Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классическая социология конца 19 - начала 20 века.






Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Социология как наука о природе (общество часть природы) должна использовать естественно - научные методы.

Для него характерен социологический экспанционизм, т.е. социология - основа всех наук и диктует другим наукам основные методы исследования. Следовательно, социологический способ объяснения – единственно верный.

Методологической позиции Дюркгейма присущи две особенности:

1) натурализм - понимание законов общества но аналогии с законами природы. Наука об обществе – социология – подобна наукам о природе. Ее главная цель – познание устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

2) социологизм. Его основная черта – понимание общества как:

v не просто совокупность индивидов, а особая система, комбинирующая индивидуальные сознания.

v общество (как в равной мере и отдельные его фрагменты) необходимо изучать как целое, не сводимое к простой сумме частей,

v социальность и есть то самое главное, что образует общество, что выделяет его из природных и биологических объектов, что определяет спе­цифику его существования и развития.

v В основе общества лежит некая особая " реальность", которая со­единяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность осо­бого рода и потому имеет свои общие и частные законы - социальный реализм. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и ха­рактер всех общественных явлений.

v Указанная особая социальная реальность - это то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого.

Она безраз­дельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных " ожиданий", требований, принципов морали и т.д.

Место человека в обществе определяет всю его жизнь. Общество принуждает человека повиноваться, (санкции могут быть различные – правовые, моральные….). Но общество не может процветать, если личность угнетается. Личность и общество взаимозависимы, но значение индивидуальной реальности признается вторичным.

v Соединение общего, " коллективного" Дюркгейм называл " социальным фактом". Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды.

- они существуют объективно, независимо от восприятия человека наподобие природных фактов

- они принуждают человека к социальной деятельности.

Социальные факты следует рассматривать как вещи (т.е. к ним должна применяться та же методология как к естественным наукам) и к их изучению приступать исходя из принципа, что мы ничего не знаем, плюс все социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

Считать их фактами, доступ­ными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом.

Т.о. исследованию в социологии должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически.

v Со­циология помогает нам проникнуть в эту " общую" реальность через обоб­щение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Из этого следовало, что методы конкретных социологических исследований, ста­тистические данные не просто рисуют картину некоторых явлений и процес­сов в обществе, но поднимают исследователя на уровень новой реально­сти, раскрывающей совершенно новый горизонт общества.

Значение социологизма Дюркгейма:

1. признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим индивидам.

2. рассмотрение влияния социальной среды на индивида.

3. обоснование социальной природы морали и религии.

4. общество рассматривает как надиндивидуальную реальность

5. абсолютизация коллективизма.

 

Центральная социальная идея в науч. творчестве Дюркгейма - ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ. По существу солидарность для него синоним общественного состояния.

 

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.

Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества.

Типы солидарности: развитие человеческого общества проходит две фазы солидарности, а фактором, обуславливающим переход от 1 типа к другому, выступает разделение труда. Т.о. солидарность – это одновременно и экономическое и социальное явление.

1. механическая. Люди подобны молекулам – эта солидарность возникает вследствие сходства – индивиды мало отличаются друг от друга. Она рождает традиционное архаическое общество. Его черты:

v слабые социальные связи,

v относительно малый объем населения,

v высокая религиозность,

v жесткая регламентация,

v минимальный уровень разделения труда,

v отсутствие специализации,

v единообразие чувств и верований,

v господство обычаев над формальным правом,

v деспотическое управление,

v господство над интересами человека,

v общество рассматривается как высшая ценность.

v Полное растворение индивидуального сознания. Господствует коллективное сознание. Если индивидуальное сознание выходит за рамки предписанных правил, применяются репрессивные меры.

2. органическая солидарность. Это - союз индивидуальностей. Люди объединяются вследствие своей различности. Сознание того, что каждый зависит от другого. Органическая солидарность рождает индустриальное общество. Его черты:

v взаимозависимость социальных связей,

v относительно большой объем населения,

v простор индивидуальной инициативы. Индивид – высшая ценность,

v равенство возможностей, социальная справедливость.

v Благодаря разделению труда человек зависит от других и от общества в целом. Следовательно, функциональная взаимозависимость и взаимообмен.

v Коллективное сознание не исчезает, а становится общим.

Таким образом, эволюция общества в трактовке Дюркгейма предстает как переход от менее - к более дифференцированному и солидарному обществу. В поле научного поиска он вовлек как современную Европу, так и архаические цивилизации и племенные общества.

Помимо понятия «коллективного сознания» и «общественной солидарности» Дюркгейм разработал понятия:

«СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ»

- отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы.

- это и есть вклад социального явления, института в стабильность функционирования общества.

Поэтому его социологию именуют функционализмом и его по праву считают основателем данного направления в социологии. Главной познавательной целью социологии – исследование социальной функции (т.е. социальной роли) рассматриваемого явления.

Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Считает: любой более или менее значительный обычай или институт, если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности (даже если с точки зрения разума они кажутся бессмысленными).

В качестве главного постулата социологии: «созданный людьми институт не может базироваться на заблуждении и обмане. Если бы он не коренился в природе вещей, то встретил бы в ней такое сопротивление, которое не смог бы преодолеть».

Например. Религия - это вера. Значение – побуждение человека к деятельности. С ней нельзя покончить доказав ошибочность догм. Социолог должен изучать ее корни, а не бороться: наука отбирает у религии функцию объяснения окружающего мира, но вера остается.

«АНОМИЯ»

- состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые не установились.

Рассматривая, современное общество он видел, что это органичное общество не идеально. Существует множество проблем. Это подтверждено ростом количества самоубийств. Отвергал объяснение самоубийства индивидуальными психическими мотивами. Причину самоубийств он видел во взаимоотношении человека и общества.

Типы самоубийств. (Виды намеренных актов индивидов, осуществленных в зависимости от дисциплины в обществе.)

1) эгоистическое. Причина – разрыв связи между личностью и обществом. Личность отдаляется от общества, что порождает чувство одиночества, ощущение трагизма существования, что приводит к крайнему индивидуализму.

2) альтруистическое. Причина – недостаточное развитие индивидуализма. Личные интересы полностью поглощены коллективными. Личность перестает существовать как единица. Личность убивает себя во имя общества, без которого себя не видит. Например, самосожжение стариков, больных, жен после смерти мужа и т.п.

3) аномическое. Встречается во время общественных потрясений, когда человек теряет способность приспособиться к изменениям. Старая система ценностей рушится, а новой нет.

4) фаталистическое. Возникает в результате усиленного контроля группы над индивидом, которая последнему становится невыносимой, т.е. будущее людей «замуровано, их страсти ограничены дисциплиной».

 

Макс Вебер (1864-1920).

Макс Вебер, выдающийся немецкий ученый в области эко­номики, истории и социологии.

 

Социология – особая наука, не сводимая к естественным наукам.

Все общественные институты, структуры, формы поведения, основаны и регулируются смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря., наш субъективный смысл, приобретающий всеобщий и обязательный харак­тер, как раз и составляет суть социального.

Другое название для этого поня­тия - рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу – идеальному типу.

Идеальный тип – теоретическая конструкция, образ-схема, способ упорядочивания конкретного эмпирического материала. Она отражает не объективную реальность, а результат мышления ученого.

- искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.

- узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы.

Например, понятия капитализм, церковь, город, религия дают возможность понять реальность путем соотнесения ее с идеальным типом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.