Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Произведите синтаксический разбор простого предложения.




Наречие-это неизменяемая часть речи, которая обозначает

1.признак действия ( говорить по- казахски, ехать молча);

2.признак предмета (разговор впустую);
3. признак признака ( оченьгрустно)


Наречие является неизменяемой частью речи, оно не спрягается, не склоняется, не согласуется

с другими словами. Сравните: тихая игра- тихое пение- тихий дом. Но : тихо поет- тихо играет- тихо в лесу.

У наречий нет окончаний , они образуются при помощи специфических суффиксово- е, ски:

хорошо,громче,творчески и ьи,- ему-, ому( в сочетании с -по),по-медвежьи,по-новому
В предложении наречие чаще всего примыкает к глаголу, реже к прилагательному, существительному,

наречию: идти быстро (признак действие), По- зимнему свежий ( сочетание по – суффикс- ему), очень громко (признак признака)

В предложении наречие является обстоятельством Звезды (как?) приветливо,(как?)дружески мигают с небес.

Особую группу наречий составляют слова, которые не называют
признак, а лишь указывают на него. Это местоименные наречия.

Они делятся на следующие группы:

указательныездесь, там, тут, туда, тогда и др.;

неопределённыегде-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.;
вопросительныегде, куда, когда, зачем и др.;
отрицательныенигде, никуда, негде и др.

2.Определение. Найдите в тексте согласованные и несогласованные определения. Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей? Определения делятся на две разновидности по способу выражения: согласованные определения; несогласованные определения. Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться: 1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку. 2) Местоимением: Наша дорога. 3) Числительным: Дай мне второй том. 4) Причастием: Зеленеющий лес Согласованные определения чаще всего стоят перед определяемым словом. Несогласованные определения Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже ). И могут выражаться: 1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже : Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика. 2) Инфинитивом: Стремление увидеть. У меня есть желание учиться. 3) Наречием: Мне подали яйца всмятку. Я люблю прогулки пешком. 4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше. 5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира. 6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати. Несогласованные определения могут обозначать принадлежность, если они выражены именем существительным без предлога в родительном падеже.   Билет №21 1.Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.Правописание служебных частей речи. Приведите примеры. 2. Дополнение. Найдите в тексте прямые и косвенные дополнения; укажите, чем они выражены. 3. Произведите синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия предметов и являются самостоятельными членами предложения. Служебные части речи не называют предметы, признаки, количество, действия предметов, служат для связи слов в предложении и не являются самостоятельными членами предложения. ЧСлужебные части речи: Предлог, союз, частица. Предлог- служебная часть речи, К Которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги не изменяются не являются членами предложения. Нр. На столе , к уроку, у друга. Предлоги: в, на, над, перед, от, у, из- под, из-за. Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союзы, состоящее из одного слова, называются простыми а, и, но, да, или, либо, когда едва, будто итд. Союзы , состоящее из нескольких слов, называются составными: в связи, с тем, что, ввиду того, что, в то время, вследствие того и др. Союзы не изменяются и не являются членами предложения Частица-служебная часть речи, с помощью которой образуется формы наклонений глагола и изменяется значение слов, словосочетаний, предложений Служит для внесения дополнительных оттенков в предложения. Например: Воти крепость (частица вотимеет указательное значение); Янеприеду (частица не имеет отрицательное значение); Пустьвсё решает мать (с помощью частицы пустьобразуется повелительное наклонение глагола – пусть решает). 2. Частицы, как и другие служебные части речи, не изменяются. 3.Частицы не являются членами предложения. 4. По значению и выполняемой функции частицы делятся на разряды: а)смысловые и модальные– выражают дополнительные смысловые оттенки и отношение говорящего к высказыванию: указательные – вот, вон, это; Воти деревня; Вонкуда упала стрела; Астана – этостолица Казахстана. уточнительные – служат для уточнения слов и выражений: именно, как раз, просто, ровно, точно, чуть не; Дай мнеименноэту книгу; Это былточноон; Тебя мнекак рази нужно. ограничительные – придают слову или словосочетанию ограничительный оттенок, выделяя логически это слово или словосочетание: только, лишь, всё, всего, хотя бы, хоть бы; Толькоты этому веришь;Лишьты этому веришь; Он пробыл здесьвсегодва часа. Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей(то есть всех, кроме именительного): кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение в предложении выражается именем существительным или местоимением: Черные облака закрыли (что?)солнце. Я собирал (чего?) яблоки. Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей): Нр. Тренер вручил юному футболисту его первую медаль. В данном предложении слово футболист является косвенным дополнением, а слово медаль — прямым. Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия[какие?]. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько. При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховым пунктиром. Билет №22 1.Расскажите о правописании глаголов на –ться, -тся. 2.Текст – описание. В данном тексте – описании укажите основные признаки описываемого. 3. Произведите синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросычто делать? что сделать? На небе начали(что делать?)появляться первые звёзды. Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? На небе скоро (что сделают?)появятся первые звёзды. Саша(что делает?)учится читать. Если в предложении нет подлежащего, ивопрос к глаголу поставитьнельзя, значит этот глагол стоит в форме 3-го лица ед. ч. ипишется без ь. Учиться всегдапригодится. Не годитсяей молодиться! Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – "что делать?" или "что делает?". Если в вопросе есть мягкий знак, значит, он есть и в глаголе. 2.Текст - это совокупность связанных по смыслу предложений. В русском языке он служит для описания чего либо, для письменного изложения своих мыслей. Есть несколько типов текста: текст – повествование, текст- описание, текст- рассуждение. Мы сейчас рассмотрим текст- описание, для этого нам надо выделить слова, помогающие строить описание, необходимо создать описание сначала мы называем общие признаки, затем перечисляем признаки частей (рост, вес, цвет, лицо, голова) далее даем оценку предмету. Например, опишем собаку. Это- собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится. Я давно прошу маму купить мне собаку. Ведь собака-это преданный друг, Умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить от обидчика. Это текст – описание отвечает на вопрос какой? Теме посвящен ? Собака, признаки частей ( короткие и сильные лапы, висячие Уши и длинный хвост ), оценка предмета (Мне она очень нравится.) Здесь последовательное описание предмета, то есть характеристика дано собаке. В тексте есть предложение однородные определение ( короткие, сильные, висячие, длинный) В тексте есть объективная характеристика (помощник , защитник) Текст — это последовательность символов, объединенных в предложения, которые связаны между собой по смыслу или одной темой. Билет №23 1. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Текст – рассуждение. В данном тексте – рассуждении назовите его композиционные части. 3. Определите способы образования данных слов. Словосочетание— это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу: Свет (какой?) теплый, Идешь (где?)по лесу. Медленно(как?)идешь Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому: красивый (какой?)цветок. Читать(что?) книгу, Белый (от чего?)от снега. По своему строению и значению словосочетания бывают разными. Они могут состоять из: 1. имени существительного и имени прилагательного, двух имён существительных с предлогом и обозначать предмет и его признак: большой стол, зимнее утро, стол из дерева.2.глагола и имени существительного и обозначать действие и предмет, который с ним связан: клеить обои, писать письмо, встретить друга; 3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак: петь громко, смотреть далеко, шагать быстро. Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют. 2. Текст -рассуждение - одно из самых сложных заданий . Оно требует не только хорошего знания материала, но и высказывания собственных мыслей. Кроме этого, оно предполагает наличие логики повествования и умения аргументировать свою позицию. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Повествование – это описание ряда событий и явлений, которые последовательно и динамично развиваются, следуя друг за другом или проистекая одно из другого. Цель, которую ставит автор, используя данный тип – донести до читателя действия, события в их последовательности в определенных временных рамках, передать действительность динамически, в ее развитии. Повествование ведется от третьего или первого лица. Как тип речи повествование имеет свои характерные особенности. Во-первых, любой повествовательный текст имеет следующую схему построения: 1) экспозиция (не всегда есть); 2) завязка (с чего начинаются события); 3) развитие действия; 4) кульминация (момент истины); 5) развязка (чем заканчиваются события) Как тип речи повествование в чистом виде используется в основном в таких жанрах, как письма, воспоминания. В других жанрах тексты обычно носят описательно-повествовательный характер. Можно сказать, что повествование – это основной тип речи художественного жанра. Основные вопросы, характерные для данного типа речи: Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? Примеры повествования: 1) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков) В этом тексте есть завязка ( гладить, щекотать) Развитие действия - последовательное ( дергает, надавал, прыгает, садиться и скалить) В этом тексте стоит в начале рассуждение (совсем как у ребеночка)далее делается вывод (Я и мигнуть не успел), а затем доказательствословесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение вопрос: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать автор? Билет №24 1. Наклонение глаголов. Определите наклонения глаголов в данных предложениях.
  1. Текст – повествование. В данном тексте – повествовании укажите глаголы
со значением последовательности действия.
  1. Фонетический разбор слова.
Глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: Изъявительное, сослагательное (или условное), повелительное. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле. Нр. Я прочитал эту книгу. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу.В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, в глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. ) Я прочиталбыэту книгу, если бы было время Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам. Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание. Прочитай-ка эту книгу, много полезного найдешь для себя. 2.Текст – повествование.( рассказ, сообщение, событие, действие, явление) Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга: По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой, потом на попутке… Долго шлапешком по лесу, чуть не заблудилась. Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил: «Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать». Лидия Борисовнаспросила: «Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?» Он ответил: «Лида, в России надо жить долго» (Д. Рубина). В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор. Примерами самых коротких повествований могут считаться знаменитое письмо Цезаря, рассказывающее о стремительной победе в битве при Зеле (Пришел, увидел, победил), или классическая цитата из кинофильма «Бриллиантовая рука»: Споткнулся, упал, очнулся – гипс. Они очень точно передают сущность повествования - рассказа о том, что произошло. Билет №25 1. Склонение имен существительных. В данном тексте найдите существительные и определите их склонение.
  1. Причастие. В данном тексте найдите причастия и объясните постановку знаков препинания.
  2. Произведите разбор слова по составу.
Склонение существительных Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения имен существительных. Первое склонение. Имена существительные женского, мужского рода с окончаниями -а, -я в И. п. ед. ч. относятся к 1 склонению: зима, земля, юноша, дядя. Второе склонение. Имена существительныемужского рода снулевым окончанием, среднего и мужского рода с окончаниями -о, -е в И. п. ед. ч. относятся ко 2 склонению: стол, дождь, яблоко, поле, домишко, подмастерье. Третье склонение. Имена существительные женского рода снулевым окончанием и имеющие мягкий знак на конце в И. п. ед. ч. относятся к 3 склонению: радость, ночь, рожь, мышь, тень.   Чтобы узнать склонение имени существительного в предложении, нужно его поставить в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение. У существительных, имеющих форму только множественного числа, склонение не определяется: сани, ворота, дрова Разносклоняемые имена существительные. Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём). Несклоняемые имена существительные. Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму. Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи). Обратите внимание, как образуется форма родительного падежа множественного числа у некоторых существительных 2-го склонения. Нулевое окончание: сапог, солдат, чулок, валенок, блюдец, полотенец. Окончание -ов, (-ев): носков, гектаров, граммов, щупальцев, болотцев. Окончание -ей: коленей, лагерей, якорей. 2.Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам и имеют такие же падежные окончания: синеющая (и.п.), синеющей (р.п.), синеющую (в.п.), о синеющей (п.п.); решенный (вопрос) – решенные (вопросы); улыбающийся (мальчик) – улыбающаяся (девочка) – улыбающееся (дитя). В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли определения: Ребяческий крик, (какой?) повторяемый эхом, с утра и ночи гремит по лесам. Причастия, как и глаголы, сохраняют: значение действия: идущий по реке пароход – пароход, который идет по реке; брошенный в корзину мусор – мусор, который бросили в корзину; возвратность / невозвратность: озарявшийся – озарявший; вид (совершенный и несовершенный): придуманный – думавший; время (настоящее и прошедшее): называющий, сохраняемый – называвший, сохраненный. озарявшийся – озарявший; вид (совершенный и несовершенный): придуманный – думавший; время (настоящее и прошедшее): называющий, сохраняемый – называвший, сохраненный.  
В предложении наречие чаще всего примыкает к глаголу, реже к прилагательному,





mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал