Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное назначение и сущность государства






Сущность государства - это организация политической власти (социальный институт). Смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

Морозов Л.А. отмечает, что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1)классовый;

2)общесоциальный.

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые " общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как " правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".

В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.

Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно

служить.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства,

таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические

эпохи.

Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770-1831).

Сторонники договорной теории происхождения государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо).

Ф. Лассаль (1824-1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными

условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

Государственная власть – особая разновидность социальной власти.

Признаки:

- особый субъектный состав. (органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица).

- имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе».

- официально представляет всё общество, распространяется на всех и каждого, независимо от политических, религиозных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны.

Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона.

Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет.

Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку.

Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.

- легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);

- легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);

- государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).

Различают следующие типы легитимности:

1) вера в право (западная культура); необходимость реформ, основанных на правовых принципах;

2) вера в харизматического лидера, такого как Гитлер или Сталин (харизма (греч.) – «пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию»; этот тип легитимности характерен для России); 3) вера в традиции – традиционалистский тип легитимности (еще Конфуций говорил, что власть легитимна, если она опирается на сложившиеся обычаи, традиции, ритуалы; плох тот руководитель, который проводит реформы, не считаясь со сложившимися в обществе традициями)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.