Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различие между релизерами и психологическими релизерами






Идея ключевых стимулов, возникшая в рамках этологии, легла в основупредставления о так называемых «психологических релизерах», которые анализируются в экологической психологии. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

Между собственно релизерами и психологическими релизерами существуют два принципиальных отличия.

Во-первых, если на воздействиесобственно релизера животное или человек дает строго определенную реакцию безусловно-рефлекторно, то воздействие на человека психологических релизеров всегда так или иначе опосредствовано всем его внутренним миром. На разных людей одни и те же психологические релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека они также могут влиять различнымобразом в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста деятельности и т. д.

Во-вторых, если собственно релизерами могут являться только непосредственно воспринимаемые стимулы, т. е. связанные с первой сигнальной системой, то в качестве психологических релизеров, определяющих направление и характер формирования субъективного отношения человека к тому или иному природному объекту, могут выступать и стимулы, получаемые им через вторую сигнальную систему (как правило, это вербальная (словесная) информация). Поэтому в экологической психологии, чтобы подчеркнуть эти различия, при анализе процесса формирования отношения к природным объектам используется термин «психологический релизер»1. ( Следует отметить, что отдельные психологические релизеры, в сущности, являются собственно релизерами в их этологическом понимании.)

Психологические релизеры весьма разнообразны по своему характеру и могут оказывать воздействие по всем трем каналам формирования отношения:

· перцептивному,

· когнитивному и

· практическому.

Существенная роль психологических релизеров в процессе формирования субъективного отношения к природным объектам была экспериментально подтверждена в специальном исследовании, проведенном на школьниках 11-12 лет.

Испытуемым зачитывались два небольших рассказа под общим названием «Необычайные приключения Коли», в которых описывались встречи мальчика с инопланетными существами: «хорошим» и «плохим». В описании первого существа использовались релизеры, способствующие формированию положительного отношения, в описании второго—отрицательного. Релизеры в рассказах попарно уравновешивались: например, у первого существа «большие голубые глаза», у второго— «узкие стеклянные глаза». Рассказы были сконструированы только из психологических релизеров и связующих сюжетообразующих элементов: «подошел», «увидел», «побежал». и т.д.., всякие оценочные суждения, характеристики и т. п. исключались. Таким образом, то или иное отношение к этим существам могло формироваться только под влиянием воздействия релизеров.

После прочтения рассказов испытуемым предлагалось с помощью 5-балльной шкалы ответить на четыре вопроса, соответствующих четырем компонентам интенсивности отношения: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному.

1. Понравилось ли Вам это существо, вызвало ли оно у Вас симпатию?

2.Захотели ли Вы узнать еще что-нибудь об этом существе?

3. Хотелось ли Вам делать что-то вместе с этим существом (играть, учиться и т.п.)?

4.Если кто-то из Ваших друзей и знакомых мог бы чем-то ему угрожать, вступили бы Вы с ними в конфликт, чтобы защитить это существо?

Оказалось, что по каждому вопросу в отдельности и по сумме всех вопросов первое существо получило значительно более высокие оценки, чем второе, иными словами, первому существу сформировалось, значительно более положительное отношение, чем ко второму.

Интересно, что у мальчиков не было обнаружено достоверных различий в стремлении получать информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, но существовало различие в готовности их защищать. У девочек же, наоборот, фактор «положительности» релизеров оказал значимое воздействие на желание получать информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, но не имел решающего значения в плане готовности их защищать: они стали бы это делать и в том, и в другом случае. Таким образом, «знак» (положительный или отрицательный) психологических релизеров, связанных с природным объектом, самым существенным образом определяет направление развития отношения к нему

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.