознательно сформулировал Платон (см. диалог «Софист»).

Этот вопрос приобретает специфические формулировки в разных разделах философского знания:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.