Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • И, если успеем, диоды






     

     

    Вот уже несколько дней вся научная страна с интересом смотрела по телевизору, как профессор Чайников сражается с электричеством. Смотрели академики, профессора, кандидаты наук, инженеры-практики. И у многих кое-что прояснялось. И не просто прояснялось, а явно сдвигалось с места. Такова была сила его ученого напора.

    В этот раз профессор пришел в лыжных ботинках. Он очень стеснялся, прятал ногу за ногу. А зря, потому что ботинки редко показывают по телевизору. Только тогда, когда их усиленно прячут. Но скоро он успокоился и начал:

    — Дорогие ребята, будущие ясные умы! В прошлый раз мы остановились на катушке с проводами и на конденсаторе. Безобразие! Я просил маленькую катушку. Я просил маленькую батарейку! Где все это?

    Работники телестудии растерялись, потом сказали:

    — Наверное, у Марины Рубиновой.

    — А где Марина Рубинова?

    Работники телестудии снова растерялись, потом снова сказали:

    — Не знаем.

    Тут в студии зазвонил телефон. Это была Марина.

    — Профессор, вы меня ищете?

    — Вас… и батарейку с катушкой.

    — Я тоже ищу батарейку. Я вам звоню из радиомагазина. Нигде батареек нет. Все батарейки раскупили школьники. Вы же сказали им к следующему разу приготовить батарейку и катушку. Вот они все и приготовили так, что нам с вами ничего не досталось.

    — Ладно, — сказал профессор, — возвращайтесь в студию. Мы проведем теоретическое занятие.

    Он положил телефонную трубку и принялся за теорию:

    — Если взять батарейку и подсоединить ее к концам провода, намотанного, допустим, на карандаш вот так…

     

    …то по катушке побежит ток. Отрицательные электроны помчатся от минуса к плюсу. Они побегут приблизительно так, как вода по трубам. Ясно вам? — Он пронзил строгим взглядом своих слушателей. Этот взгляд многих заставлял буквально впитывать знания. Специалисты называли его чайниковым.

    — Самое интересное это то, что ток, бегущий по катушке, создает вокруг катушки особую атмосферу — магнитное поле. Если мы сейчас на катушку с током положим листок бумаги и посыпем этот листок железными опилками, примерно как посыпают поросенка солью, то опилки на бумаге лягут в определенном порядке, такими расходящимися вытянутыми кругами.

    К этому времени в студии уже появилась Марина Рубинова.

    — Профессор, — громким шепотом сказала она на всю страну, — вы про опилки ничего не говорили.

    — Да, не говорил. Ну и что?

    — У наших домашних студентов их нет.

    — Так пусть поскорее напилят. Возьмут напильник, гвозди и быстро создадут полкило опилок.

     

    — А если у них нет полкило гвоздей?

    — Тогда пусть приготовят компас с магнитной стрелкой. Он тоже может показывать, есть магнитное поле или нет.

    — А мы что будем делать?

    — Мы пока подождем.

     

    Но подождать не удалось. Раздался длинный телефонный звонок из проходной Центрального телевидения:

    — Товарищ профессор, тут к вам два человека рвутся с пальмой. Пропустить?

    — Конечно. Это, наверное, слушатели-энтузиасты. У них возникли вопросы. — Но тут же он притормозил. — А зачем у них пальма? Может быть, они ошиблись? Может быть, им надо на передачу «Клуб служебного садоводства»?

    — Пальма — это собака! — объяснили из проходной.

    — Тогда это к нам, — сказала Марина. — Батарейки у нас нет, вот они и привели нам собаковое электричество.

    — Нет, — сказали из проходной, — эта собака ученая. Ее катушка волнует. Она так к катушке и рвется.

    — Ладно, — согласился профессор, — пусть они идут. А мы пока продолжим цикл лекций о радиоволнах и радиоприемных устройствах.

     

    Но продолжить цикл столь нужных лекций ему не удалось. Дверь в студию выстрелила и внутрь влетела громадная длинношерстная собака. За ней на поводке ехал милиционер, тот самый, который в свое время отказался стрелять на берегу Останкинского пруда. Следом бежал маленький противненький человечек в телогрейке и шапке-ушанке на босу голову. Хотя на дворе, впрочем, как и в студии, было лето. Собака, ни секунды не раздумывая, ухватила профессора Чайникова за конец ботинка и стала тянуть. Профессор забрыкался, схватился за какой-то кабель, поехал по полу и выключил в студии свет. Посыпался дождь сверкающих капель.

    — Товарищи зрители, — не растерялась Марина Рубинова. — В прошлый раз вы узнали про кошковое электричество. Сейчас вы видите собаковое.

    — Да ничего подобного! — кричал профессор Чайников. — Собакового электричества не бывает! Это бред! Сейчас вы видите нападение бешеной собаки на представителей широкой научной мысли.

    — И не бешеной собаки! — кричал маленький противненький человечек маленьким противным голосом. — А служебной! И не на представителей науки, а на расхитителей государственного ымущества.

    — Какого ы-мущества?! — возмущался профессор. — Это у меня ботинок расхитили!!

    Наконец-то зажегся свет, и все объяснилось. Дело в том, что катушка со свинцовым кабелем была ценным государственным имуществом с военным уклоном. Этим кабелем собирались соединить Генеральный Штаб с Комитетом Защиты Мира. И вдруг катушка пропала.

     

    Прораб Самсонов в ушанке, как только увидел, что катушки нет, сразу позвонил в Генеральный Штаб. Из Генерального Штаба позвонили в милицию. Милиция прислала милиционера с собакой. Собака сразу напала на след катушки с кабелем, прибежала к профессору Чайникову и ухватила его за ногу. Сейчас она держала в зубах лыжный ботинок профессора и не собиралась его отдавать. А наоборот, со страшной силой его грызла.

    — Жулики! — бегал вокруг них прораб Самсонов.

    — Мы не жулики, — поправила его Марина Рубинова. — Мы — Центральное телевидение.

    — Вот-вот. На Центральном телевидении самые центральные жулики сидят.

    — Товарищ милиционер, — попросила Марина, — арестуйте этого, который Центральное телевидение оскорбляет.

    Милиционер даже растерялся — кого тут арестовывать: то ли Центральное телевидение за кражу катушки, то ли ушаночного прораба Самсонова за оскорбление Центрального телевидения.

    А вот служебная собака Пальма не рассуждала. Она жевала ботинок профессора со страшной силой и не собиралась его отдавать. И неизвестно, что ее к этому подхлестывало: то ли служебное рвение, то ли то, что ботинок был хорошо смазан гусиным салом, как положено всем лыжным ботинкам. Она уже стала доставать пальцы профессора Чайникова.

    Профессор расстегнул ботинок и уступил настырной собаке.

    Тогда все успокоились и все объяснилось. Марина Рубинова позвонила на проходную:

    — Товарищи дежурные, выпустите поскорее с телецентра милиционера с собакой Пальмой и прораба с катушкой.

    В это время на пост заступил новый дежурный. Прораба с катушкой он выпустил быстро, а милиционера никак не хотел выпускать:

    — Мне сказали, что милиционер будет с собакой и с пальмой. А вы без пальмы. Не пущу вас.

    Милиционер был находчивый. Он поднялся на второй этаж, взял бочку с пальмой и снова пришел:

    — Теперь я с пальмой?

    — Теперь вы с пальмой, проходите.

    Милиционер вышел, а пальму передал дежурному:

    — Теперь вы тоже с пальмой. Так и стойте с ней.

    И дежурный очень гордо стоял с пальмой на посту. Как старинный часовой со старинной винтовкой в старинное время.

    Профессор Чайников сказал:

    — Продолжаем лекцию. Если у вас есть опилки, посыпьте ими катушку с током, лежащую на бумаге. Если опилок нет, поднесите к катушке компас. Стрелка будет отклоняться в зависимости от того, есть ток в катушке или нет.

    Профессор был очень озабочен электрическим током, магнитным полем, наличием опилок у заочных студентов, откусанным ботинком, и поэтому он имел очень сердитый вид. Он напоминал сурового надсмотрщика над русалками из русской народной сказки.

    Он понял это и резко заулыбался, чтобы не пугать телезрителей. И от этого стал еще больше напоминать сурового надсмотрщика над русалками, который делает вид, что чему-то радуется.

    Пока телекамера показывала рисунок кривоватой батарейки с кривоватой катушкой и с опилками, Марина Рубинова причесала профессора и поправила на нем галстук.

    Вот он, этот кривоватый рисунок:

     

    — Итак, вы сделали главный вывод, — сказал профессор, — вокруг катушки, по которой идет ток, образуется магнитное поле. Точно такое, какое бывает вокруг магнита.

    Вдруг зазвонил телефон. Это звонил Фома.

    — А я не сделал этот главный вывод. Я сделал другой.

    — Какой? — спросил Чайников.

    — Магнитное поле не образуется. Оно есть всегда. Просто оно собирается вокруг катушки с током, как грозовые облака вокруг Казбека. Оно притягивается к катушке.

    — Интересная мысль! — сказал профессор. — Надо ее обдумать.

    Он сморщил лоб, как грецкий орех, и ушел в себя. Но Марина живо вытащила его из этого состояния:

    — Товарищ профессор, у нас еще конденсаторы. И, если успеем, диоды.

    — Ах, да! — согласился профессор. — У нас еще конденсаторы. Немедленно переходим к ним. Товарищи операторы, вы готовы?

    Товарищи операторы немедленно подхватили свои камеры, звукооператоры подхватили микрофоны, все собрались куда-то бежать. Но Чайников никуда переходить не стал, он стал рисовать.

    — Если на пути у электрического тока поставить две большие плоскости, очень близко друг от друга стоящие, ток затормозит и никуда больше не побежит.

    Он сделал такой рисунок:

     

    — Понятно?

    — Совсем непонятно, — сказала Марина Рубинова. — Что это за червячки и крестики?

    Профессор скривился. Он сделал лицо похожим на куриную попку:

    — Ой, не смешите меня. Червячки и крестики!!! Это же ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ!!!

    — А что это такое?

    — Вы даже этого не знаете?

    — Не знаю.

    — Может, вы и науку не любите, и технику?

    — Терпеть не могу! — честно призналась Марина Рубинова.

    Профессор Чайников схватился за сердце:

    — Валидол, пожалуйста! — потребовал он. — И заявление об увольнении по собственному желанию.

    — Валидол, пожалуйста, — сказала Марина. — А увольнения не будет.

    — Почему?

    — Собственного желания нет. Я люблю телевидение.

    — Вы работаете в научной редакции. Можно сказать в самой научной на ЦТ и не любите науку. Позор! Просто можно утопиться в Останкинском пруду.

    — А почему это я должна топиться в Останкинском пруду? — спросила Марина. — А может быть, это вам надо топиться в Останкинском пруду? Ведь это вы не приучили меня к науке. Вы — старшее поколение. И не только меня. Может, я не одна такая. Может быть, полстраны еще. Что же вы всех будете топить в Останкинском пруду? Тогда вам Останкинского пруда не хватит.

    Профессор Чайников опешил и оторопел. Он никак не ожидал такого поворота. Он погрузился в себя на целую минуту. Потом выгрузился и примирительно сказал:

    — А сказки вы любите?

    — Люблю. Очень люблю.

    — А те полстраны, которые мы вместе с вами чуть не утопили, они тоже любят?

    — Они тоже любят. Сказки все любят.

    — Тогда я расскажу вам об электрических зарядах и электрическом токе лекцию в виде сказки. Хорошо?

    — Очень хорошо! — обрадовалась Марина.

    — Ладно, — начал профессор Чайников. — В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее в некоторой электрической батарейке жили-были очень шустрые детишки-электрончики.

    — А почему жили-были? — спросила Марина. — Они что померли, что ли?

    — Ничего они не помирали, — возразил профессор Чайников. — Они и сейчас живут.

    — Так и рассказывайте.

    — Ладно, — согласился профессор. — В каждой батарейке, в каждом аккумуляторе бегает большое количество шустрых ребятишек-электрончиков. Они такие худенькие, тощие, на коротеньких ножках и с сосками. Интересно?

    — Очень, — сказала Марина Рубинова.

     

    — Еще там есть другие существа — иончики, ионы. Они, наоборот, ленивые, круглопузые, добродушные, никуда не бегут, стоят на месте, разговаривают, прянички жуют. А электрончики вокруг них носятся, как дети вокруг своих нянь. Интересно?

    — Захватывающе! — сказала Марина.

    — А еще там живет один страшный и злой тип — волшебник по имени балбес Э. Дээс. Он такой зубастый, валенкообразный и с дубинкой.

     

    — Почему он валенкообразный и с дубинкой? — спросила Марина.

    — Потому что он похож на валенок в тапочках. Дубинкой он пугает электрончиков и собирает их в одно место. Они хотят к иончикам, а он их сгоняет в один угол батарейки и там держит. Смотрите.

    Он нарисовал такой рисунок. Жутковатый с большими зубами балбес Э. Дээс толстой палкой сгонял в угол батарейки маленьких тощеватых электрончиков.

    Тонкопузые электрончики, похожие на палочки на ножках, сбились кучей возле большого графитового столба внутри батарейки и со страшной силой дрожали там.

    — Видите, — сказал Чайников. — Они стоят здесь, а очень хотят попасть к своим няням, иончикам.

    — Мне так их жалко.

    — И мне, — согласился Чайников. — Все это напоминает детскую игру: «Гуси, гуси!» — «Га-га-га!» — «Есть хотите?» — «Да, да, да!» — «Так летите!» — «Нет… Серый волк под горой не пускает нас домой!»

    — Я все поняла, — сказала Марина Рубинова, которая делала грандиозные успехи в физике. — «Электрончики, электрончики!» — «Га-га-га!» — «К иончикам хотите?» — «Да, да, да!» — «Так бегите!» — «Нет… Под горой Э. Дээс, не пускает нас балбес!» Как же им помочь, бедным электрончикам?

    — Надо проложить им дорожку, — объяснил Чайников. — Дорожкой для них служит любой металлический проводник — металлическая лента, проволока и даже спица. Эх, были бы у нас батарейка и лампочка, мы бы все ребятам показали.

    И тут в студию вошел Миша Кувалдин — такой помощник… режиссе… нет звукоопе… неизвестно чей помощник. Он был неизвестно чей помощник вот уже двадцать лет. Он был совсем взрослый и важный и все время слушал музыку через наушники, как хиппи.

    Его папа и мама были большими начальниками. Они очень баловали Мишу, покупали ему игрушки, делали за него уроки, все ему доставали. Когда еще у нас в стране не было битлзов и неизвестно еще были ли эти певцы в Англии, у Миши уже были их пластинки, и Миша слушал их с утра до вечера.

    Родители устроили Мишу на Центральное телевидение, и он работал здесь уже двадцать лет. Ходил из студии в студию, из буфета в буфет и слушал свою музыку через наушники. Он носил длинные волосы и бороду. И про него можно было бы сказать: «Что, хиппуешь, клюшка?», если бы он был похож на клюшку, а он больше был похож на пень или бревно.

     

    Профессор Чайников увидел Мишу и позвал к себе:

    — Иди сюда, золотце. Это у тебя магнитофон?

    — Да, — сказал Миша.

    — Так. Давай вытащим из него батарейку.

    — Зачем?

    — Так нам нужно для передачи! — сказал Чайников.

    — А там есть батарейка? — поразился Миша, глядя на свой прибор.

    — Есть, — ответил Чайников.

    — А мы сумеем вставить обратно?

    — Конечно.

    — Мы только покажем ребятам, как бегают электрончики, — успокоила Мишу Марина Рубинова.

    — Они тоже там есть? — в ужасе спросил Миша, глядя на свой плейер. Он, очевидно, подумал, что электрончики это как тараканчики.

    — Есть.

    — А мы сумеем запихнуть их обратно? Они не убегут?

    — Не убегут, — успокоил его профессор Чайников. Он вытряхнул батарейку из Мишиного магнитофона и показал телезрителям.

    — У вас магнитофон с подсветкой?

    — С подсветкой, — сказал Миша.

    — Очень хорошо. Мы еще лампочку возьмем.

    — Там еще лампочка есть? — поразился Миша. — Я думал только одна подсветка.

    Профессор вытащил лампочку и обратился к зрителям:

    — Ребята, здесь, у клеммы со знаком минус, собрались наши электрончики. Их сюда согнал балбес Э. Дээс. Они ходят с плакатами: «Хотим свободы!», «Да здравствует Ельцин!», «Пустите нас за кордон к иончикам!». У них есть одна возможность перебежать к иончикам — воспользоваться металлической дорожкой. Длинная клемма есть дорожка, короткая клемма тоже есть дорожка. В лампочке волосок — это тоже дорожка для электрончиков. Только она очень тонкая. Когда они по ней побегут большой толпой, они устроят такую толчею, такую толкотню, что волосок раскалится и будет светить. Смотрите.

     

    Он подсоединил клеммы батарейки к лампочке, и она засверкала.

    Больше всех был потрясен Миша Кувалдин:

    — Я обязательно покажу это маме. Она будет этому так рада! — сказал он.

    — А если вместо лампочки поставить маленький электромоторчик, — сказал Чайников, — то электрончики начнут его крутить.

    Вдруг в студии что-то случилось. К профессору Чайникову подбежала Марина Рубинова и тихонько сказала на ухо на всю страну:

    — Космонавты приехали.

    — Молодцы, — похвалил их Чайников. — Тянутся к знаниям. У них что — вопросы есть по электричеству?

    — Нет. У них встреча с молодежью Западного Берлина.

    — И молодежь Западного Берлина здесь? Как быстро растет круг наших слушателей.

    — Нет, — возразила Марина. — Они не наши слушатели. Они сами по себе. У них сейчас начинается своя передача: «Шире круг мира вокруг мира». И нам пора закругляться.

    — Намек понял, — сказал Чайников. — Дорогие юные телезрители, в связи с тем, что наше время в эфире захватила молодежь Западного Берлина, мы заканчиваем лекцию. Я не скажу вам, что надо приготовить к следующему разу, а то вы раскупите в магазинах все диоды и конденсаторы, и мне нечего будет вам показывать с экрана. Потому что мне ничего не достанется.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.