Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Средневековая философия. Первый этап (II – III вв






Средневековая философия. Первый этап (II – III вв. н.э.) – апологетика – появление христианской литературы. Второй этап (IV – VIII вв.) – патристика: вера – исходное основание любого знания. Статус: философия подчинена (прислуживает) религии. Библия – первоисточник всех истин. Ее истолкование – основная задача философов. Принципы: монотеизм, теоцентризм (Бог во всем и суть всего), креационизм (все сотворено Богом), символизм (тленное лишь символ нетленного), провиденциализм (происходящее – реализация Божьего промысла), эсхатологизм (грядет конец света и Страшный суд). Этапы: - апологетика (II-III вв. н.э.) – доказывание того, что вера шире и могущественнее разума («верую – ибо абсурдно»);
- патристика (IV-VIII вв. н.э.) – разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»);
- схоластика (IX-XIV вв. н.э.) – религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов. Главная проблема схоластики универсалии: мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, – «номиналисты».

Философия Августина посвящена проблемам бытия и времени, движению истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли разума. Выдвигал веру в качестве исходного основания: «верую, чтобы понимать». Все сущее есть благо. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.

третий этап (IX – XV вв.) – схоластика. Обращается к рациональным методам знания при рассмотрении «сверхрациональных» предметов. «Понимаю, чтобы верить». Между истиной науки и истиной веры существует гармония.Фома Аквинский разграничивает область философии (науки) и теологии (религии). Рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как “чистую форму”, “чистую актуальность”. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.Философская мысль Возрождения. Человек является важнейший объект философского рассмотрения.



Джордано Бруно. Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень бытия. Природа одушевлена. Конечной целью познания является созерцание божества.Николай Коперник выдвинул принципиально иную картину бытия. Он предложил новую модель вселенной. В центре новой системы находится не Земля, а Солнце. Согласно Копернику, космос бесконечен. Процессы, происходящие в космосе, лишены священного смысла и объяснимы с позиции природы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.