Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные макроэкономические показатели




1. Чистый национальный продукт ЧНП определяется как разница между ВНП и совокупной суммой амортизационных отчислений или стоимостью износа оборудования, зданий и коммуникаций хозяйственного назначения за период создания ВНП. Вычитая из ВНП амортизационные отчисления, представляющие собой утраченные для потребителей издержки, получаем остаток, составляющий годовой объем национальной экономики, который страна может реально потребить, или чистый национальный продукт.

ЧНП — это действительный объем конечных продуктов, произведенных за год, т.е. ВНП, за исключением износа факторов производства:

ЧНП = ВНП - А.

2. Для того чтобы потреблять, необходимы доходы. Вначале их получают собственники экономических ресурсов, т.е. те, кто непосредственно создает ЧНП. Эти доходы возникают в ходе реализации производственного чистого продукта в форме ренты, заработной платы, прибыли и процента. Частью этих доходов их получатели вынуждены делиться с государством, которое изымает из них свою долю в виде косвенных налогов на добавленную стоимость, налога с продаж, акцизов, налогов на имущество, лицензионных платежей и таможенных пошлин. Общая сумма этих налогов составляет основную часть доходов государства.

Общую сумму доходов отражает показатель национальный доход (НД). Он рассчитывается как разница между ЧНП и величиной косвенных налогов.

Национальный доход (НД) — это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента).

Он рассчитывается по формуле

НД= ЧНП - Кн, где ЧНП — чистый национальный продукт, Кн - косвенные налоги

3. Получатели доходов не только косвенно, но и прямо делятся своими средствами с государством. Наиболее значительную часть здесь составляют налоги на прибыль хозяйственных субъектов, а также сборы на социальное страхование. Оставшаяся после вычетов сумма НД составляет личный доход. Личный доход получают не только собственники экономических ресурсов, но и работники государственного сектора (бюджетная сфера), и нетрудоспособные, в том числе пенсионеры и инвалиды.

ЛД=НД - НПк -ЧПк - Вс , где НД — национальный доход; НПк –налог на прибыль корпораций; ЧПк - чистая (нераспределенная) прибыль корпораций Вс - взносы на социальное страхование; Т - трансферт (пенсии, стипендии, пособия).

4. Сумма средств, остающаяся у населения после вычета из личного дохода индивидуальных налогов и сборов, в том числе подоходного налога и налога на недвижимое имущество, составляет личный располагаемый доход. Средства из личного располагаемого дохода используются на личное потребление и сбережения.

Личный располагаемый доход (персональный доход ПД),



ПД=НД - НПк -ЧПк - Вс +Т-ЕН

Тема: Макроэкономическая нестабильность

1. Безработица и её формы

2. Индексы цен. Инфляция и её виды

 

1. Безработица и её формы

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL).

POP = L + NL

К категории «не включаемых в численность рабочей силы» относятся люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу. В эту категорию автоматически попадают: 1) дети до 16 лет; 2) люди, отбывающие срок заключения в тюрьмах; 3) люди, находящиеся в психиатрических лечебницах; 4) инвалиды.

Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов. Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут:

- студенты дневного отделения (поскольку должны учиться)

- вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья – поскольку либо уже отработали свое, либо больше не могут работать)

- домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд)



- бродяги (поскольку просто не хотят работать)

- люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратившие поиск работы. (Поскольку отчаявшиеся работники учитываются в численности «не включаемых в рабочую силу», а не в численности безработных, несмотря на то, что они хотели бы трудиться, то их наличие в экономике занижает официальный показатель уровня безработицы).

К категории «включаемых в численность рабочей силы» относят людей, которые либо

имеют место работы в общественном производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут, т.е. предпринимают специальные усилия по поиску работы. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:

· занятые (employed - E) – это люди, имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную (в этом случае он считается неполно или частично занятым). При этом человек считается занятым, если он не работает по следующим причинам: 1) находится в отпуске; 2) болеет; 3) бастует; 4) из-за стихийных бедствий. В эту категорию, однако, не попадают люди, занятые в «теневой экономике», поскольку они официально нигде не зарегистрированы и не учитываются статистическими службами.

· безработные (unemployed - U) – это люди, не имеющие работу, но активно ее ищущие или ожидающие начало трудовой деятельности с определенной даты. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна сумме количества занятых и безработных: L = E + U (При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно, если это не оговаривается специально, рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = U/L × 100% или u = U/(E + U) × 100%

Виды безработицы.

Выделяют три основные причины безработицы: 1) потеря работы (увольнение); 2) добровольный уход с работы; 3) первоначальное появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

· Фрикционная безработица связана с поиском работы и ожиданием выхода на работы. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

· Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами (structural shifts) в экономике, которые связаны:

- с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы;

- с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная. С одной стороны, увеличение спроса на продукцию отраслей, где он пока низок, может произойти через неопределенно длительный период времени или даже не произойти вовсе, а с другой стороны, найти работу в новых отраслях, порожденных научно-техническим прогрессом, без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно.

Как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное даже в высокоразвитых экономиках, так как связана с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы. Структура спроса на продукцию разных отраслей постоянно меняется и также постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят, и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу.

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название «естественного уровня безработицы» (natural rate of unemployment – u*). Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят. Реальный объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным уровнем выпуска или потенциальным выпуском. Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике имеются только фрикционные и структурные безработные, то естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

Величина естественного уровня безработицы меняется с течением времени. Так, в начале 60-х годов она составляла 4% рабочей силы, а в настоящее время 6%-7%. Причиной роста величины естественного уровня безработицы является увеличение продолжительности времени поиска работы, когда люди находятся в безработном состоянии, что обусловлено:

- увеличением размеров выплат пособий по безработице;

- увеличением продолжительности времени выплаты пособий по безработице;

- ростом доли женщин в составе рабочей силы;

- увеличением доли молодежи на рынке труда.

Величина безработицы, равная разнице между фактическим уровнем безработицы и естественным уровнем безработицы представляет собой третий тип безработицы и носит название циклической безработицы.

· Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы, связанные с краткосрочными колебаниями экономической активности. Циклическая безработица – это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике, когда фактический ВВП меньше, чем потенциальный. Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов, и фактический уровень безработицы выше, чем естественный. Всовременных условиях существование циклической безработицы связано как с недостаточностью совокупных расходов в экономике (низким совокупным спросом), так и с сокращением совокупного предложения.

Фактический уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение общего количества безработных (фрикционных + структурных + циклических) к общей численности рабочей силы или как сумма уровней безработицы всех типов:

u факт.= (U/L)× 100% = u фрикц. + u структ. + u цикл.

Поскольку сумма уровней фрикционной и структурной безработицы равна естественному уровню безработицы, то фактический уровень безработицы равен сумме естественного уровня безработицы и уровня циклической безработицы: u факт.= u* + u цикл.

Последствия безработицы. Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – это, во-первых, психологические и социальные и, во-вторых, политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Социальными последствиями безработицы являются также рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода в настоящем, а также потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу, что обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем.

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП:

Зависимость между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий вывел в начале 60-х годов экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). Формула, отражающая эту зависимость, получила название «закона Оукена»:

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП, выраженного в процентах. В правой части u – фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, b - коэффициент Оукена (b > 0), который показывает, на сколько процентов сокращается фактический ВВП по сравнению с потенциальным ВВП, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт. Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Государственная политика борьбы с безработицей. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы мерами являются:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро по трудоустройству)

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

- усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

- создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

- создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

- помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

- создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

 

2. Индексы цен. Инфляция и её виды

Термин «инфляция» применяется в экономической литературе со второй половины ХIХ в. Этот термин взят из медицины, где им обозначались заболевания, связанные с разрастанием злокачественных опухолей.

Инфляция представляет собой денежное явление и определяется процессами, происходящими в сфере денежного обращения. Зародившись на денежном рынке, инфляция проникает вглубь экономической системы, поражая другие ее элементы.

В современных условиях под инфляцией в основном понимают либо рост общего уровня цен в экономике, либо снижение покупательной способности денежной массы, обращающейся в экономике, т.е. снижение стоимости денег.

Современная инфляция – многофакторный процесс, представляющий собой восстановление равновесия между покупательной способностью общества, выраженной в деньгах, и доступным товарным обеспечением и услугами, которые могут быть куплены посредством повышения цен. Другими словами — это процесс восстановления равновесия между товарным обеспечением, определяющим товарное обращение, и денежным обращением, неизбежным проявлением которого является рост общего уровня цен.

Инфляция выступает как многофакторный процесс, поэтому для выделения форм и видов инфляции используют разнообразные критерии.

Различают следующие виды и формы проявления инфляции:

1. По степени проявления и темпам наращивания инфляционных процессов:

— ползучая инфляция, проявляющая в длительном постепенном росте цен. Для такой инфляции характерны невысокие темпы их роста, примерно до десяти процентов в год, которые воспринимаются как результат ассортиментных сдвигов;

— галопирующая инфляция в виде скачкообразного роста цен. Такая инфляция трудно управляемая. Темпы роста цен, как правило, при ней выражаются двузначными цифрами. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров, так как инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов;

— гиперинфляция, которая представляет наибольшую опасность. Темпы роста цен при этой инфляции очень высок, свыше 50% в месяц (в течение нескольких месяцев). Особенностью этого вида инфляции является ее неуправляемость: цены перестают выполнять свои функции, на полную мощность работает печатный станок, развивается спекуляция, производство дезорганизуется.

2. По способам возникновения:

— административная, порождаемая административно-управляемыми ценами;

— инфляция издержек — инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а вместе с ними и цены на товары и услуги;

— инфляция спроса, проявляющая в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен;

— инфляция предложения — инфляция, проявляющая в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

— импортируемая инфляция, вызванная воздействием внешних факторов, таких, как чрезмерный приток иностранной валюты в страну, повышение импортных цен и т.д.;

— индуцированная инфляция — инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;

— кредитная инфляция, которая вызвана чрезмерной кредитной экспансией.

3. С позиции ожидаемости:

— ожидаемая инфляция;

— непредвиденная — уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период.

4. С позиции сбалансированности:

— сбалансированная — цены на товары и услуги растут в одинаковых пропорциях;

— несбалансированная — цены на товары и услуги растут в разных пропорциях. Несбалансированная инфляция характерна для высокомонополизированных экономик.

5. В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают:

— открытые типы инфляции, которым свойственна тенденция к повышению цен;

— подавленные типы, которые возникают потому, что государство пытается подавить, погасить формы проявления инфляции, вместо того чтобы систематичёски заниматься противоинфляционной политикой.

Структурная инфляция, вызванная диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения. По отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства.

Обязательными признаками подавленной инфляции являются различные способы административного регулирования цен. Для подавления форм проявления инфляции государство может ввести временное замораживание цен и доходов, установить Верхние пределы их роста, удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда. Возможен и крайний вариант — тотальный административный контроль над ценами и доходами.

Подавленной инфляции сопутствуют деформации рыночного механизма, глубина и продолжительность которых зависят от того, в каких формах осуществляется регулирование экономики. Если практикуется всеохватное централизованное планирование цен, то следует говорить уже не о деформации, а о разрушении рыночной системы.

Признаком подавленной инфляции является существование разрыва между административно-установленными ценами и другими, более высокими, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом. Результатом этого является перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую хронический дефицит в официальном секторе экономики, сопровождающийся процветанием той части теневой экономики, которая занимается перепродажей товаров по равновесным ценам.

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation - p), который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года (P t) и общего уровня цен предыдущего года (P t – 1) к уровню цен предыдущего года:

Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3—4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. Но, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, инфляция оказывает на экономическое развитие негативное влияние

— инфляция подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

— усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

— инфляция ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличение зарплаты получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

— снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, происходит скрытая конфискация денег у населения государством;

— обесцениваются сбережения населения;

— снижается реальная ставка процента при росте номинальной;

— уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешевых товаров;

— цены перестают выполнять информационную функцию;

— ухудшаются условия жизни у пенсионеров, служащих, студентов, т.е. представителей социальных групп с твердыми доходами;

— инфляция, являясь следствием экономического спада и разбалансированности экономики, в свою очередь, усугубляет диспропорции воспроизводства и дезорганизует хозяйственные связи;

— неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление антиинфляционным процессом таким образом, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а ее уровень — умеренным. Для этого используются денежно-кредитные, бюджетные, налоговые методы, мероприятия в области политики доходов, стабилизационные программы, проведение радикальных экономических реформ. Выделяют два варианта проведения антиинфляционной политики:

ортодоксальный вариант, который предполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает в себя либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках; введение свободных цен и поддержание плавающего и стабильного курса национальной валюты; постоянное сокращение деятельности государства в экономике; поддержание темпов роста денежной массы в соответствии с возможностями производства;

гетеродоксальный вариант основан на более активном вмешательстве государства в ход экономических процессов и предполагает временное замораживание заработной платы, роста цен; поддержку предпринимательства; снижение налогов; привлечение сбережений населения; развитие рыночной инфраструктуры; регулирование внешней торговли и валютных операций.

Дефляция (лат. deflatio — выдувание, сдувание):

ü спад, замедленное падение или замедленный рост цен на денежно-кредитном рынке, сопровождается снижением выпуска продукции и ростом безработицы.

ü искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции посредством увеличения налогов, повышения учётной ставки, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета путём кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т.д.

Дефляция – 1) тенденция к снижению среднего уровня цен в экономике в следствие уменьшения совокупного спроса, снижения стоимости товаров за счёт производительности общественного труда либо сокращения количества денег в обращении;

2) политика ограничения спроса, имеющая целью замедлить рост цен или вызвать их снижение. Д. является наиболее действенным средством борьбы с инфляцией и ее последствиями.

В экономическом плане Д. опирается на количественную концепцию монетаризма. В социальном плане Д. оказывает явное предпочтение закономерностям функционирования рыночной экономики перед требованиями об учете интересом наименее защищенных социальных групп (пенсионеров, студентов, многодетных семей и т.п.). В техническом плане Д. предполагает, что работа всех механизмов, через которые деятельность и поведение людей вызывают и поддерживают инфляцию имеет обратимый характер. В известной мере приемы Д. направлены на создание положения, противоположного инфляции в том виде, в каком их анализирует монетаризм. Все виды дефляционной политики сводятся к принудительному сужению денежных потоков следующими группами мероприятий: а) изъятие государством из обращения части денежных средств — фактическое уничтожение купюр, выведенных из оборота и обмененных на новые купюры, но в меньшем количестве; б) сокращение финансовых средств, функционирующих в экономике (финансовая Д.); погашение задолженности государственной казны банковской системе, ограничение возможностей предоставления кредита при помощи специальных мер, повышение учетной ставки, выпуска государственных займов с целью изъятия свободных платежных средств из экономики; в) проведение бюджетной и налоговой политики, отдающей приоритет собиранию денег перед расширением государственных расходов: налоговое изъятие средств из потребления и инвестиций, в частности при помощи подоходного налога; политика сбалансированности бюджета и превышения доходов над расходами (ограничение государственных расходов на инвестиция и функционирование аппарата, сохранение относительно высокого уровня налоговых поступлений); г) применение различных мер государственного регулирования: блокирование или принудительное снижение цен и заработной платы, ограничение некоторых социальных льгот (социальное обеспечение), организация производства и координация политики предприятий (соглашения).

Тема: Экономический рост и развитие.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.065 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал