Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если зал обладает свойством реверберации, следует перейти на штрих






Конспект №10

Музыкальная артикуляция

Термин звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения мелодии (кантилена, партаменто, маркато, легато). Звуковедение вместе с голосообразованием входит в понятие вокальной техники.

Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции (articulo(лат.) – расчленяю). Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях:

1. как работа органов речи, направленная на произнесение звуков;

2. как одно из средств осуществления фразировки;

Штриховая техника является элементом артикуляции.

Шкала степеней слитности и расчлененности условно разделяется на 3 зоны:

1) слитность звуков – legato;

2) расчлененность звуков – non legato;

3) краткость звуков – staccato;

Каждая из этих зон включает целый ряд градаций.

Штрихи объединяются в группы по определенным признакам:

· звуковысотные (с использованием измененной звуковысотности):

Glissando

partamento ( скользящий переход от одного к другому звуку)

· динамические (с использованием динамики):

Sf

Marcato

Marcando

· тембровые:

Пение с закрытым ртом на различные слоги и гласные

Безтекстовая вокализация

Приемы зуковедения диктуются характером музыкального материала.

Кантилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике

· legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.

legato – плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии. В нотах не проставляется. Лиги в нотах относятся не характеру звуковедения, а к особенностям подтекстовки или фразировки.

Прием legato трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего legato удается в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение legato при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает legato, скачкообразное осложняет. Legato может иметь разные градации.

Если при пении на гласные хоровая партия начинает “плавать”, к гласным звукам надо добавить сонорные (м, н, л) или звонкие (д, з) согласные.

 

Если зал обладает свойством реверберации, следует перейти на штрих

non legato.

· Non legato - сложный штрих, содержит элементы legato и staccato. Звуки теряют свою непрерывность, приобретают относительную самостоятельность. Разделяются небольшой цезурой при задержке дыхания, во время задержки голос перестраивается на новый звук без “подъезда”, ощущение четкой атаки каждого звука должно сохранится.

Non legato – применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере или для обозначения значительности текста. В работе над такими партитурами, чтобы не получилось однообразного пения по слогам, надо наметить динамику фраз, предложений.

 

· Marcato – выделяя, подчеркивая – штрих более жесткий чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента.

В нотах проставляется редко, степень разная. В хоровой практике используется как средство овладения ритмом произношения, в зависимости от стиля и исполнительной задачи имеет различные градации. Обычно акцент совпадает с сильной долей (если расходится – надо обозначить). Акцент можно достигнуть за счет ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звуков. Акцент бывает 3 видов: метрический, ритмический, фразирующий.

 

· Staccato – отрывисто – мастерство заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе.

Звуковой поток на staccato трактуется как единая певческая линия на одной певческой позиции. Staccato должно быть упругим и всегда легким, но негромким. Работа над овладением этим штрихом прививает гибкость голосу, точность атаки, уничтожение “подъездов”. Придает произведению тонкость,
легкость, грациозность. Может иметь самые разные градации. Упражнение на staccato тренирует мышцы диафрагмы. Staccatto хорошо активизирует голосовые мышцы, полезно для детской практики. Лучше всего отрабатывать на слог “ку”.

 

· Tenuto – выдержанно, точно по длительности и силе – от начала звука до конца петь одинаково во всех отношениях (по плотности, силе, нюансу, длительности).

· Glissando – скользя от звука к звуку.

· Portamento – перенося звук – Прием исключительно сольного исполнения. Вносится в исполнение самим исполнтелем, между звуков образующих узкие интервалы. Этим штрихом нельзя злоупотреблять – неумеренное пользование придает исполнению слащавость, подъезды, но иногда указывается автором.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.