Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Затраты на качество [1].






Тема 9. Экономические аспекты управления качеством

 

При определении основных подходов к учету затрат на качество, необходимо акцентировать внимание на следующем [1]:

1. Качество – это то, что желает получить потребитель (покупатель);

2. Качество измеримо и не является субъективным понятием;

3. Поскольку качество может быть измерено, им можно управлять;

4. Высшие руководители хотели бы принимать решения на основе экономических соображений и возможностей получить прибыль.

Частью работы представителя руководства по качеству и начальника отдела (бюро) управления качеством является представление информации о качестве в таком виде, который легко воспринимался бы высшим руководством и позволял принимать решения [1]. Это означает, что представитель руководства по качеству и отдел управления качеством должны обеспечить представление информации с позиций стоимости и потенциальной экономии.

Расходы, связанные с качеством, определяются ошибками, задержками, отказами и всякими мероприятиями, которые не добавляют ценности конечному продукту. Предупреждение ошибок и использование улучшенных технологий дают определенное сбережение затрат. Определенные улучшения могут быть достигнуты и за счет честного отношения к своему делу отдельных сотрудников (обеспечивающих постоянную экономию, оказывающих все необходимые услуги и сообщающих потребителям уверенность в том, что они получают продукцию или услугу престижного качества) [1].

Другими словами, высокое качество снижает затраты, позволяет лучше использовать ресурсы и является дружественным окружающей среде.

Ниже будут рассмотрены различные пути оценки расходов, связанных с качеством [1]:

1. Подход Тагути, утверждающего, что всякая изменчивость связана с расточительством, а низкое качество измеряется общими потерями для общества.

2. Модель PAF (Prevention, Appraisal, Failure – Предупреждение, Оценка, Отказы), которая в 1970 г. впервые была опубликована Американским обществом по управлению качеством под названием: «Quility costs – What? («Расходы по качеству – что и как?).

В 1990 г. этот подход был положен в основу Британского стандарта BS6143: Часть 2: 1990, «Введение в экономику качества – модель затрат, связанных с предупреждением, оценкой и отказами» [20, 21].

Эта модель PAF хороша для производственных предприятий.

3. Модель стоимости процесса (хороша для организаций, занимающихся предоставлением услуг, но пригодна и для производственных предприятий) – изложена в Британском стандарте BS6143: Часть 1: 1991, «Руководство по экономике качества – стоимостная модель процесса» [21, 22].

Масштабы затрат, связанных с качеством, по западному опыту обычно лежат в диапазоне 5…25% от торгового оборота компании.

 

Методы определения и оптимизации затрат на качество. Анализ затрат на качество [1]

 

В этом параграфе рассматривается модель PAF «Prevention – Appraisal – Failure», что переводится на русский язык в виде «Предупреждение – оценка – отказы».

 

Классификация затрат на качество [1]

 

Классификация затрат на качество, используемая в модели PAF, приведена на рис. 2.1. Общие затраты на качество по этой модели делятся на две группы [4, 20, 21]:

- затраты на достижение соответствия по качеству (их следует рассматривать как инвестиции, полезные затраты);

- затраты, связанные с несоответствием по качеству (потери, вредные и бесполезные затраты).

 

Рис. 1 Классификация затрат на качество по модели PAF [4, 20, 21]

Первая группа «Затраты на достижение соответствия по качеству» делится на 2 категории:

А. Затраты на оценку качества – стоимость оценки достигнутого качества.

В эту группу затрат входят стоимость контроля, испытаний и т. п., проводимых в процессе производства и после его завершения, например, затраты на [20]:

а) входной контроль;

б) выбор способа контроля;

в) проведение лабораторных приемочных испытаний;

г) контроль и испытание;

д) контрольное и испытательное оборудование;

е) поверку приборов и средств измерений, используемых в отделе технического контроля (ОТК);

ж) материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний;

з) анализ и доклад о результатах контроля и испытаний;

и) утверждение и одобрение доклада;

к) оценку (инвентаризацию) запасов материалов, сырья, комплектующих.

В. Затраты на предупреждение несоответствий – стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение дефектов и отказов, например, затраты на [4, 20]:

а) планирование качества;

б) разработку и конструирование измерительного и испытательного оборудования;

в) анализ качества и проверку конструкции;

г) поверку средств измерений, используемых для оценки качества в производственных цехах;

д) техническое обслуживание производственного оборудования;

е) подготовку кадров в области качества;

ж) анализ и доклад о характеристиках качества;

з) утверждение и одобрение доклада;

и) программы по совершенствованию качества.

 

Вторая группа «Затраты, связанные с несоответствием по качеству» подразделяется на следующие 2 категории [4, 20]:

С. Затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации – внутренние расходы, которые несет производственная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации до отправки продукции потребителю), например, затраты на [4, 20]:

а) брак;

б) замену, переделку и ремонт;

в) поиск и устранение неисправностей;

г) анализ дефектов и отказов;

д) повторные испытания и контроль;

е) разрешения на отклонения, модификацию и уступки;

ж) понижение класса качества;

з) простои (упущенная выгода).

 

D. Затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации – внешние затраты, возникающие за пределами производственной организации (после смены владельца) в результате неудачи в достижении установленного качества, например, затраты, связанные с [4, 20]:

а) жалобами;

б) гарантийным ремонтом или возвратом;

в) отвергнутой и возвращенной продукцией;

г) уступками;

д) потерями продаж (упущенной выгодой);

е) расходами на отзыв продукции;

ж) ответственностью за продукцию.

 

Сбор данных и отчет о затратах на качество [1]

Сбор данных и составление отчета о затратах, связанных с качеством, должен входить в обязанности экономического отдела, однако, инициировать начало работы по учету затрат на качество, несомненно, должен отдел управления качеством [21].

Исторически сложилось так, что до сих пор затраты, связанные с качеством, не рассматривались как требующие особого внимания со стороны руководства. Поэтому данные о затратах не представлялись в той форме, которая определена моделью «Предупреждение - оценка - отказ» (PAF). Может оказаться, что представлять данные о затратах по качеству в подобной форме (используя традиционные методы сбора, обобщения и представления информации) будет сложно. Более того, до тех пор, пока в организации не начнет работать эффективная система менеджмента качества, установить порядок сбора информации о затратах, связанных с качеством, может оказаться невозможным.

Поэтому часто именно отдел управления качеством (ОУК) предпринимает первые шаги по сбору и оценке затрат, связанных с качеством.

При оценке затрат первоначальная попытка расчета может привести лишь к приблизительным данным (их следует рассматривать лишь как первый опыт).

 

Цели первых шагов отдела управления качеством по предварительному анализу затрат по качеству [1]

 

Первые шаги отдела управления качеством по предварительному анализу затрат на качество преследуют следующие цели [21]:

а) Подключение к расчетам экономического отдела для того, чтобы:

- продемонстрировать ему, что от него хотят;

- определить, где возникают трудности с представлением данных в необходимой форме;

- получить уверенность в том, что окончательно получаемые данные найдут поддержку у экономического отдела;

- подготовить сотрудников экономического отдела к последующему сбору данных на постоянной основе;

в) Получение данных, которые были бы достоверными в известных пределах:

- не привлекая дополнительных ресурсов для точных расчетов, в которых нет особой необходимости;

- нацеливаясь на выявление основных статей затрат;

с) Представление результатов анализа высшему руководству для того, чтобы:

- дать количественное представление о затратах, связанных с качеством, и потенциально возможной экономии;

- дать средства для сравнения продукции с продукцией, подразделения с подразделением, подряжаемой компании с ее конкурентами;

- дать основу для выработки дальнейших целей и оценки степени их достижения;

- поощрить инициативу по сбору данных о затратах, связанных с качеством, на постоянной основе;

- предложить мероприятия по управлению и ограничению расходов, связанных с качеством.

 

Источники данных о затратах, связанных с качеством [1]

 

В качестве источников данных о затратах, связанных с качеством, могут быть использованы [21]:

- ведомости по зарплате;

- отчеты о производственных расходах;

- отчеты о браке;

- разрешения на отклонения и отчеты о переработке и устранении дефектов;

- отчеты о командировках;

- данные о стоимости продукции;

- отчеты о расходах на ремонт, замену и гарантийное обслуживание;

- протоколы (записи) контроля и испытаний;

- протоколы (записи) анализа материалов;

- бюджеты подразделений и т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.